ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО Советский патент 1995 года по МПК F16H1/14 

Описание патента на изобретение SU1811252A1

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в производстве зубчатых передач, работающих в условиях высоких скоростей (n 10000-40000 об/мин) и нагрузок (N 500-1000 л.с.).

Цель изобретения повышение несущей способности зубчатого колеса за счет снижения вибронапряжений в диафрагме в режимах высоких скоростей и нагрузок.

Цель достигается тем, что в зубчатом колесе, содержащем ступицу, обод с зубчатым венцом, диафрагму и демпфер, выполненный в виде кольца и установленный с натягом под ободом, контактирующие с колесом поверхности демпфера в поперечном сечении выполнены клиновидными, а кольцо выполнено из материала, температурный коэффициент линейного расширения которого в 1,4-2,0 раза больше по сравнению с материалом колеса.

Характер распределения усилий в контактирующих поверхностях демпфера представлен на фиг.4, из которой видно возрастание нормальных сил на боковых поверхностях клина, обусловленное совокупным эффектом выбора клиновидной формы поперечного сечения кольца и материала демпфера.

Выбор материалов демпфера, коэффициенты линейного расширения которых лежат в пределах в 1,4-2,0 больших, чем коэффициент линейного расширения материала колеса, обусловлен тем, что этот диапазон обеспечивает снижение вибронапряжений, которые исключают поломки передач в условиях высоких скоростей и нагрузок и, следовательно, обеспечивают требуемую несущую способность передачи. Нижняя граница диапазона обусловлена взаимным износом трущихся поверхностей, что может резко снизить демпфирующие свойства, а верхняя снизить вибронапряжения до практически безопасного уровня.

На фиг.1 изображено известное зубчатое колесо с демпфером (прототип); на фиг. 2 предлагаемое зубчатое колесо с демпфером (вариант 1); на фиг.3 предлагаемое зубчатое колесо с демпфером (вариант 2); на фиг. 4 характер распределения усилий в демпфере.

Зубчатое колесо состоит из ступицы 1, обода с зубчатым венцом 2, диафрагмы 3 и демпфера 4.

При работе зубчатой передачи в условиях высоких скоростей и нагрузок осевая составляющая усилия в зацеплении при резонансах (когда частота вращения совпадает с собственной частотой зубчатого колеса) возбуждает в ободе 2 и диафрагме 3 веерные колебания с узловыми диаметрами, что приводит к возрастанию вибронапряжений в диафрагме 3 и ободе 2 и, как следствие этого, к частым поломкам зубчатых колес.

Установка демпфера 4 сухого трения по известному техническому решению позволяет снизить вибронапряжения в диафрагме 3 и ободе 2 и тем самым снизить вероятность выхода передачи из строя. Выполнение демпфера с клиновидным поперечным сечением с ободом колеса увеличивает нормальную силу давления на корпусных поверхностях демпфера, что дополнительно улучшает демпфирующие свойства конструкции.

Выполнение демпфера из материала с большим коэффициентом линейного расширения, чем материал колеса, обеспечивает автоматическое регулирование коэффициента демпфирования в зависимости от условий работы передачи: при возрастании нагрузок и скоростей растет температура внутри редуктора, а это приводит к возрастанию сил трения и, следовательно, к дополнительному гашению вибраций.

Пример конкретного выполнения предлагаемого зубчатого колеса.

Изготавливается коническое зубчатое колесо с круговыми зубьями из легированной стали со следующими параметрами: средний нормальный модуль mn 3,5, число зубьев Z 45, угол наклона зуба βn 21о, коэффициент линейного расширения материала αk 12˙ 10-6 1/град. Демпфер изготавливается из нержавеющей аустенитной стали, коэффициент линейного расширения, которой αg 17 ˙10-6 1/град, αg20˙ 10-6 1/град (алюминиевый сплав) диаметр демпфирующего кольца dg 120 мм.

Монтажный натяг между демпфером и ободом колеса fm 0,12 мм.

При изменении температуры в редукторе температурный натяг fz меняется по зависимости:
ft dg ˙Δt (dg αk), где Δ t разность между рабочей и комнатной температурой, Δ t 200о 20о 180о.

При этих условиях дополнительный температурный натяг ft 0,11 мм, ft 0,22 мм.

Монтажный натяг в известном техническом решении (см. прототип) fm 0,12 мм позволил снизить вибронапряжения до величины σ 12 кг/мм2.

Кроме того, за счет клиновидной формы поперечного сечения увеличивается общая площадь контактирующих поверхностей и нормальная сила на боковых поверхностях демпфера. Это также позволит увеличить коэффициент демпфирования примерно на 50%
Таким образом, ожидаемый технический эффект от предложения, возникающий за счет выбора материала и клиновидной формы поперечного сечения демпфера позволит снизить вибронапряжение до величины σ 5-6 кг/мм2, что, как показала практика эксплуатации таких передач, является безопасным с точки зрения их поломок.

По сравнению с базовым объектом, за счет снижения вибронапряжений в диафрагме с 20 кг/мм2 до 5-6 кг/мм2 несущая способность предлагаемого зубчатого колеса повысится в 3-4 раза.

Похожие патенты SU1811252A1

название год авторы номер документа
Зубчатое колесо 2016
  • Кожаринов Егор Викторович
  • Калинин Дмитрий Владимирович
  • Темис Юрий Моисеевич
  • Голованов Виктор Васильевич
RU2641351C1
Демпфирующий элемент 2016
  • Кожаринов Егор Викторович
  • Калинин Дмитрий Владимирович
  • Темис Юрий Моисеевич
  • Голованов Виктор Васильевич
RU2643309C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2014
  • Кожаринов Егор Викторович
  • Темис Юрий Моисеевич
RU2567689C1
Неразъемное соединение деталей,преимущественно металлической с полимерной 1987
  • Заикин Владимир Александрович
  • Сайко Игорь Борисович
  • Пустовойт Юрий Иванович
  • Завацкий Анатолий Кузмич
SU1427089A1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2009
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2390676C1
Зубчатое колесо 1976
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Кошман Виталий Никифорович
  • Скороходов Станислав Константинович
  • Соболев Алексей Савельевич
  • Фельдман Изя Наумович
  • Лезняк Геннадий Казимирович
SU696225A1
МАЛОШУМНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2017
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2652941C1
Зубчатое колесо 1980
  • Берестнев Олег Васильевич
SU1025948A1
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 1991
  • Басинюк Владимир Леонидович[By]
RU2019771C1
Зубчатое колесо 1986
  • Кочетов Олег Савельевич
SU1368552A2

Иллюстрации к изобретению SU 1 811 252 A1

Реферат патента 1995 года ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

Использование: изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при конструировании зубчатых колес с повышенной несущей способностью. Сущность: зубчатое колесо содержит ступицу 1, обод с зубчатым венцом 2, диафрагму 3 и демпфер 4. Контактирующие с колесом поверхности демпфера в поперечном сечении выполнены клиновидными, а кольцо демпфера выполнено из материала, температурный коэффициент линейного расширения которого в 1,4 2,0 раза больше по сравнению с материалом колеса. 4 ил.

Формула изобретения SU 1 811 252 A1

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее ступицу, обод с зубчатым венцом, диафрагму и демпфер, выполненный в виде кольца и установленный в ободе с натягом, отличающееся тем, что с целью повышения надежности, кольцо выполнено из материала, температурный коэффициент линейного расширения которого в 1,4 2,0 раза больше температурного коэффициента линейного расширения материала колеса, а контактирующие с колесом торцовые поверхности кольца выполнены клиновидными.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года SU1811252A1

Драго Браун
"Теоретическая и экспериментальная оценка резонансной характеристики быстроходной, облегченной, тяжелонагруженной зубчатой передачи"
Труды Американского общества инженеров - механиков
Конструирование и технология машиностроения
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Коридорная многокамерная вагонеточная углевыжигательная печь 1921
  • Поварнин Г.Г.
  • Циллиакус А.П.
SU36A1

SU 1 811 252 A1

Авторы

Дунаев Е.А.

Погорелов В.С.

Цыганова Н.В.

Шемятовский В.В.

Даты

1995-08-27Публикация

1991-12-13Подача