Изобретение относится к транспортному машиностроению и может найти применение на гусеничных транспортных средствах.
Цель изобретения - упрощение монтажа-демонтажа дополнительных тележек путем обеспечения корректировки соосности отверстий последних с телескопическими элементами.
На фиг. 1 показан гусеничный движитель, смонтированный на транспортном средстве, вид спереди; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на .фиг.4 - разрез В-В на фиг.2 в варианте с дополнительными ходовыми тележками; на фиг.5 - разрез В-В на фиг. 2 в варианте с отсоединенной дополнительной тележкой; на фиг. б - разрез Г-Г на фиг.4; на фиг. 7 - сечение Д-Д на фиг.4; на фиг. 8 - участок основной ходовой тележки с ползуном, телескопическим элементом и силовыми гидроцилиндрами, соединенными с золотниковым гидрораспределителем.
Гусеничный движитель транспортного средства содержит размещенные на корпусе 1 транспортного средства при помощи
упругих элементов (рессор) 2 основные ходовые тележки 3 с приспособлениями 4 для быстросъемного соединения дополнительных ходовых тележек 5.
Ходовые тележки 3 и 5 имеют одинаковую конструкцию и каждая из них содержит остов 6, на котором при помощи кронштейнов 7 закреплены опорные катки 8 и поддерживающие ролики 9, установленные на.осях 10 и подшипниках 11.
В передней части остова 6, в его вильчатой части, при помощи оси 12 и подшипников 13 установлено направляющее колесо 14. Ось 12 колеса расположена с возможностью перемещения вдоль остова, что необходимо для натяжения гусеничной ленты. Механизм натяжения на чертеже не показан.
В задней вильчатой части остова 6 при помощи подшипников 15 размещен приводной вал 16, выполненный телескопическим. В последнем при помощи шлицевого соединения (на чертеже не показано) с возможностью осевого перемещения размещен дополнительный вал 17с шарнирным соединением 18, позволяющим передавать крутяЁ
VJ
Ю О v| О СП
щий момент под углом. Вал 16 связан с силовой установкой (на чертеже не показана) и установлен на корпусе 1 при помощи подшипников 19. На валу жестко закреплена приводная звездочка 20.
Вал 17, имеющий шлицевые концы с обеих сторон, установлен одним концом в шлицевое отверстие полого вала 16, а другим концом - в шлицевое отверстие звездочки 20 дополнительной ходовой тележки 5.
Каждую ходовую тележку, опорные катки 8, поддерживающие ролики 9, направляющее колесо 14 и приводную звездочку 20 охватывает гусеничная лента 21, состоящая из соединенных между собой при помощи шарниров 22 звеньев 23, на которых жестко закреплены опорные башмаки 24 с грунто- зацепами.
Остовы б основных ходовых тележек 3 выполнены с пазами 25 и размещенными в них с возможностью горизонтального перемещения ползунами 26. На боковых продольных сторонах пазов 25 выполнены буртики 27 для направленного движения ползунов вдоль пазов..
Ползун 26 связан с остовом 6 при помощи силового гидроцилиндра 28 и внутри каждого ползуна размещен с возможностью вертикального перемещения при помощи вертикального гидроцилиндра 30 телескопический элемент 31, наружная часть 32 которого снабжена буртиками 33 для стопоренмя от осевого перемещения и скосами 34 на боковых сторонах для размещения в пазу 29.
Внутренняя часть 35 телескопического элемента 31 размещена в наружной части с возможностью осевого перемещения при помощи гидроцилиндра 36.
На наружном конце внутренней части 35 телескопического элемента 31, имеющего квадратное сечение, при помощи шарниров 37 размещены пластины 38 трапецеидальной формы с буртиками 39 на свободных концах. Пластины 38 снабжены пружинами 40, постоянной удерживающими пластины в наклонном относительно продольной оси положении, Такое положение пластин 38 (см. фиг.5) необходимо для установки ввода их в квадратные отверстия 41, выполненные на дополнительных ходовых тележках 5.
Внутри внутренней части 35 телескопического элемента 31, выполненной с квадратным сечением, установлен посредством гидроцилиндра 43 зажим 42 квадратного сечения. Он предназначен для зажима пла- стин 38 в отверстии 41. Полости
гидроцилиндров 43 и 36 соединены с гидросистемой (на чертеже не показана).
Полости перпендикулярно расположенных силовых гидроцилиндров 28 и 30 привода ползуна и телескопического элемента соединены с гидросистемой (на чертеже не показана) через золотниковый гидрораспределитель 44.
Золотниковый гидрораспределитель 44
0 состоит из корпуса 45, в цилиндрическом отверстии которого с возможностью осевого перемещения размещен золотник 46, снабженный пружиной 47, постоянно удерживающей его в крайнем правом положе5 нии (см. фиг.8), и рычагом управления 48, обеспечивающим осевое перемещение золотника.
В корпусе 45 размещены кольцевые канавки 49, 50, 51, 52, из которых канавка 49
0 соединена с насосом гидросистемы (на чертеже не показан), канавка 50 - с надпорш- невыми полостями гидроцилиндров 28 и 30, канавка 51 - с приштоковыми полостями гидроцилиндров 28 и 30, канавка 52 - со
5 сливной полостью гидросистемы (на чертеже не показана).
На золотнике 46 размещены кольцевые канавки 53 и 54 для соединения между собой канавок на корпусе. При крайнем пра0 вом положении золотника (см, фиг,8)- канавка 53 соединяет между собой канавки 49 и 50, а канавка 54 - канавки 51 и 52, поэтому при этом положении золотника рабочая жидкость находится под давлением в
5 надпоршневых полостях гидроцилиндров 28 и 30.
Канавки 49 и 52 соединены каналом 55, снабженным подпружиненным клапаном 56, обеспечивающим прямой доступ рабо0 чей жидкости из насоса в сливную полость гидросистемы при повышенном сверх допустимого давления рабочей жидкости.
Гусеничный движитель работает ющим образом.
5 Перед началом работы на слабонесущем грунте или на полевых работах для предотвращения уплотнения почвы к гусеничному движителю монтируются дополнительные ходовые тележки 5, для чего
0 водитель подводит транспортное средство к стоящей на специальной подставке (на чертеже не показана) дополнительной ходовой тележке 5 так, чтобы одна из основных ходовых тележек 3 располагалась рядом и
5 параллельно дополнительной тележке, а телескопические элементы 31 установились напротив отверстий 41.
Рычагом 48 золотникового гидрораспределителя 44 перемещают золотник 46 в . крайнее левое положение, сжимая пружину
47. При таком положении золотника его кольцевая канавка 53 соединит кольцевые канавки 50 и 51 и в этом положении золотника рычаг 48 фиксируют от перемещения (механизм фиксации на чертеже не пока- зан). В результате такого расположения канавок надпоршневые полости гидроцилиндров 28 и 30 соединены с при- штоковыми полостями этих гидроцилиндров, поэтому при боковом перемещении .телескопического элемента 31 поршни этих гидроцилиндров будут перекачивать рабочую жидкость из одной полости в другую.
Затем посредством находящегося в кабине рычага управления (на чертеже не по- казан) рабочая жидкость под давлением подается в надпоршневую полость гидроци- Линдра 36, шток которого, выдвигаясь, перемещает внутреннюю часть 35 телескопического элемента 31 из наружной части 32, при этом пластины 38, находящи- . еся в положении, показанном на фиг.5, будут входить в отверстие 41 дополнительной тележки и при несоосности телескопическо- . го элемента и отверстия наружный конец внутренней части 35 телескопического элемента 31 оказывает усилие на боковую сторону отверстия 41 или на две смежные стенки этого отверстия. За счет этих усилий телескопический элемент 31 перемещается в вертикальном.пазу 29 или в пазу 25 вместе с ползуном 26 или по обоим пазам одновременно. При таком перемещении телескопический элемент 31 непосредственно или через ползун 26 перемещает поршни по гид- роцилиндрам 28 и 30, отчего рабочая жидкость из надпоршневых полостей гидроцилиндров 28 и 30 через канавки 50, 53, 51 попадает в приштоковые полости вышеуказанных гидроцилиндров. В этом слу- чае рабочая жидкость, двигающаяся из гидронасоса гидросистемы в кольцевую канавку 49, открыв клапан 56, движется по каналу 55 и из него попадает в канавку 52, а из нее - в сливную полость гидросистемы (на чертеже не показана),
Вышеописанная корректировка соосности телескопического элемента и квадратного отверстия происходит одновременно с выдвижением внутренней части 35 телескопического элемента 31 из наружной,.части 32 и ввода пластин 38 в квадратное отверстие 41.
Когда в результате корректировки соосности и перемещения пластин 38 последние войдут в квадратное отверстие 41, рабочая жидкость подается в надпоршневую полость гидроцилиндра 43, шток которого, вы- Двигэясь, будет перемещать зажим 42,
5 10
15 0 5 0 5 0. 5
0
5
устанавливая его в отверстие 41 и прижимая пластины 38 к стенкам отверстия 41.
После этого рычаг 48 гидрораспределителя 44 освобождают от фиксации, и пружина 47 возвратит золотник 46 в исходное положение, крайнее правое, при котором рабочая жидкость из насоса гидросистемы через канавки 49, 53, 50 нагнетается в надпоршневые полости гидроцилиндров 28 и 30, а из приштоковых полостей этих гидроцилиндров она вытесняется поршнями через канавки 51, 54, 52 в сливную полость гидросистемы. В таком положении ползун 26 жестко прижат гидроцилиндром 28 к стенке остова 6 ходовой тележки 3, а телескопический элемент 31 жестко прижат гидроцилиндром 30 к стенке паза ползуна 26.
Таким образом вводят телескопический элемент 31 в другое отверстие 41 дополнительной тележки 5, а также присоединяют - другую дополнительную ходовую тележку.
При работе транспортного средства с двумя парами ходовых тележек крутящий момент звездочками 20 передается валами 16 и 17. Гусеничные ленты 21, увлекаемые звездочка ми, двигаются по замкнутым траекториям, корпус 1 своей массой прижимает нижние ветви к грунту, силы трения стопорят нижние ветви, по которым будут двигаться опорные катки вместе с корпусом транспортного средства. Использование двух пар ходовых тележек с увеличенной опорной поверхностью снижает удельное давление на грунт, что повышает проходимость и снижает уплотнение грунта.
При передвижении по твердому грунту дополнительные ходовые тележки .снимают, для чего транспортное средство въезжает дополнительными тележками на специальные подставки (на чертеже не показаны) и, управляя из кабины при помощи гидроцилиндров 43, выдвигают зажимы 42 из отверстий 41, затем при помощи гидроцилиндров 36 выдвигают из отверстий 41 пластины 38, после чего транспортное средство движется вперед, оставляя дополнительные тележки 5 на подставках.
Снабжение гусеничного движителя корректирующим устройством соосности телескопических элементов с отверстиями на дополнительных тележках снижает затраты . труда на монтаж-демонтаж дополнительных ходовых тележек.
Формула-изобретения Гусеничный движитель транспортного средства, содержащий параллельные основные и дополнительные ходовые тележ- ки, охваченные гусеничными лентами, приспособления для разъемного соединения основной и дополнительной тележек, каждое из которых выполнено в виде телескопического элемента, содержащего связанную силовым цилиндром подъема и буртиками стопорения с основной тележкой наружную часть, размещенную внутри последней и связанную с ней основным гидроцилиндром с возможностью осевого перемещения внутреннюю часть, подпружиненные, установленные шарнирно по периметру выполненного с квадратным сечением конца внутренней части пластины трапецеидальной формы с концевыми буртиками, зажим квадратно го сечения, установленный внутри упомянутого конца внутренней части посредством дополнительного гидроцилиндра с возможностью осевого перемещения и контактирования с пластинами, причем дополнительные тележки выполнены с квадратными отверстиями, соответствующими по размерам сечению зажима с охватывающими его трапециевидными пластинами.о тличающийс- я тем, что, с целью упрощения монтэжа-демонтажа дополнительных тележек путем обеспечения корректировки соосности отверстий последних с телескопическими элементами, каждый остов ходовой тележки выполнен с огражденным направляющими
буртиками пазом, с размещенным в нем с возможностью горизонтального перемещения посредством силового гидроцилиндра ползуном, выполненным с вертикальным пазом, в котором.размещены те лескопический элемент и вертикальный гидроцилиндр для перемещения последнего, при этом остовы снабжены управляемыми золотниковыми гидрораспределителями, сообщающими штоковые и поршневые полости упомянутых
гидроцилиндров.
Фиг 4
G6Z.66AI
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортно-тяговое средство | 1987 |
|
SU1435503A1 |
Способ повышения проходимости гусеничного транспортного средства и гусеничное транспортное средство для его осуществления | 1988 |
|
SU1523454A1 |
Гусеничный движитель транспортного средства | 1990 |
|
SU1752639A1 |
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1990 |
|
RU2013275C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРАКТОР | 1992 |
|
RU2045465C1 |
Тележка гусеничная сменная для трактора | 2017 |
|
RU2658505C1 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА | 1999 |
|
RU2162629C2 |
Ходовая часть транспортного средства | 1990 |
|
SU1781120A1 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2354579C2 |
Стенд для испытания гусеничного движителя | 1990 |
|
SU1755091A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается транспортных средств. Сущность изобретения: движитель снабжен дополнительным устройством корректировки гусеничных тележек. Данное устройство выполнено в виде ползуна с силовым гидроцилиндром, установленного в пазах остова основных тележек. 8 ил.
Устройство для психологических исследований | 1988 |
|
SU1736435A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1993-03-07—Публикация
1991-02-25—Подача