Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства Советский патент 1993 года по МПК F01N3/02 

Описание патента на изобретение SU1809133A1

потока отработавших газов выполнена без покрытия. Рабочие (торцевые) поверхности последующих пластин б, 7 и 8 перпендикулярные потоку отработавших газов, покрыты слоем каталитически активных веществ из благородных металлов, например, платины или палладия, нанесенным на никельный носитель путем применения опробирован- ных у нас в стране недорогих технологий. Последующие пластины 9-12 имеют каталитический слой из окислов переходных металлов, например, СОзО-з, МпОа или СаОз. Пластина 13, расположенная перед крайней по ходу потока пластиной 14, выполнена пенометалла на основе никеля без каталитического покрытия, а пластина 14 выполнена из медного пенометалла. Пластины изолированы от стенок корпуса и закреплены с помощью кронштейнов 15 из жаропрочного стального листа. Нейтрализатор снабжен нагревательным устройством 16, содержащим два нагревательных элемента 17 и 18, подключенных через включатель 19 к источнику тока (аккумуляторной батарее 20 и параллельно ей подключенному генератору 21 транспортного средства), и емкостный накопитель энергии 22, подключенный к источнику тока 20 (или 21) параллельно нагревательному элементу 17 и нагревательному элементу 18. Нагревательный элемент 17 размещен з теле пластины 5, а нагревательный элемент 18 размещен в теле пластины 6, Накопитель энергии 22 установлен в электрической цели с возможностью разрядки на нагревательные элементы 17 и 18 через контакты 23 реле 24, связанные с термодатчиком 25 температуры рабочей поверхности пластины 17. Эта связь обеспечивается соединением датчика 25 через усилитель 26 к транзистору 27, подключенному вместе с обмоткой реле 24 к электрической цепи нагревательных элементов 17 и 18 и накопителя энергии 22.

Нейтрализатор снабжен также эжектором для подачи дополнительного воздуха по каналу 4 во входной патрубок 2 корпуса 1 и системой регулирования с использованием кислородного датчика для обеспечения значения суммарного коэффициента избытка воздуха не менее, чем 1,05 (не показаны).

Нейтрализатор работает следующим образом.

Водитель, перед тем как завести двигатель, включает (включателем 19) систему электрооборудования нейтрализатора. При этом мощность емкостного накопителя 22 разряжается на нагревательных элементах 17 и 18, обеспечивая требуемую температуру ( 300°С) за определенный промежуток времени ( 30 с). После достижения требуемой температуры накопитель отключается посредством термодатчика 25 и транзистора 27 от нагревательных элементов и подключается в сеть (к аккумуляторной батарее

20 или генератору 21) на зарядку. Если температура упадет ниже заданного значения, с помощью той же схемы обеспечивается включение накопителя в цепи нагревательных элементов и нагрев последних. Регули0 рование систем возможно осуществлять также через реле времени, по уровню напряжения в накопителе и т.п., а зарядку - через преобразователь напряжения.

При работе двигателя отработавшие га5 зы поступают в нейтрализатор через входной патрубок 2. В порах пластины 5 задерживаются твердые и другие вредные негазовые компоненты отработавших газов, а на пластинах 6, 7 и 8, покрытых слоем

0

платины,происходит окисление окиси углерода и углеводородов. Этому способствует также подача в корпус 1 нейтрализатора дополнительного воздуха по каналу 4. Принятое чередование пластин и размещение

5 нагревательных элементов при высокой эффективности по окислению окиси углерода и углеводородов должно обеспечить меньшие температурные напряжения, чем в случае применения на всех носителях

0 (пластинках) платинового каталитического слоя. При этом после пластины 8 температура на катализаторе поднимается до значений ( 500°С), достаточных для обеспечения каталитического эффекта на

5 последующих пластинах 9-12 без применения благородных металлов. Это позволяет сократить расход этих металлов. Снижению расхода платины способствует также применение носителей из пенометаллов с раз0 витой поверхностью,Одновременно обеспечиваются условия для осуществления реакции окислов азота с медным пено- металлом пластины-14. Пластина 13 обеспечивает равномерное распределение

5 температурного поля перед поступлением отработавших газов к платине 14. Наличие емкостного накопителя в нагревательном устройстве обеспечивает импульсный характер отдачи мощности, разгружает гене0 ратор транспортного средства и уменьшает потребляемую мощность. Размещение нагревательных элементов в теле пластин 5 и 6 обеспечивается повышение эффективности работы нейтрализатора в широком диа5 пазоне нагрузочных режимов работы двигателя, а беззазорное расположение пластины 5-14 способствует снижению суммарного сопротивления потоку отработавших газов, проходящему через нейтрализатор.

Таким образом, нейтрализатор обеспечивает эффективное окисление окиси углерода и углеводородов и восстановление окислов азота в широком диапазоне нагру- зонных режимов работы двигателя, следст- вне чего является уменьшение вредного воздействия транспортного средства на окружающую среду,

Формула изобретения 1. Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, содержащий корпус с входным, выходным патрубками и каналом подвода воздуха, пластины, установленные последовательно в корпусе и имеющие ка- талитическое покрытое на рабочих поверхностях, расположенных перпендикулярно потоку газа, и источник нагрева, подключенный через электрическую цепь к источнику тока, с нагревательным элементом, разме- щенным в теле пластины, примыкающей к входному патрубку, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, пластины выполнены из пенометалла в виде блока, образованного двумя внешни-

ми пластинами и внутренними пластинами, и расположены в блоке вплотную одна к другой, каталитическим покрытием снабжены по меньшей мере семь внутренних пластин, внешняя пластина со стороны выходного патрубка выполнена на основе меди, а соседняя с ней внутренняя пластина выполнена без каталитического покрытия,

2.Нейтрализатор по п. отличающийся тем, что он снабжен накопителем энергии и по меньшей мере одним дополнительным нагревательным элементом, размещенным в теле внутренней пластины, установленной рядом с внешней пластиной со стороны входного патрубка, накопитель энергии подключен к источнику электрического тока параллельно нагревательным элементам.

3. Нейтрализатор по пп, 1 и 2, отличающий с я тем, что пластины снабжены датчиком температуры их рабочей поверхности, а электрическая цепь источника нагрева снабжена последовательно включенным с ним реле контактами, связанными с датчиком температуры.

Рь.г. 2

Похожие патенты SU1809133A1

название год авторы номер документа
Реактор для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства 1991
  • Дзоценидзе Тенгиз Джемалиевич
  • Гвинерия Константин Иосифович
  • Осокин Владимир Александрович
  • Пхакадзе Георгий Автондилович
  • Карпов Алексей Александрович
SU1809134A1
Способ очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства и сажеочиститель для двигателя внутреннего сгорания транспортного средства 1991
  • Дзоценидзе Тенгиз Джемалиевич
  • Мардалеишвили Рэм Ермолаевич
  • Гвинерия Константин Иосифович
  • Осокин Владимир Александрович
  • Пхакадзе Георгий Автандилович
  • Глаговский Семен Абрамович
SU1815354A1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК НА ОСНОВЕ ПЕНОНИКЕЛЯ И ЕГО СПЛАВОВ ДЛЯ ОЧИСТКИ ГАЗОВ ОТ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ БЕНЗПИРЕНЫ, ДИОКСИНЫ, ОКСИДЫ АЗОТА, АММИАКА, УГЛЕРОДА И ОЗОНА 2012
  • Макаров Александр Михайлович
RU2491993C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2014
  • Вольнов Александр Сергеевич
  • Герасимов Евгений Михайлович
  • Третьяк Людмила Николаевна
RU2563950C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Анциферов В.Н.
  • Калашникова М.Ю.
  • Макаров А.М.
  • Нечаев В.Г.
RU2117169C1
ФИЛЬТР-НЕЙТРАЛИЗАТОР 1998
  • Кутенев В.Ф.
  • Корнилов Г.С.
  • Панчишный В.И.
  • Моисеев С.П.
RU2205966C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Барыбин Н.Ф.
  • Мягков К.Г.
  • Якушин М.И.
RU2094625C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Машкинов Л.Б.
RU2159344C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Каменев В.Ф.
  • Ефременков С.А.
  • Корнилов Г.С.
  • Кутенев В.Ф.
RU2100631C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Анциферов В.Н.
  • Белова М.Ю.
  • Дробаха Е.А.
  • Сапрыкина О.Ф.
  • Макаров А.М.
  • Исаева Е.Г.
RU2029107C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 809 133 A1

Реферат патента 1993 года Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства

Использование: системы снижения токсичности отработавших газов двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: нейтрализатор содержит корпус с входным и выходным патрубками и каналом для подачи воздуха, блок установленных послеИзобретение относится к машиностроению, а именно к системам снижения токсичности отработанных газов двигателей внутреннего сгорания. ЦеЛью изобретения является повышение эффективности работы нейтрализатора. На фиг. 1 показан нейтрализатор отработавших газов для двигателя внутреннего сгорания транспортного средства; на фиг. 2 - принципиальная схема электрического нагревателя. Нейтрализатор содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками и каналом 4 довательно друг за другом пластин, размещенный в корпусе между входным и выход- ным патрубками и нагревательное устройство. Упомянутые пластины выполнены из пенометаллов и прижаты рабочими поверхностями, расположенными перпендикулярно направлению потока отработавших газов друг к другу без зазора. Рабочие поверхности по меньшей мере семи пластин, расположенных внутри упомянутого блока, покрыты слоем каталитически актив; ных веществ, например, благородных металлов, при этом крайняя по ходу потока пластина выполнена на основе меди, а соседняя с ней пластина внутри блока выполнена без каталитического слоя. При таком выполнении нейтрализатора обеспечивается эффективное окисление окиси углерода, углеводородов и восстановление окислов азота. При этом для инициирования процесса окисления применен разогрев носителей, а восстановительная реакция протекает за счет тепла, выделенного в процессе окисления. 2 з.п. ф-лы. 2 ил. для подачи вторичного воздуха во входной патрубок 2. Корпус 1 встроен в выхлопную трубу транспортного средства в непосредственной близости от выпускного коллектора двигателя. В корпусе между патрубками 2 и 3 размещен блок последовательно относительно друг за другом без зазора перпен дихулярно потоку десять круглых пластин-дисков 5-14 диаметром 220 мм из высокопористого ячеистого материала-пе- нометалла, например, на основе никеля. Толщина каждой пластины 25-30 мм, а размер ячейки 3 мм. Первая пластина по ходу з Ё 00 о ю Ы 00

Формула изобретения SU 1 809 133 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1809133A1

Патент США № 4065919, кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для устранения мешающего действия зажигательной электрической системы двигателей внутреннего сгорания на радиоприем 1922
  • Кулебакин В.С.
SU52A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США N° 4686827, кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 809 133 A1

Авторы

Дзоценидзе Тенгиз Джемалиевич

Гвинерия Константин Иосифович

Осокин Владимир Александрович

Пхакадзе Георгий Автандилович

Даты

1993-04-15Публикация

1991-05-21Подача