вектора тяги ЖРД, включающем операцию удерживания штока силового гидроцилиндра в позиции, соответствующей заданному положению сопла в процессе запуска двигателя, и в предшествующее запуску время, шток удерживают до момента достижения давления на входе привода, составляющего 0,4-0,5 номинального, одновременно блокируют подвод рабочего тела из магистрали высокого давления и слив рабочего тела в магистраль низкого давления до момента выхода ракетного двигателя на установившийся режим работы, после чего снимают блокировку подвода и слива рабочего тела. Устройство, реализующее способ, содержит силовой гидроцилиндр 12 со штоком 13, взаимодействующим с соплом двигателя. Полость гидроцилиндра 12 сообщена с магистралью высокого давления 17 обратным клапаном 4 и электрогидравлическим клапаном 3. Гидроцилиндр 12 снабжен устройством фиксации штока и управляющим его раскрытием дифференциальным гидроцилиндром 9. Шток 13 гидроцилиндра механически связан с устройством фиксации, а его полость сообщена с выходом трехлинейного двухпозиционного клапана 7,нормально открытый вход которого связан с входом сливного клапана 8, а нормально закрытый вход клапана 7 через обратный клапан 5 связан с клапаном 4 магистрали высокого давления. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для управления подачей давления в гидроцилиндры секций механизированных крепей | 1986 |
|
SU1597114A3 |
Система управления движением сочлененных тракторов | 1988 |
|
SU1546334A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ДЛИННОМЕРНОГО ПРОКАТА В ЗОНУ ОБРАБОТКИ | 1994 |
|
RU2104115C1 |
ГИДРОСИСТЕМА ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ПРОЧНОСТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ | 2005 |
|
RU2305264C2 |
Устройство управления движением кабины тренажера | 1983 |
|
SU1153341A1 |
Самосвальное транспортное средство | 1984 |
|
SU1180279A1 |
Система управления движением сочлененных тракторов | 1989 |
|
SU1662894A1 |
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ НАСОС И ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВЫМ НАСОСОМ | 2000 |
|
RU2172428C1 |
НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА ПОГРУЗОЧНОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2057695C1 |
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД | 2017 |
|
RU2646169C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления вектором тяги ЖРД. Цель изобретения - сокращение материальных за трат за счет использования автономного источника рабочего тела с одновременным обеспечением безопасности старта работы. Для этого в известном способе управления электроприводом системы регулирования
Изобретение относится к-машиностроению и может быть использовано в системах управления вектором тяги ЖРД ракет-носителей (РН), где применяются электрогидравлические приводы.
Целью настоящего изобретения является сокращение материальных затрат за счет использования автономного источника рабочего тока с одновременным обеспечением безопасности старта ракеты.
На чертеже показана принципиальная гидравлическая схема устройства управления вектором тяги ЖРД.
Устройство включает в себя турбонасос- ный агрегат (ТНА) 1, сливной бак 2, двухпо- зиционный электрогидравлический клапан 3, обратные клапаны 4 и 5, фильтр 6, управляемый по давлению техлинейный двухпозиционный клапан 7, например, золотникового типа с пружиной, трехлинейный двухпозиционный электрогидравлический сливной клапан 8, управляющий дифференциальный гидроцилиндр 9 с пружиной 10, рычаг 11, силовой гидроцилиндр привода 12 со штоком 13. Фиксатор, обозначенный штриховой линией, состоит из входного элемента 14, пружины 15, зубчатой части 16. Магистраль высокого давления 17, магистраль нагнетания 18, магистраль низкого давления 19, магистраль слива 20, штуцер нагнетания 21, штуцер слива 22, гидравлические разъемные соединения (ГРС) 23, 24. Вход клапана 3 через магистраль высокого давления 17 связан с выходом турбонасос- ного агрегата 1, вход ТНА (линия всасывания) связан с баком 2 для размещения рабочего тела и с нормально открытым выходом клапана 8. Выход клапана 3 через магистраль нагнетания 18. обратный клапан
4, фильтр 6 связан со штуцером нагнетания 21 электрогидравлического привода. Трубопровод, соединяющий обратный клапан 4 с фильтром 6, связан через обратный клапан
5с ГРС 23, Нормально закрытый выход клапана 8 связан с ГРС 24. Вход сливного клапана 8 через магистраль слива 20 связан с нормально открытым входом клапана 7 и штуцером слива 22 электрогидравлического
привода.
Выход клапана 7 с помощью гидравлического канала связан со штоковой полостью управляющего дифференциального гидроцилиндра 9, поршень которого подпружинен со стороны поршневой полости пружиной 10. Шток управляющего гидроцилиндра связан через рычаг 11с входным элементом фиксатора 14, который опирается на пружину 15. Зубчатая часть фиксатора
16 взаимодействует со штоком электрогидравлического привода и обеспечивает его фиксацию относительно корпуса, осуществляя формирование управляющего воздействия в виде удерживающей силы. Шток 13
электрогидравлического привода связан с камерой сгорания ЖРД и формирует управляющее воздействие на нее в виде удерживающей силы.
Рассмотрим процесс управления вектором тяги ЖРД, За время примерно 600 с до запуска ЖРД на входы электрогидравлических приводов выдается команда на удержание кодов исходного положения приводов, клапаны 3 и 7 закрыты, тем самым блокируется подвод рабочего тела из магистрали высокого давления и слив рабочего тела в магистраль низкого давления ЖРД. При запуске ЖРД в процессе старта РН начинается вращение вала турбонасогного -трегата
сливного клапана 8 и в магистраль низкого давления 19. Благодаря тому, что клапан 8 находится в нормально открытом положении, рабочее тело не имеет возможности поступать на ГРС 23 и далее на насосную станцию. В указанном положении клапана 7 рабочее тело не поступает в штоковую полость гидроцилиндра 9, связанную с выходом клапана 7. В этом случае усилие, действующее на поршень гидроцилиндра 9 со стороны пружины 10 больше усилия от давления в штоковой полости (давление равно сливному, например. 5 кгс/см ). При этом усилие, действующее через рычаг 11 на входной элемент фиксатора 14, меньше усилия, действующего на него со стороны пружины 15. В результате фиксатор не может раскрыться и его зубчатая поверхность 16,
взаимодействуя со штоком 13. удерживает его в зафиксированном состоянии относительно корпуса электрогидравлического привода, осуществляя формирование уп5 равляющего воздействия в виде удержива ющей силы. В результате заданное положение вектора тяги ЖРД до и в процессе запуска ЖРД при старте РН без использования гидравлического питания
0 электрогидравлических приводов от наземного источника.
Второе положение клапана 7 характеризуется тем, что под действием давления
5 нагнетания, большего например, чем (80- 100) кгс/см нормально закрытый вход клапана 7 соединяется с его выходом, рабочее тело поступает в штоковую полость управляющего гидроцилиндра 9. В этом случае
0 сила от давления в полости гидроцилиндра преодолевает усилие сопротивления пружины 10, шток, перемещаясь воздействует через рычаг 11 на входной элемент фиксатора 14. В результате этого воздействия эле5 мент 14 перемещается, преодолевая усилие пружины 15, при этом происходит раскрытие фиксатора, наподобие цанги и зубчатая поверхность фиксатора разъединяется с зубчатой поверхностью штока, происходит его расфиксация, после чего формирование
0 управляющего воздействия производится за счет перепада рабочего тела на поршне гидроцилиндра 12.
По экспериментальным данным усилие на поршне 12, имеющее значение в процес5 се нагнетания давления от (0,4-0,5) РН х Sn до РН х Sn (Sn - площадь поршня гидроцилиндра, например, 65 см2) достаточно для преодоления внешних моментов сопротивления, действующих на шток привода со
0 стороны камеры сгорания ЖРД при старте РН, таких как газодинамический момент от струй двигателей соседних блоков пакета РН, динамические перегрузки и т.д. При этом исключается неуправляемое движение
5 РН при ее старте и обеспечивается безопасность.
Использование изобретения позволит обеспечить безопасность за счет исключения неуправляемого движения РН пристар0 те без использования гидравлического питания электрогидравлических приводов от наземного источника. Другими словами, благодаря использованию внутренних резервов имеющихся в предлагаемом уст5 ройстве, обеспечивается выполнение поставленной цели без применения дополнительных бортовых или наземных средств.
Формула изобретения
сообщена с магистралью высокого давления с размещенными в ней обратным и электрогидравлическим напорными клапанами и с магистралью низкого давления с клапаном слива, отличающееся тем, что, с
целью сокращения материальных затрат путем использования автономного источника рабочего тела с одновременным обеспечением безопасности старта ракеты, в нем силовой гидроцилиндр снабжен
устройством фиксации штока и управляющими его раскрытием дифференциальным гидроцилиндром с подпружиненным штоком и трехлинейным двухпозиционным электрогидравлическим клапаном, при этом
шток управляющего гидроцилиндра механически связан с выходом трехлинейного двухпозиционного клапана, нормально открытый вход которого.связан с входом сливного клапана, а нормально закрытый
вход .через обратный клапан связан с напорным клапаном магистрали высокого давления.
Матвиенко A.M | |||
и Зверев И.И | |||
Проектирование гидравлических систем ЛА | |||
М.: Машиностроение, 1989, с | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-04-23—Публикация
1991-01-21—Подача