Изобретение относится к техническим средствам для отбора проб грунта со дна водоемов, в частности к механизации спу- ско-подъемных операций, проводимых с длинномерными колонковыми пробоотборниками на палубе судна.
Цель изобретения - повышение эффективности работы кантователя путем повышения уровня механизации кантовочных операций с пробоотборником.
Поставленная цель достигается тем, что в известном кантователе морских пробоотборников, содержащем вертикальные стойки, жестко закрепленные на палубе судна, опору, связанную с вертикальными стойками, и вал с захватом, он снабжен кареткой с блочком, а опора выполнена в виде направляющей рамы, установленной поперек борта судна, снабженной в забортной и надпалубной частях блочками и связанной с вертикальными стойками горизонтальной осью, направленной вдоль борта судна, при этом вал с захватом закреплен в каретке, каретка выполнена с возможностью перемещения по направляющей раме, а направляющая рама - с возможностью вращения на горизонтальной оси до упора в борт судна или жесткой фиксации относительно вертикальных стоек.
Известно использование в кантователе морских пробоотборников комплекса механизации КМ0-1 направляющей рамы, выполненной в виде криволинейного желоба, установленного поперек борта судна. В известном кантователе перевод пробоотборника из забортного положения в надпалубное производится путем его протягивания по желобу, т.е. в положении, перпендикулярном линии борта судна. Это обусловливает необходимость при работе с таким кантователем больших рабочих площадей на палубе судна и, следовательно, низкую эффективность его работы. При ведении пробоотбора с малотоннажных судов снарядами увеличенной длины использование известного кантователя становится вообще невозможным.
В предлагаемом кантователе направляющая рама, установленная поперек борта судна, позволяет переводить пробоотборник из забортного положения в надпалубное в положении, параллельном линии борта судна. Это исключает необходимость значительных площадей на палубе судна для проведения кантовочных операций с пробоотборником, повышает удобства при работе обслуживающего персонала и в конечном итоге повышает эффективность работы кантователя.
На фиг. 1 изображен общий вид кантователя; на фиг. 2 - вид сверху, в момент перевода пробоотборника из забортного положения в надпалубное; на фиг. 3 - вид
сверху, в момент перевода пробоотборника из надпалубного положения в забортное.
Кантователь морских пробоотборников состоит из вертикальных стоек 1, жестко закрепленных на палубе судна и соединенных между собой осью 2 (фиг. 1). На оси 2 вертикальных стоек 1 закреплена направляющая рама 3, размещенная поперек борта судна и снабженная в забортной и надпалубнойi частях соответственно блочками 4 и
5 5, установленными вертикально. Для предотвращения проворота направляющей рамы 3 на оси 2 во время кантовочных операций рама 3 снабжена укосиной 6 с фиксатором, выполненным в виде пальца 7,
0 размещенным в отверстии вертикальной стойки 1. В качестве направляющих 8 рамы 3 использованы швеллеры, имеющие продольны внутренний паз.
На направляющей раме 3 установлена
5 каретка 9 с роликами 10, размещенными во внутренних пазах направляющих 8. Сбоку каретки 9 установлен вал 11 с захватом 12 для пробоотборника 13, связанного с лебедкой на плавсредстве (не показаны) с по0 мощью грузового каната 14 (фиг. 2 и 3). Захват 12 выполнен в виде двух полухомутов 15 и стягивающего их зажима 16. Кроме того, каретка 9 снабжена блочком 17, установленным горизонтально.
5
Устройство работает следующим образом.
После окончания процесса бурения пробоотборник 13с помощью грузового каната 0 14 судовой стрелы и лебедки поднимается на поверхность. При этом каретка 9 кантователя находится в забортной части направляющей рамы 3.
Подъем пробоотборника 13 за бортом 5 судна осуществляется на такую высоту, при которой центр его тяжести .окажется несколько выше уровня вала 11, на котором закреплен захват 12. Далее пробоотборник
13 заводится в раскрытый захват 12 и с
0 помощью зажима 16, стягивающего полухомуты 15, закрепляется в нем. Грузовой канат
14 стравливается с лебедки и пробоотборник 13 под собственным весом, вращаясь на валу 11 захвата 12, ложится на каретку 9 5 кантователя, занимая горизонтальное положение.
Далее прослабленный грузовой канат 14 заводится под блочок 17 каретки 9 и блочок 5 в надпалубной части направляющей рамы 3 кантователя. Создается натяжение
грузового каната 14 лебедкой (фиг. 2). В результате на каретке 9 кантователя возникает усилие, перемещающее ее с забортной части направляющей рамы 3 в надпалубную. При этом ролики 10 каретки 9 перемещаются по внутренним пазам направляющих 8, обеспечивая плавное движение каретки 9.
Для извлечения керна из пробоотборника необходим наклон в сторону забойной части снаряда, С этой целью прославляют. грузовой канат 14 и выводят его из блочков 17 и 5. Далее натяжением грузового каната 14 создают требуемый наклон пробоотборника к палубе судна.
В случае, если требуется опустить про- боотборник 13 с кантователя на палубу судна с целью, например, его полной разборки или решения других задач, грузовой канат 14 пропускают под блочком 5 в надпалубной части направляющей рамы 3. Далее-выбива- ют из отверстия вертикальной стойки 1 палец 7 укосины 6 и, плавно стравливая с лебедки грузовой канат 14, опускают вращающуюся на горизонтальной оси 2 раму 3 на палубу судна.
Для перевода кантователя в рабочее положение действуют в обратном порядке. Натяжением грузового каната 14, пропущенного через блочок 5, поднимают надпалубную часть направляющей рамы 3 вверх до упора другой ее части в борт судна. В этом положении направляющую раму 3 фиксируют, устанавливая палец 7 укосины 6.в отверстие вертикальной стойки 1.
В забортное положение пробоотборник 13 переводится также натяжением грузового каната 14, пропущенного в этом случае через блочок 17 каретки 9 и блочок 4 в забортной части направляющей рамы 3 (фиг.
3). После перемещения каретки 9 с пробоотборником 13 в забортную часть направляющей рамы 3 ослабляют грузовой канат 14 и снимают его с блочков 17 и 4. Далее натяжением грузового каната 14 переводят пробоотборник 13 в вертикальное положение. После раскрепления захвата 12 .пробоотборник 13 готов к спуску на дно.
Применение предлагаемого устройства позволит резко снизить долю ручного труда, а также исключить непосредственный физический контакт бурового персонала с пробоотборником при его кантовании через борт судна. повысит удобство и безопасность работы обслуживающего персонала при выполнении кантовочных операций, повысит эффективность использования кантователя.
Формула изобретения Кантователь морских пробоотборников, содержащий вертикальные стойки, опору, связанную с вертикальными стойками, и вал с захватом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности в работе, он снабжен кареткой с блоком и дополни- тельными блоками, размещаемыми в забортной и надпалубной частях на опоре, при этом последняя выполнена в виде направляющей рамы, установленной перпендикулярно плоскости опор, связанной с вертикальными стойками горизонтальной осью, направленной параллельно плоскости опор и имеющей возможность вращения на горизонтальной оси и жесткой фиксации относительно вертикальных стоек, вал с захватом закреплен в каретке, а последняя выполнена с возможностью перемещения по направляющей раме.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ГРУЗАМИ В МОРСКОЙ АКВАТОРИИ | 2013 |
|
RU2619791C2 |
Подводный пробоотборник | 1980 |
|
SU968319A1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПЛАВУЧЕГО ПОЛУПОГРУЖНОГО БУРОВОГО СУДНА И ЕГО УСТРОЙСТВО | 2013 |
|
RU2524700C1 |
Кантователь | 1987 |
|
SU1461898A1 |
ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО | 1987 |
|
RU1519105C |
Спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн | 1980 |
|
SU887350A1 |
Спуско-подъемное бортовое устройство | 1985 |
|
SU1279907A1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ СО ДНА МОРЕЙ | 2023 |
|
RU2814109C1 |
Гравитационный пробоотборник и способ его использования | 2022 |
|
RU2795338C1 |
Транспортирующее устройство для проведения окрасочных и зачистных операций на борту судна | 1982 |
|
SU1104054A1 |
Использование: для отбора проб грунта со дна водоемов, в частности к механизации спуско-подьемных операций, проводимых с длинномерными колонковыми пробоотборниками на палубе судна. Сущность изобретения: известный кантователь морских пробоотборников, содержащий вертикальные стойки 1, жестко закрепленные на палубе судна, опору, связанную с вертикальными стойками 1, и вал 11с захватом 12, снабжен кареткой 9 с блоком 17, а опора выполнена в виде направляющей рамы 3, установленной перпендикулярно плоскости опор, снабженной в забортной и надпалубной частях блоками 4, 5 и связанной с вертикальными стойками 1 горизонтальной осью 2, направленной параллельно плоскости опор, при этом вал 11с захватом 12 укреплен в каретке 9. каретка 9 выполнена с возможностью перемещения по направляющей раме 3, а направляющая рама 3-е возможностью вращения на горизонтальной оси 2 до упора в борт судна или жесткой фиксации относительно вертикальных стоек. 3 ил. I ь 1 f, ел с
Авторское свидетельство СССР № 1170827, кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1993-04-15—Публикация
1991-05-22—Подача