Изобретение относится к сварочному производству и может быть использовано в различных областях народного хозяйства.
Целью изобретения является повышение качества сварного соединения.
Способ осуществляют следу ющим образом.
Процесс начинают с предварительного подогрева деталей, который проводят дугой плавящегося электрода чередованием периодов горения дуги и пауз для распределения тепла по металлу деталей,за счет его теплопроводности, причем конец электрода с горящей дугой в первые периоды ее горения перемещают быстро (присадочный материал образует пыль на деталях) для того, чтобы тепловложение было минимальным. Паузы имеют продолжительность примерно вдвое больше периода горения дуги для распределения тепла в зоны, отдаленные от зоны шва, Следующие проходы дугой проводят
медленнее (присадочный материал остается на деталях в виде застывших капель и при-, стающих наплавленных участков) также с паузами. Дальнейшие проходы проводят еще медленнее (с проплавлением ранее наплавленного присадочного материала) также с паузами. Наконец, после разогрева кромок до нужной температуры и деталей до температуры, исключающей возможность образования в зоне шва трещин и зон отбе- ла, проводят электродуговую разделку кромок выплавкой основного металла до нужных конфигураций и размеров. Для обеспечения беспрепятственного удаления расплавленного металла детали устанавливают таким образом, чтобы свариваемые кромки находились вертикально, наклонно или обеспечивали вытекание расплавленного металла сквозным проплавлением или в зазор между деталями. Разделка кромок в предлагаемом решении является продолжением и поддержанием подогрева деталей в
Ь
СП
ы
зоне шва для успешного проведения последующих операций.
Подготовку разделанных и разогретых кромок к сварке проводят несколькими проходами конца электрода с горящей дугой (далее проходами дуги) вдоль кромок сверху вниз, при этом обеспечивают свободное отекание расплавленного металла за пределы кромок, с каждым разом обновляя металл в матрице кромок до образования переходного слоя, обеспечивающего хорошую свариваемость и состоящего практически из присадочного металла. При этом размеры и конфигурация кромок существенно не изменяются, т.е. по крайней мере, ничего не предпринимается, чтобы их изменить. Поведение металла в расплавленной ванночке контролируют визуально и добиваются прекращения кипения металла, которое наблюдается в присутствии вредных примесей, мешающих хорошему свариванию. Вредные примеси удаляются из переходного слоя вместе с выплавляемым (заменяемым) металлом. Процесс подготовки кромок можно назвать промывкой, так как в каждом новом проходе в момент сплавления происходит сильное разбавление содержания примесей, а удаление части металла с примесями и поступление металла без примесей обеспечивают чистоту кромок. Толщина переходного слоя составляет, как правило, 2-4 мм и определяется глубиной проплавления металла в перемещающейся ванночке в зоне горения дуги.
Основным фактором, определяющим получение положительных результатов (отсутствие трещин и зон отбела) при подогреве дугой, является скорость перемещения дуги. Она зависит от толщины свариваемых или восстанавливаемых деталей и, как указывалось выше, от стадии нагрева. Для толщины деталей от 1 до 10 мм во время подготовки кромок скорость перемещения дуги выражается приближенной формулой:
V
150 8Ггде V- скорость перемещения дуги, мм/с; д- толщина детали в зоне сварки, мм.
Подготовительные операции (предварительный подогрев, разделку и промывку кромок) проводят с величиной сварочного тока, на 30-50% превышающей номинальную. Меньший ток не обеспечивает стабиль- ного горения дуги при быстрых перемещениях, а превышение более 50% приводит к разрушению обмазки электрода и большому разбрызгиванию расплавленной ванночки.
Пример.
Сваривали две пластины из чугуна (150x100x15 мм). Их установили на крупной решетке наклонно с опорой на стенку. Использовали источник постоянного сварочного тока с электродами УОНИ диаметром 4 мм. Подогрев, разделку кромок и их промывку вели при токе 250 А, сварку - током 180 А. Подогрев начинали быстрым, за 1-2 с
(скорость 75-150 мм/с) проходом дуги плавящегося электрода вдоль будущих кромок. Через 2-4 с эту операцию повторили, но время прохода было 3-4 с (скорость 40-50 мм/с). После паузы 6-8 с снова проходы со
скоростью 30-40 мм/с и еще один цикл с такими же параметрами. В следующем проходе скорость перемещения дуги задавали равной 15 мм/с, при этом кромки оплавлялись. В 2-3 прохода дуги задавали конфигурацию и размеры кромок. После этого приступали к промывке кромок, которую проводили со скоростью 30-40 мм /с, давая стекать металлу, оплавляемому с кромок, и тут же наплавляя присадочный материал.
При этом наблюдали поведение ванночки, как она кипит и сплавляется с основным металлом. Промывку проводили до достижения плотной структуры в границах кромок, хорошей смзчиваемости ванночки
расплава с основным металлом и прекращения кипения металла в ней, то есть до создания в пределах кромок состава металла, близкого к хорошо свариваемой низко-углеродистой стали. Затем ток снизили до 180 А
и провели заполнение подготовленных кромок присадочным материалом. Получили шов, который при испытаниях показал прочность, не уступающую основному металлу, герметичный и обрабатываемый средствами, обычными для обработки сварных швов на стальных изделиях.
Способ позволяет получить надежное сварное соединение деталей из чугуна (устранение дефектов изделий) с характеристиками прочности, не. уступающими основному металлу. При этом шов доступен механической обработке обычными способами. Поскольку переходный слой и наплавляемый металл представляет собой хорошо свариваемую сталь, открываются небывалые возможности сварки чугуна со сталью, что обещает новые перспективы в технике и технологии.
Применение процессе только низкоуглеродист.ых стальных материалов делает излишним использование в качестве присадочных материалов дефицитных и дорогостоящих цветных и редкоземельных металлов, а также порошковых проволок.
Формула изобретения Способ электродуговой сварки чугуна, включающий предварительный подогрев, а также разделку кромок и сварку плавящимся электродом, отличающийся тем, что, с целью повышения качества сварных соединений толщиной от 1 до 15 мм путем исключения образования ледебурита и цементита, предварительный подогрев осуществляют дугой плавящегося электрода, при
этом подогрев и разделку кромок выполняют с периодическим горением дуги со скоростью не менее 15 мм/с и длительностью пауз, вдвое превышающей длительности периодов горения дуги, после разделки кромок производят оплавление кромок с удалением расплавленного металла, причем подогрев, разделку и оплавление кромок выполняют на токе, превышающем ток
сварки на величину от 30 до 50%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ СВАРКИ ЧУГУНА | 1994 |
|
RU2076027C1 |
СПОСОБ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ СВАРКИ ЧУГУНА | 1996 |
|
RU2098248C1 |
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБОПРОВОДОВ ИЗ ВЫСОКОПРОЧНЫХ ТРУБ С КОНТРОЛИРУЕМЫМ ТЕПЛОВЛОЖЕНИЕМ | 2014 |
|
RU2563793C1 |
Способ импульсной дуговой сварки неплавящимся электродом | 1982 |
|
SU1097463A1 |
СПОСОБ ЛАЗЕРНО-ЭЛЕКТРОШЛАКОВОЙ СВАРКИ | 2010 |
|
RU2447980C2 |
СПОСОБ СВАРКИ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 1996 |
|
RU2089364C1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СВАРКИ НЕПЛАВЯЩИМСЯ ЭЛЕКТРОДОМ | 2017 |
|
RU2650463C1 |
Способ сварки трехфазной дугой | 1990 |
|
SU1712093A1 |
Способ сварки неповоротных стыков частей магистрального трубопровода (варианты) | 2017 |
|
RU2696629C2 |
Способ дуговой двухэлектродной механизированной сварки | 2019 |
|
RU2724759C1 |
Использование: все отрасли машиностроения. Сущность изобретения: предварительный подогрев детали, разделка и наплавка на свариваемые кромки выполняется дугой плавящегося электрода. Разделку кромок толщиной от 1 до 10 мм осуществляют со скоростью V 150/(3,, где V- скорость перемещения дуги, мм/с; 6- толщина деталей, и остановками, длительность которых вдвое превышает длительность периодов горения дуги. Подогрев детали, разделку и наплавку кромок присадочным металлом выполняют на токе, превышающем ток сварки на величину от 30 до 50%,
Сварка в машиностроении./Под ред | |||
А.И.Акулова | |||
М.: Машиностроение, т.2, 1978, С.369.Сварка в машиностроении./Под ред, А.И.Акулова, М.: Машиностроение, т.2, 1978, с.371-373. |
Авторы
Даты
1993-04-23—Публикация
1989-12-14—Подача