Способ управления электрогидроприводом системы регулирования вектора тяги жидкостного ракетного двигателя и устройство для его осуществления Советский патент 1993 года по МПК F15B15/00 F02K9/80 

Описание патента на изобретение SU1811566A3

вектора тяги ЖРД, включающем операцию удерживания штока силового гидроцилиндра в позиции, соответствующей заданному положению сопла в процессе запуска двигателя, и в предшествующее запуску время, шток удерживают до момента достижения давления на входе привода, составляющего 0,4-0,5 номинального, одновременно блокируют подвод рабочего тела из магистрали высокого давления и слив рабочего тела в магистраль низкого давления до момента выхода ракетного двигателя на установившийся режим работы, после чего снимают блокировку подвода и слива рабочего тела. Устройство, реализующее способ, содержит силовой гидроцилиндр 12 со штоком 13, взаимодействующим с соплом двигателя. Полость гидроцилиндра 12 сообщена с магистралью высокого давления 17 обратным клапаном 4 и электрогидравлическим клапаном 3. Гидроцилиндр 12 снабжен устройством фиксации штока и управляющим его раскрытием дифференциальным гидроцилиндром 9. Шток 13 гидроцилиндра механически связан с устройством фиксации, а его полость сообщена с выходом трехлинейного двухпозиционного клапана 7,нормально открытый вход которого связан с входом сливного клапана 8, а нормально закрытый вход клапана 7 через обратный клапан 5 связан с клапаном 4 магистрали высокого давления. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Похожие патенты SU1811566A3

название год авторы номер документа
Устройство для управления подачей давления в гидроцилиндры секций механизированных крепей 1986
  • Вилли Куссель
  • Михаэль Деттмерс
  • Вальтер Вайрих
SU1597114A3
Система управления движением сочлененных тракторов 1988
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Гридин Николай Федотович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1546334A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ДЛИННОМЕРНОГО ПРОКАТА В ЗОНУ ОБРАБОТКИ 1994
  • Сидоренко В.С.
  • Шуваев А.Г.
  • Николенко А.М.
  • Богуславский И.В.
  • Воробьев Г.М.
RU2104115C1
ГИДРОСИСТЕМА ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ПРОЧНОСТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ 2005
  • Сабельников Виктор Иванович
  • Колеватов Юрий Витальевич
  • Медведева Ирина Николаевна
RU2305264C2
Устройство управления движением кабины тренажера 1983
  • Кривоносов Виктор Борисович
  • Поезд Петр Петрович
  • Спичек Юрий Нестерович
  • Филиппов Валерий Иванович
SU1153341A1
Самосвальное транспортное средство 1984
  • Плавельский Евгений Порфирьевич
  • Самойлов Юрий Александрович
  • Сурков Сергей Александрович
SU1180279A1
Система управления движением сочлененных тракторов 1989
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Гридин Николай Федотович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1662894A1
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ НАСОС И ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВЫМ НАСОСОМ 2000
  • Смирнов И.С.
RU2172428C1
НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА ПОГРУЗОЧНОЙ МАШИНЫ 1992
  • Хазанович Г.Ш.
  • Носенко А.С.
  • Голованов В.К.
  • Есин В.И.
  • Переплетчиков Е.З.
  • Меньшенина Е.А.
RU2057695C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД 2017
  • Круглов Владимир Юрьевич
  • Валиков Пётр Иванович
  • Дмитриев Сергей Леонидович
  • Шорохов Анатолий Иванович
  • Савинов Виктор Владимирович
  • Струков Илья Владимирович
  • Филиппов Сергей Иванович
RU2646169C1

Реферат патента 1993 года Способ управления электрогидроприводом системы регулирования вектора тяги жидкостного ракетного двигателя и устройство для его осуществления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления вектором тяги ЖРД. Цель изобретения - сокращение материальных за трат за счет использования автономного источника рабочего тела с одновременным обеспечением безопасности старта работы. Для этого в известном способе управления электроприводом системы регулирования

Формула изобретения SU 1 811 566 A3

Изобретение относится к-машиностроению и может быть использовано в системах управления вектором тяги ЖРД ракет-носителей (РН), где применяются электрогидравлические приводы.

Целью настоящего изобретения является сокращение материальных затрат за счет использования автономного источника рабочего тока с одновременным обеспечением безопасности старта ракеты.

На чертеже показана принципиальная гидравлическая схема устройства управления вектором тяги ЖРД.

Устройство включает в себя турбонасос- ный агрегат (ТНА) 1, сливной бак 2, двухпо- зиционный электрогидравлический клапан 3, обратные клапаны 4 и 5, фильтр 6, управляемый по давлению техлинейный двухпозиционный клапан 7, например, золотникового типа с пружиной, трехлинейный двухпозиционный электрогидравлический сливной клапан 8, управляющий дифференциальный гидроцилиндр 9 с пружиной 10, рычаг 11, силовой гидроцилиндр привода 12 со штоком 13. Фиксатор, обозначенный штриховой линией, состоит из входного элемента 14, пружины 15, зубчатой части 16. Магистраль высокого давления 17, магистраль нагнетания 18, магистраль низкого давления 19, магистраль слива 20, штуцер нагнетания 21, штуцер слива 22, гидравлические разъемные соединения (ГРС) 23, 24. Вход клапана 3 через магистраль высокого давления 17 связан с выходом турбонасос- ного агрегата 1, вход ТНА (линия всасывания) связан с баком 2 для размещения рабочего тела и с нормально открытым выходом клапана 8. Выход клапана 3 через магистраль нагнетания 18. обратный клапан

4, фильтр 6 связан со штуцером нагнетания 21 электрогидравлического привода. Трубопровод, соединяющий обратный клапан 4 с фильтром 6, связан через обратный клапан

5с ГРС 23, Нормально закрытый выход клапана 8 связан с ГРС 24. Вход сливного клапана 8 через магистраль слива 20 связан с нормально открытым входом клапана 7 и штуцером слива 22 электрогидравлического

привода.

Выход клапана 7 с помощью гидравлического канала связан со штоковой полостью управляющего дифференциального гидроцилиндра 9, поршень которого подпружинен со стороны поршневой полости пружиной 10. Шток управляющего гидроцилиндра связан через рычаг 11с входным элементом фиксатора 14, который опирается на пружину 15. Зубчатая часть фиксатора

16 взаимодействует со штоком электрогидравлического привода и обеспечивает его фиксацию относительно корпуса, осуществляя формирование управляющего воздействия в виде удерживающей силы. Шток 13

электрогидравлического привода связан с камерой сгорания ЖРД и формирует управляющее воздействие на нее в виде удерживающей силы.

Рассмотрим процесс управления вектором тяги ЖРД, За время примерно 600 с до запуска ЖРД на входы электрогидравлических приводов выдается команда на удержание кодов исходного положения приводов, клапаны 3 и 7 закрыты, тем самым блокируется подвод рабочего тела из магистрали высокого давления и слив рабочего тела в магистраль низкого давления ЖРД. При запуске ЖРД в процессе старта РН начинается вращение вала турбонасогного -трегата

1. при этом рабочее тело из сливного бака 2 поступает в магистраль высокого давления ЖРД. При этом давление рабочего тела, контролируемое по показаниям датчиков давления, входящих в состав ЖРД, постепенно нарастает, достигая некоторого установившегося значения, которое определяется по соотношению 6 (Р2 - Р1)/Д t е, где Р2 и Р1 - соответственно последующие и предыдущие значения давления рабочего тела, At - промежуток времени, е - погрешность измерения, равная, например, 0,01. За время, равное примерно 2 с после запуска ЖРД, когда достигается установившееся значение давления рабочего тела (при этом по экспериментальным данным величина давления в магистрали нагнетания составляет 210-230 кгс/см ) и его можно использовать для управления, вектором тяги ЖРД подается напряжение на обмотки клапанов 3 и 8, т.е. снимается блокирование подвода и слива рабочего тела от ЖРД. При этом клапан 3 открывается и рабочее тело из магистрали высокого давления 17 поступает на магистраль нагнетания 18, в которой расположены обратный клапан 4 и фильтр 6, далее в.штуцер нагнетания 21 и на нормально закрытый вход клапана 7, Обратный клапан 5 закрыт, при этом рабочее тело не имеет возможности поступать через ГРС 24 в наземную станцию (не обозначена), Рабочее тело, поступая на вход управляемого по давлению клапана 7, зависимости от значения этого давления, устанавливает его в одно из двух положений. Первое положение характеризуется тем, что давление нагнетания меньше, чем, например, 80-100 кгс/см2 (0,4-0,5 от РН). При этом рабочее тело через нормально открытый вход клапана 7 поступает на вход

сливного клапана 8 и в магистраль низкого давления 19. Благодаря тому, что клапан 8 находится в нормально открытом положении, рабочее тело не имеет возможности поступать на ГРС 23 и далее на насосную станцию. В указанном положении клапана 7 рабочее тело не поступает в штоковую полость гидроцилиндра 9, связанную с выходом клапана 7. В этом случае усилие, действующее на поршень гидроцилиндра 9 со стороны пружины 10 больше усилия от давления в штоковой полости (давление равно сливному, например. 5 кгс/см ). При этом усилие, действующее через рычаг 11 на входной элемент фиксатора 14, меньше усилия, действующего на него со стороны пружины 15. В результате фиксатор не может раскрыться и его зубчатая поверхность 16,

взаимодействуя со штоком 13. удерживает его в зафиксированном состоянии относительно корпуса электрогидравлического привода, осуществляя формирование уп5 равляющего воздействия в виде удержива ющей силы. В результате заданное положение вектора тяги ЖРД до и в процессе запуска ЖРД при старте РН без использования гидравлического питания

0 электрогидравлических приводов от наземного источника.

Второе положение клапана 7 характеризуется тем, что под действием давления

5 нагнетания, большего например, чем (80- 100) кгс/см нормально закрытый вход клапана 7 соединяется с его выходом, рабочее тело поступает в штоковую полость управляющего гидроцилиндра 9. В этом случае

0 сила от давления в полости гидроцилиндра преодолевает усилие сопротивления пружины 10, шток, перемещаясь воздействует через рычаг 11 на входной элемент фиксатора 14. В результате этого воздействия эле5 мент 14 перемещается, преодолевая усилие пружины 15, при этом происходит раскрытие фиксатора, наподобие цанги и зубчатая поверхность фиксатора разъединяется с зубчатой поверхностью штока, происходит его расфиксация, после чего формирование

0 управляющего воздействия производится за счет перепада рабочего тела на поршне гидроцилиндра 12.

По экспериментальным данным усилие на поршне 12, имеющее значение в процес5 се нагнетания давления от (0,4-0,5) РН х Sn до РН х Sn (Sn - площадь поршня гидроцилиндра, например, 65 см2) достаточно для преодоления внешних моментов сопротивления, действующих на шток привода со

0 стороны камеры сгорания ЖРД при старте РН, таких как газодинамический момент от струй двигателей соседних блоков пакета РН, динамические перегрузки и т.д. При этом исключается неуправляемое движение

5 РН при ее старте и обеспечивается безопасность.

Использование изобретения позволит обеспечить безопасность за счет исключения неуправляемого движения РН пристар0 те без использования гидравлического питания электрогидравлических приводов от наземного источника. Другими словами, благодаря использованию внутренних резервов имеющихся в предлагаемом уст5 ройстве, обеспечивается выполнение поставленной цели без применения дополнительных бортовых или наземных средств.

Формула изобретения

1. Способ управления электрогидроприводом системы регулирования вектора тяги жидкостного ракетного двигателя, включающий операцию удерживания штока силового гидроцилиндра в позиции, соответствующей заданному положению сопла в процессе запуска двигателя и в предшествующее запуску время, отличающийся тем, что, с целью сокращения материальных затрат путем использования автономного источника рабочего тела с одновременным обеспечением безопасности старта ракеты, в нем удерживающее усилие на штоке силового гидроцилиндра формируют в процессе.нарастания давления рабочего тела на входе привода до момента достижения величины 0,4-0,5 от номинального, одновременно блокируют подвод рабочего тела из магистрали высокого давления и слив рабочего тела в магистраль низкого давления до момента выхода ракетного двигателя на установившийся режим работы, после чего снимают блокировку подвода и слива рабочего тела.2. Устройство управления электрогидроприводом системы регулирования вектора тяги жидкостного ракетного двигателя, содержащее силовой, гидроцилиндр со штоком, взаимодействующим с соплом двигателя, при этом полость гидроцилиндра

сообщена с магистралью высокого давления с размещенными в ней обратным и электрогидравлическим напорными клапанами и с магистралью низкого давления с клапаном слива, отличающееся тем, что, с

целью сокращения материальных затрат путем использования автономного источника рабочего тела с одновременным обеспечением безопасности старта ракеты, в нем силовой гидроцилиндр снабжен

устройством фиксации штока и управляющими его раскрытием дифференциальным гидроцилиндром с подпружиненным штоком и трехлинейным двухпозиционным электрогидравлическим клапаном, при этом

шток управляющего гидроцилиндра механически связан с выходом трехлинейного двухпозиционного клапана, нормально открытый вход которого.связан с входом сливного клапана, а нормально закрытый

вход .через обратный клапан связан с напорным клапаном магистрали высокого давления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1811566A3

Матвиенко A.M
и Зверев И.И
Проектирование гидравлических систем ЛА
М.: Машиностроение, 1989, с
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 811 566 A3

Авторы

Байда Сергей Иванович

Белицкий Дмитрий Степанович

Шутенко Виктор Иванович

Даты

1993-04-23Публикация

1991-01-21Подача