Изобретение относится к области топливной энергетики,,в частности к толлив-- ным композициям на основе мазута.
Цель изобретения - расширение области использования композиции, снижение токсичности и агрессивности продуктов ее сгорания.
Целлолигнин является отходом промышленного производства фурфурола. Он образуется как остаток.после двухстадий- ной обработки измельченной лиственной древесины горячей водой с целью получения дубильных веществ, а затем паром под давлением при 250-260° С с целью получения фурфурола.
В процессе обработки водой и паром из древесины удаляются минеральные вещества, что обуславливает пониженную зольность целлолигнина. Снижение зольности обеспечивает уменьшение прочности сплавленного шлака, образующегося при сгорании топлива и повышает калорийность топлива.
Одним из важнейших преимуществ целлолигнина как добавки к топливу является отсутствие в нем серы. Это расширяет область применения предлагаемой композиции и позволяет использовать ее, например,
для такого мазутоемкого производства, как мартеновское. Снижение агрессивности токсичных веществ в продуктах сгорания за счет снижения доли сернистых соединений не только благоприятно сказывается на состоянии рабочих поверхностей промышленных агрегатов, но и улучшает условия труда и состояние окружающей среды.
Целлолигнин представляет собой ко- ротковолнистый рыхлый органический материал, особенностью которого является развитая удельная поверхность частиц (в 2-5 раз больше, чем у частиц лигнина) и высокий выход летучих веществ при пиролизе: 50% у целлолигнина и 33% у лигнина.
Развитая удельная поверхность частиц целлолигнина способствует улучшению ус- .ловий сжигания топлива, интенсифицирует процесс горения.
При добавлении целлолигнина в мазут происходит обволакивание его частиц мазутной пленкой, в результате чего получается однородная масса, образующая при распылении капли более крупного размера, чем при распылении одного мазута и обладающая высокой химической активностью, за счет увеличения поверхности контактов
(Л
С
ы
твердой фазы с кислородом. Кроме того, высокий выход летучих веществ при пиролизе целлолигнина приводит к интенсивному распиливанию плёнки мазута и созданию диффузного факела.
Улучшение условий сгорания и низкая зольность позволяет компенсировать снижение калорийности топлива в предлагаемой композиции и тем самым сократить расход мазута без снижения производительности промышленного агрегата.
Оптимальное содержание целлолигнина в композиции находится в пределах 5-25 вес %. При снижении содержания целлолигнина ниже 5 вес % интенсификация процессов горения незначительна и введение менее калорийной, чем мазут, добавки дает адекватное снижение температуры факела. При повышении содержания целлолигнина в смеси более 25% улучшение условий сжигания уже не компенсирует снижения доли высококалорийного топлива.
Изобретение иллюстрируется следую - щим примером.
Предлагаемая композиция испытывалась на 260-тн мартеновской печи Северско- го трубного завода. При этом использовался топочный мазут марки 40 (ГОСТ 10585-75) и целлолигнин Шумерлинского химического завода. Для приготовления композиции в мазутный бак порциями вводили целлолигнин в соответствии с составом топливной композиции (см. табл. 1). Перемешивание производили при температуре 20-50° С в течение 30 мин, после чего отбирали пробы полученной композиции для определения физико-химических показателей.
Условную вязкость определяли по ГОСТ ,6258-85, зольность по ГОСТ 1461-75. Приготовленную смесь по мазутопроводу подавали в форсунку и распиливали природным газом. Затруднений в подаче топливной композиции через мазутопровод и форсунку не наблюдалось. Топливная смесь не расслаивалась.
Базовым вариантом являлось отопление чистым мазутом. Температуру факела в рабочем пространстве печи замеряли оптическим пирометром. Были произведены анализы продуктов горения на содержание в них SOa.
Результаты испытаний приведены в табл. 2.
Как видно из таблицы, снижение расхода мазута за счет введения целлолигнина в пределах 5-25 вес % позволило поддерживать теплоотдачу факела на уровне, соответствующем отоплению одним мазутом, т.к. температура факела в этих пределах на уровне базового варианта. При этом содержание S02 в продуктах горения снижалось пропорционально доле введенного целлолигнина. Сталь по содержанию серы отвечала требованиям ГОСТа.
Сравнение с известной смесью показывает, что температура факела у нее ниже, чем при чисто мазутном отоплении более
чем на 70° С. Это в значительной степени обусловлено зольностью известной композиции, которая, в среднем, в 4-7 раз превышает зольность заявляемой.
Содержание SOa в известной смеси в
5-6 раз больше, чем в заявляемой, т.е. при использовании предлагаемой композиции содержание токсичных и агрессивных веществ,поступающих в окружающую среду с продуктами горения,резко падает.
Таким образом, предлагаемая топливная смесь позволяет расширить область применения смесей на основе мазута с лиг- нинсодержащей добавкой. За счет этого появляется дополнительная возможность
экономии мазута на 5-25% в таких мазуто- емких агрегатах как мартеновские печи и паровые котлы. Кроме того, пропорционально сокращению доли мазута снижается себестоимость продукции (стали, пара и др.) и
утилизируются промышленные отходы бескислотного производства фурфурола.
Целлолигнин накапливается в отвалах предприятий химической промышленности в большом количестве, сырьевая база его,
как добавки к топливу, практически не ограничена.
Формулаизобретения Топливная композиция на основе мазута с добавлением отходов переработки древесины, отличающаяся тем, что, с целью расширения области использования композиции, снижения токсичности и агрессивности продуктов сгорания композиции, в
качестве отхода она содержит целлолигнин бескислотного гидролиза древесины в количестве 5-25 мае. %.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОГО ОТОПЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПЕЧЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2311588C1 |
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОГО МАСЛО-МАЗУТНОГО ОТОПЛЕНИЯ СТАЛЕПЛАВИЛЬНЫХ ПЕЧЕЙ | 2003 |
|
RU2229057C1 |
ТОПЛИВНАЯ СУСПЕНЗИЯ | 2000 |
|
RU2173817C1 |
СИСТЕМА УТИЛИЗАЦИИ И ОГНЕВОГО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ЗАГРЯЗНЕННЫХ ВОД В ПАРОВЫХ И ВОДОГРЕЙНЫХ КОТЛАХ С ГАЗОМАЗУТНЫМ ОТОПЛЕНИЕМ | 1994 |
|
RU2115864C1 |
Способ сжигания сернистого мазута | 1958 |
|
SU123176A1 |
Комбинированная многотопливная горелка | 1989 |
|
SU1758340A1 |
Способ сжигания жидкого и твердого мелкодисперсного топлив | 1986 |
|
SU1388660A1 |
СПОСОБ ГАЗОМАЗУТНОГО ОТОПЛЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СТАЛЕПЛАВИЛЬНОЙ ПЕЧИ | 2004 |
|
RU2253798C1 |
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СКОРОСТИ И ПОЛНОТЫ ОКИСЛЕНИЯ ТОПЛИВА В СИСТЕМАХ СЖИГАНИЯ | 2010 |
|
RU2471858C2 |
СПОСОБ СОВМЕСТНОГО СЖИГАНИЯ ЖИДКОГО И ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА | 1990 |
|
RU2013690C1 |
Сущность изобретения: топливная композиция содержит 5-25 мас.% целлолигни- на бескислотного гидролиза древесины и до 100 мас.% мазута, 2 табл.
Составы топливной композиции, мае. %
Показатели процесса горения топливных композиций
Таблица 2
0 |
|
SU173788A1 | |
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя | 1920 |
|
SU57A1 |
Авторы
Даты
1993-04-23—Публикация
1990-08-27—Подача