Способ очистки дизельных фракций и бензина вторичного происхождения Советский патент 1993 года по МПК C10G65/04 

Описание патента на изобретение SU1799901A1

ел

С

Похожие патенты SU1799901A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ДИСТИЛЛЯТОВ ВТОРИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 1998
  • Баженов В.П.
  • Сухарев В.П.
  • Шуверов В.М.
  • Веселкин В.А.
  • Лихачев А.И.
  • Крылов В.А.
  • Аликин А.Г.
RU2135548C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОПЛОТНОГО РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) 2018
  • Максимов Антон Львович
  • Самойлов Вадим Олегович
  • Иванов Сергей Викторович
  • Онищенко Мария Игоревна
  • Петрухина Наталья Николаевна
RU2670449C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ ТЕРМОСТАБИЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ФРАКЦИЙ 2012
  • Томин Виктор Петрович
  • Мамонкин Дмитрий Николаевич
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Микишев Владимир Анатольевич
  • Тютрина Наталья Владимировна
  • Апрелкова Ирина Ивановна
  • Томин Александр Викторович
RU2561918C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2008
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Лядин Николай Михайлович
  • Пушкарев Юрий Николаевич
  • Барков Вадим Игоревич
RU2378322C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ 2005
  • Анатолий Иванович
  • Томин Виктор Петрович
  • Кукс Игорь Витальевич
  • Микишев Владимир Анатольевич
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Ананьина Надежда Владимировна
  • Казачков Андрей Иванович
  • Гришанов Геннадий Петрович
RU2297441C1
КАТАЛИЗАТОР ГИДРОПЕРЕРАБОТКИ И СПОСОБ ГИДРОПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНОГО И КОКСОХИМИЧЕСКОГО СЫРЬЯ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 1996
  • Вайль Ю.К.
  • Нефедов Б.К.
  • Дейкина М.Г.
  • Ростанин Н.Н.
RU2102139C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Хавкин В.А.
  • Каминский Э.Ф.
  • Гуляева Л.А.
  • Кастерин В.Н.
  • Киселев В.А.
  • А.И.
  • Моисеев В.М.
  • Сидоров И.Е.
  • Томин В.П.
  • Зеленцов Ю.Н.
  • Левина Л.А.
  • Кращук С.Г.
RU2232183C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2016
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Груданова Алёна Игоревна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Болдушевский Роман Эдуардович
RU2623088C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 1993
  • Хавкин В.А.
  • Курганов В.М.
  • Нефедов Б.К.
  • Фрейман Л.Л.
  • Кричко А.А.
  • Демьяненко Е.А.
  • Карибов А.К.
  • Стуре Н.Н.
  • Бирюков Ф.И.
  • Оразсахатов К.С.
  • Зорькин А.М.
  • Дейкина М.Г.
  • Гуляева Л.А.
RU2039788C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОПЛОТНОГО РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЦИИ 2017
  • Максимов Антон Львович
  • Самойлов Вадим Олегович
  • Иванов Сергей Викторович
  • Куликов Альберт Борисович
  • Петрухина Наталья Николаевна
RU2657733C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 799 901 A1

Реферат патента 1993 года Способ очистки дизельных фракций и бензина вторичного происхождения

Использование: нефтехимия. Сущность: дизельных фракций и 1-45% бензина вторичного происхождения подвергают гидри- рованию при 240-280°С, давлении 4,0-4,5 МПа в присутствии катализатора состава, %: оксид никеля 18,0, оксид молибдена 40,0, оксид кремния 12,0, оксиды РЗЭ 3,7, оксид алюминия остальное. Полученный продукт смешивают с прямогонным дизельным топливом, взятым в количестве 81-98%, и подвергают гидрообессериванию в присутствии катализатора, содержащего оксиды металлов VI и VIII групп. Процесс проводят при температуре 320-360°С, давлении 3,0-5,0 МПа. 1 ил. 10 табл.

Формула изобретения SU 1 799 901 A1

Изобретение относится к способу очистки дизельных фракций и бензина вторичного происхождения и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Целью изобретения является упрощение технологии процесса и повышение срока службы катализатора гидрообессери- вания.

На чертеже приведена схема установки.

Дизельные фракции вторичного происхождения вместе с вторичным бензином в количестве 1-45 мас.% подогревают в теплообменнике Т-1, смешивают с водородом и поступают в верхнюю часть реактора Р-1. В реакторе Р-1 в присутствии катализатора гидрирования при температуре 240-280°С, давлении 4-4,5 МПа, скорости подачи смеси 1т2 и циркуляции водородсодержащего газа происходит насыщение непредельных

углеводородов. Продукт из Р-1 направляют в реактор Р-2, предварительно перемешивая с прямогонным дизельным топливом. В смесь вводят 2-19 мас.% гидрогенизата I стадии.

Полученная смесь продукта I стадии и дистиллята прямой перегонки подвергается гидроочистке в присутствии катализатора обессеривания при температуре 320-360°С и давления 3-5 МПа. Продукт из Р-2 направляют в газосепаратор С-1, откуда очищенный циркулирующий водород возвращается в Р-1 и Р-2, а гидрогенизат направляется в стабилизационную колонну К-1 для разделения на дизельное топливо, бензин и газ.

Следующие примеры иллюстрируют изобретение.

Пример1.В качестве дистиллята вторичного происхождения взят газойль коксования, в качестве бензиновой фракции

VI

чэ ю чэ о

- бензин коксования, Характеристики исходного сырья приведены в табл. 1. В качестве катализатора I стадии использовался алюмоникельмолибденовый катализатор НМГ-70 с ярко выраженными гидрирующи- ми свойствами.

В качестве катализатора II стадии использовался алюмоникельмолибденовый катализатор ГДС-1 с ярко выраженными обессеривающими свойствами. Свойства катализаторов приведены в табл. 2.

Реакции проводили на пилотных установках гидрогенизацмонных процессов ВНИИНП. В реактор I стадии загружалось 0,5 кг катализатора гидрирования, в реактор II стадии 0,5 кг катализатора обессерива- ния. Катализаторы подвергались предварительной активации сульфидированием дистиллятом прямой перегонки, содержащим 0,95 мас.% серы при следующих условиях: скорость подачи сырья 3 ч , температура 320°С, циркуляция водородсо- держащего газа 500 нм /м, давление40 атм, время сульфидирования 48 ч.

Для определения оптимального соотношения бензина и дизельных фракций вторичного происхождения были проведены исследования по определению агрегатив- ной устойчивости смеси методом структурной вязкости и показано, что наименьшая вязкость смеси при низких температурах обнаружена при введение в сырье 1-45 мас.% бензина. Наименьшей вязкостью обладала смесь 6 мас.% бензина. В этих пределах проведены исследования по влиянию бензина на процесс гидрирования (I стадии). Кроме того, с целью определения оптимальной температуры процесса были проведены исследования по влиянию температуры на рост молекулярной массы сырья - смеси легкого газойля коксования с 6 мас.% бензина коксования (оптимальная смесь при определении агрегативной устойчивости). Рост молекулярной массы с увеличением температуры свидетельствует о полимеризации, что является нежелательным процессом и приводит к дезактиваза- ции катализатора и забивке теплообменной аппаратуры. В табл. 3 представлены данные по влиянию температуры на рост молекулярной массы.

Исследования проведены на масс-спектрометре.

Как следует из данных табл, 3, до 280°С рост молекулярной массы идет в пределах, соответствующих дизельной фракции, а при 300°С происходит увеличение молекулярной массы почти в 1,5 раза. В связи с этим температуру процесса гидрирования поднимать выше 280°С не рекомендуется.

Таким образом, на стадии эксперименты проводили при 260°С, давлении 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 . По: дача .водо родео держащего газа 300 нл/ч.

Содержание бензина коксования в смеси с легким газойлем коксования изменялось от 0,5 до 50 мас,%. Результаты приведены в табл, 4. Срок службы катализатора I стадии Оценивался с момента начала процесса до

0 фиксации непредельных углеводородов в гидрогенизате на уровне 10%.

Как следует из данных табл. 4, введение бензина коксования в легкий газойль коксования в количестве 1-45 мас.% увеличивает

5 степень гидрирования олефинов и срок службы катализатора, снижается также остаточное содержание серы в гидрогенизате. На II стадию процесса поступает смесь продукта I стадии и прямогонного дизельного

0 топлива при ее содержании в смеси 80-95 мас.%. Температура II стадии 360°С, давление 3,0 МПа, скорость подачи сырья 4,0 . Свойства гидрогенизата II стадии приведены в табл. 5. В качестве продукта I ста5 дни использовали гидрогенизат, полученный из сырьевой смеси 6 мас.% бензина коксования и 94 мас.% легкого газойля коксования (см. табл. 4). Как следует из данных табл. 4, введение гидрогенизата I ста0 дии в количестве 2-19 мас.% (или 81-98 мас.% прямогонного дизельного топлива) повышает степень обессеривания сырья, снижает остаточное содержание серы в гидрогенизате II стадии. Наилучшие результа5 ты получены при 5-10% гидрогенизата I стадии в прямогонном дизельном топливе. В результате получено малосернистое дизельное топливо, соответствующее всем характеристикам.

0 Пример2. По известному способу (прототипу).

Способ осуществлялся в трех реакционных устройствах, в каждое из которых было загружено по 0,5 кг алюмоникельмолибде5 нового катализатора обессеривания. Газойль коксования согласно известному способу был предварительно разделен на две фракции: тяжелую, выкипающую выше 150°С и легкую, выкипающую до 150°С. Процесс

0 проводили при 260°С на I и II стадии и 320°С на Шстадии, давление на всех стадиях 4,0 МПа.

В реактор I стадии подавалась тяжелая фракция газойля коксования, гидрогенизат

5 первой стадии смешивался с легкой фракцией газойля коксования и направлялся в реактор II стадии. Гидрогенизат II стадии направлялся в реактор III стадии. Гидрогенизат III стадии частично направлялся в колонну, где выделялась целевая дизельная

фракция, а частично возвращался в качестве рециркулята на I и II стадии процесса. На I стадию процесса - для смешения с тяжелой фракцией газойля в соотношении 1:2, на II стадию - для смешения с гидрогенизатом I стадии в соотношении 1:4 (согласно известному способу). Результаты испытаний приведены втабл. 6. Сравнивая свойства гидрогенизата по прототипу с свойствами гидрогенизата по табл. 5 (5-10 мас.% гидрогенизата), обнаруживаем сниже- ние йодного числа в 2 раза, остаточного содержания серы в 1,5 раза.

П р и м е р 3, Условно то же, что в примере 1, за исключением температуры I стадии процесса.

Результаты приведены в табл.6.

Исследования проведены на смеси легкого газойля коксования, в которую введено 6 мас.% бензина коксования. Результаты приведены втабл. 7. В сырьевой смесь содер- жалось 1,87 мас.% серы, йодное число было равно 42,5; малеиновое число равно 21,7.

Как следует из данных табл. 7, с увеличением температуры снижается содержание серы в гидрогенизате, уменьшаются йодное и малеиновое числа, причем начиная с 240°С, диеновые углеводороды (на что указывает малеиновое число) практически отсутствуют, начиная с 260°С резко снижается йодное число указывающее на содержание олефинов в гид- рогенизате. Проведенные эксперименты по влиянию температуры на молекулярную массу (пример 1) показывают, что оптимальная температура I стадии 260-280°С.

П р и м е р 4. Условия те же, что в примере 1, за исключением того, что на I стадии изменяется объемная скорость подачи сырья при температуре I стадии 280°С. Сырьем является смесь легкого газойля коксования с 6 мас.% бензина коксования. Ре- зультаты приведены в табл. 8. Как следует из данных табл. 8, с увеличением объемной скорости увеличиваются содержание серы в гидрогенизате, йодное и малеиновое числа. Наилучшие результаты получены при объ- емной скорости подачи сырья 1-2 .

Пример 5. Условия те же, что в примере 1, за исключением того, что температура I стадии процесса 280°С и изменяется давлеФизико-химические свойства сырьевых потоков

ние на I стадии процесса от 1 до 4,5 МПа. Сырьем I стадии была смесь легкого газойля коксования с б мас.% бензина коксования. Результаты приведены в табл. 9. Как следует из данных табл. 9, с увеличением давления резко снижаются йодное и малеиновое числа и при давлении 4-4,5 МПа содержание непредельных и диеновых удовлетворяет требованиям, предъявляемым к сырью гид- рообессеривания. Держать давление более 4,5 МПа нецелесообразно из-за увеличивающегося расхода водорода.

П р и м е р 6. Условия те же, что в примере 1, за исключением того, что на II стадии процесса температура 320°С, давление 5 МПа. Результаты приведены в табл. 10. Как следует из данных табл. 10, закономерности, установленные для II стадии в примере 1, сохраняются, увеличивается также выход гидрогенизата за счет перераспределения бензина в дизельное топливо.

Формула изобретения

1. Способ очистки дизельных фракций и бензина вторичного происхождения путем гидрообессеривания в присутствии катализатора, содержащего оксиды металлов VI и VIII групп, при повышенной температуре и давлении, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии процесса и повышения срока службы катализатора гидрообессеривания, исходное сырье, содержащее 1-45 мас.% бензина вторичного происхождения, предварительно подвергают гидрированию при температуре 240- 280°С, давлении 4-4,5 МПа в присутствии катализатора, содержащего мас.%: Оксид никеля18,0 Оксид молибдена 40,0 Оксид кремния 12,0 .Оксиды РЗЭ 3,7 Оксид алюминия Остальное, и полученный продукт перед гидрообессе- риванием смешивают с прямогонным дизельным топливом, взятым в количестве 81-98 мас.%.2. Способ по п. 1,отличающийся тем, что гидрообессеривание приводят при температуре 320-360°С и давлении 3,0-5,0 МПа.

Таблица 1

Физико-химические свойства катализаторов

Продолжение табл.1.

Таблица 2

Таблица 4

Влияние количества бензина коксования в смеси с легким газойлем коксования на свойства гидрогенизата I стадии гидрирования

при Т-260°С, Р 4,0 МПа, V 2ч

Продолжение табл,2.

-1

Влияние количества гидрогенизата I стадии в смеси с прямогонным дизельным топливом на свойства гидрогенизата И стадии при Т 360°С,

РЗ.ОМПа, V44

Продолжение табл.4.

Таблица 5

-1

Таблица 6 Свойства гидрогенизата после трех стадий

Показатель,

Плотность yoj20 Сродержание серы, % Иодное число, г з/100 г продукта

Фракционный состав, °С Н.К. 10% 30% 50% 70% 90% К. К. Выход. %

Влияние температуры I стадии процесса на свойства гидрогенизата I стадии. Р 4 МПа, V 2 , сырье: 94 мас.% газойля и 6 мас.% бензина

Продолжение табл.5.

Гирогенизит III стадии

0,848

0,071

6,1

170

226

251

276

295

327

360

98,0

Таблица 7

Таблица 8

Влияние объемной скорости I стадии процесса на свойства гидрогени- зата I стадии, р 4,0 МПа, Т 280°С, сырье: 94 мас.% газойля и 6 мас.%

бензина

Продолжение табл.7.

Влияние давления (стадии процесса на свойства гидроге- низита I стадии. Т 280°С, V 2 .

Таблица 10

Влияние количества гидрогенизата I стадии в смеси с прямогонным дизельным топливом на свойства гидрогенизата II стадии.

Т320°С, Р5,ОМПа

Таблица 9

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1799901A1

Смидович Е
В Технология переработки нефти
Химия, 4,2, 1980
Патент США №3161586, кл
Гидравлическая или пневматическая передача 0
  • Жнуркин И.А.
SU208A1

SU 1 799 901 A1

Авторы

Бауман Артур Эрихович

Капустин Владимир Михайлович

Курганов Владимир Михайлович

Штейн Владимир Иванович

Подобаева Тамара Петровна

Тютюгин Олег Гумарович

Сабитова Ваиза Магасовна

Зиньков Леонид Михайлович

Рудин Михаил Григорьевич

Курилин Владимир Александрович

Даты

1993-03-07Публикация

1989-11-24Подача