Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано в системах шахтной вентиляции любой выработки - горизонтальной, наклонной и восходящей.
Целью изобретения является повышение надежности в работе шахтного вентиляционного воздуховода в наклонных и восстающих горных выработках путем предотвращения самопроизвольного перемещения подвижного секционного трубопровода.
На фиг.1 изображен шахтный вентиляционный воздуховод, присоединенный к забойной машине в наклонной выработке; на фиг,2 - то же, в восстающей выработке (узел I на фиг.2); на фиг.З и 4 - секция воздуховода, оснащенная рычажной системой: на фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.З.
Шах-тный вентиляционный воздуховод. установленный на монорельсе 1. включает стационарный трубовод 2. соединенный через телескопический узел 3 и датчик 4 конт- роля. качества воздуха с подвижным секционным воздуховодом 5. соединенным тягой 6 с забойной машиной 7, которая при перемещении тянет за собой воздуховод. По всей длине монорельса, на его нижней плоскости, установлены равномерно расположенные ребра 8. Подвижной воздуховод состоит из отдельных секций 9. каждая из которых имеет с обеих концов кронштейны 10 и 11, на которых закреплены роликовые тележки 12 и 13, перемещающиеся по моно00
о о о ел со
рельсу 1, закрепленному на крепи выработки (фиг.1-4). и передвигающие-секционный воздуховод. Одна из секций подвижного воздуховода снабжена тормозной системой для удержания его на монорельсе и состоит из тормозного кронштейна 14, одним кон- цом шарнирно закрепленного на корпусе одной из роликовых тележек 12 и соединенного с ним (корпусом) оттарированной пружиной 15, а на другом конце имеющего упор 16, взаимодействующий с одним из поперечных ребер 8. При движении машины по выработке вперед ее тяговое усилие освобождает-тормозной кронштейн 14 от взаимодействия с ребром 8 монорельса 1 с помощью рычажной системы, которая состоит из тягового кронштейна 17, одним концом шарнирно закрепленного на противоположной (задней) роликовой тележке 13, а другим соединенного с тягой машины. При этом тяговый кронштейн 17 шарнирно соединен с кронштейном 14 продольной жесткой штангой 18, которая параллельна продольной оси секции воздуховода.
При работе забойной машины в выра: ботке забойная машина с помощью тяги 6 перемещает за собой подвижный секционный воздуховод посредством телескопического узла. При работе в горизонтальной выработке при остановке машины переме- щение воздуховода прекращается.
При работе машины в наклонной или восстающей выработке подвижный воздуховод, не имеющий тормозного устройства, самопроизвольно может перемещаться по монорельсу, что приводит к аварийной ситуации. :
При стартовом положении шахтный вентиляционный воздуховод с тягово-тор- мозным устройством самопроизвольно не сможет перемещаться по монорельсу в наклонной выработке, т.к. за счет действия пружины 15 на тормозной кронштейн 14 и упор 16, он прижат к ребру 8 монорельса 1.
Усилие, приложенное к свободному концу кронштейна 17, шарнирно закрепленного противоположным концом на задней роликовой тележке 13 секции 9, отклоняет его на определенный угол, проходя соответствующее расстояние. Так как штанга 18 закреплена на тяговом рычаге 17 ниже точки его поворота, то, естественно, она также отклоняется на тот же угол, переместившись вдоль продольной своей оси. При этом другой конец штанги 18, шарнирно закреп- ленный на тормозном кронштейне 14, отклоняет его, выводя из зацепления упор 16 с ребром 8, тем самым, растормаживая комплекс, приводя его в рабочее состояние в части перемещения по монорельсу. Как
только с тяги 6 нагрузка снимается, под действием пружины 15 тягово-тормозное устройство приводится в стартовое положение, при котором упор 16 тормозного кронштейна 14 взаимодействует с ребром 8 монорельса 1, а шахтный вентиляционный воздуховод прекращает свое перемещение по монорельсу.
Таким образом, при приложении усилия к тяге 6, превышающего усилие пружины 15, происходит вначале растормаживание шахтного воздуховода, а затем уже его перемещение по монорельсу. Чтобы конструкция из тормозной превратилась в тяговую, необходимо установить на штанге 18 фиксатор- ограничитель 19, с помощью которого устанавливают угол отклонения свободного .конца кронштейна 17 и определяют гарантированный зазор между упором 16 кронш- тейна 14 и .нижним торцем ребра 8 монорельса 1. Смещая фиксатор-ограничитель 19 вдоль оси штанги 18, устанавливают, необходимые величины угла отклонения и зазора, позволяющие безаварийно выполнять работу по перемещению шахтного воздуховода. Кронштейн 14, упираясь в фиксатор-ограничитель 19, создает жесткую тяговую конструкцию, которая передает тяговое усилие забойной машины на роликовые тележки 12 и 13 секции 9, приводя ее и весь шахтный воздуховод в движение по монорельсу.
Ф о р.м у л а и з о б р е т е н и я 1. Шахтный вентиляционный воздуховод, включающий стационарный трубопровод, соединенный через телескопический узел с подвижным секционным трубопроводом, закреплённым на монорельс,е с возможностью перемещения на роликовых тележках, установленных на кронштейнах по концам каждой секции, и соединенным через гибкую связь с забойной машиной, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе шахтного вентиляционного воздуховода в наклонных и восстающих горных выработках путем предотвращения самопроизвольного перемещения подвижного секционного трубопровода, монорельс снабжен поперечными ребрами, закрепленными по длине его нижней поверхности, а одна из секций подвижного секционного трубопровода снабжена рычажной системой, выполненной в виде тормозного кронштейна, закрепленного с помощью шарнира и торрированной пружины на передней роликовой тележке, расположенной со стороны забойной машины, и имеющего упор, установленный с возможностью зацепления с поперечными ребрами монорельса, при этом на свободном конце
тормозного кронштейна закреплена продольная штанга, соединенная с тяговым кронштейном, шарнирно закрепленным одним концом на задней концевой роликовой тележке секции, а другим концом соединенным с гибкой связью забойной машины причем тормозной и тяговый кронштейны и продольная штанга соединены между собой с помощью шарниров и размещены в плоскости, проходящей через продольные оси монорельса и подвижного секционного трубопровода.му
2-Воздуховод по п.1. отличаю щи й- с я тем. что секция подвижного трубопро0
ППЛИРМ еННЭЯ рычажн°й системой, выполнена с поперечным осевым сквозным касекиииГппмеТИЧНО Сое ненным со стенкой Ще нТэтГ кЭа™В°Й °НШ™Н ™
3. В°здуховод по п.1, от л и чающийся тем, что продольная тяга снабжена фиксатором-ограничителем, установленным с возможностью взаимодействия с тормоз ным кронштейном и фиксации угла Поворонего Vr7° Кр°нштейна ПРИ действии на него усилия забойной машины.
15
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шахтный вентиляционный воздуховод | 1990 |
|
SU1765455A1 |
Устройство для удлинения шахтного вентиляционного трубопровода | 1989 |
|
SU1624184A1 |
Монорельсовая транспортная система | 1984 |
|
SU1230892A1 |
Устройство для удлинения шахтного вентиляционного трубопровода | 1985 |
|
SU1395834A1 |
Способ проветривания камеры после взрыва | 1990 |
|
SU1724886A1 |
Способ выемки междукамерных целиков | 1986 |
|
SU1645516A1 |
Крепеустановщик шахтный | 1980 |
|
SU964166A1 |
УСТАНОВКА МОНТАЖНАЯ ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ САМОХОДНАЯ (УМПС) | 2006 |
|
RU2327000C2 |
Подъемный механизм крепеустановщика | 1986 |
|
SU1320431A1 |
Проходческий комплекс для сооружения вертикальных стволов | 1989 |
|
SU1698446A1 |
Использование: горное дело, шахтная вентиляция. Сущность изобретения: возду- хоеод содержит стационарный трубопровод, телескопический узел, секционный подвижный трубопровод, монорельс с поперечными ребрами на нижней поверхности. Секции закреплены, на монорельсе на роликовых тележках, укрепленных на кронштейнах на концах секции. Секции соединены с забойной машиной гибкой связью. Воздуховод имеет рычажную систему из тормозного кронштейна, тягового кронштейна и продольной штанги, которые соединены шар- нирно. Тормозной кронштейн соединен через пружину с передней роликовой тележкой, а тяговый кронштейн закреплен на задней роликовой тележке. Кронштейны соединены продольной тягой. Тормозной кронштейн имеет упор для зацепления с поперечными ребрами. Кронштейны и тяга размещены в плоскости, проходящей через продольные оси монорельса и подвижного / секционного воздуховода. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.
Оборудование и приборы для комплексного обеспыливания угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик | |||
- Каталог справочник, 1975, с.70 | |||
Скважинная гидроштанговая насосная установка | 1989 |
|
SU1620675A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1993-03-07—Публикация
1991-03-12—Подача