Система управления движением сочлененных тракторов Советский патент 1989 года по МПК B62D59/04 B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1459965A1

I

1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененным транспортным средствам, состоящим из ведомого и ведущего тракторов.

Цель изобретения является повышение эффективности и надежности работы путем повьшения удобства управления и автоматического регулирования ча с- тоты вращения двигателя ведомого трактора.

На чертеже представлена гидравлическая схема устройства.

Система управления скоростным режимом сочлененного трактора состоит из основных гидронасосов 1 и 2, приводимых от двигателей соответственно ведущего и ведомого тракторов, баков 3 и 4, нагнетательных магистралей 5 и 6, сливных магистралей 7 и 8 и гидроусилителей 9 и 10. Система содержит также вспомогательный гидронасос 11, приводимый от двигателя ведущего трактора. Гидронасос 11 через напорную магистраль 12, двухпо- зиционньй распределитель 13, магистраль 14 и быстросоединяемую муфту 15 соединен с одной из полостей регулируемого гидравлического дросселя 16, автоматическим гидрораспределителем 1 и с рабочей полостью исполнительного гидродипиндра 18. Шток гидроцилиндра 18 кинематически связан с всере

,

Q

7

15

20

25

30

жимным регулятором двигателя ведомого трактора (не показан) и находится под воздействием пружины 19 с возможностью регулировки упругой характеристики. Другие полости дросселя 16 и автоматического распределителя 17 соединены посредством магистрали 20 и быстросоединяемой муфты 21 со сливной магистралью 22. Торцовая полость автоматического гидрораспределителя 17 сообщена с нагнетательной полостью насоса 2 магистралью 23, Нагнетательная полость вспомогательного гидронасоса I1 сообщена с системой разгрузки, включающей клапаны 24 и 25, уп- равляющие полости которых магистралью 26 соединены с гидрораспределителем 13.

Гидроуслители 9 и 10 унифированы и состоят из корпуса, внутренняя полость которого разделена на три полости 27-29 двумя поясками полого поршня 30. Поршень 30 выполнен с двумя рядами радиальных каналов 31, которые сообщены с полостями 28 и 29 в одном из положений подпружиненного золотника 32. Последний расположен внутри полого поршня 30 и связан с педалью 33, а сам полый поршень кинематически связан с приводом муфты сцепления своего трактора (не показано) и находится под воздействием возвратной пружины 34. К корпусу гидроусилителя 9 присоединена приставка.

сквозной канал 35 которой постоянно сообщен с полостями 27 и 28. Приставка гидроусилителя 10 также содержит сквозной канал, сообщающий полости 27 и 28, и, кроме того, подпру- жиненный клапан 36 для запирания сквоного канала. Клапан 36 снабжен электромагнитом. Электромагнит клапана 36 электрически связан проводом 37 с 6д- ним из полюсов источника 38 напряжения, а проводом 39 через штепсельные разъемы 40 и 41 - с контактами нормально разомкнутых выключателей 42 и 43. Второй контакт выключателей 42 и 43 проводом 44 через разьемы 40 и 41 соединен с другим полюсом трактора и механически связан с педалью 33, а выключатель 42 расположен на тяго- во-сцепном устройстве.

Устройство работает следующим образом.

В рабочем режиме сочлененного трактора, когда тяговые усилия входящих в него секций суммируются, тяго- во-сцепное устройство подвержено воздействию растягивающих усилий и контакты выключателя 42 остаются разомкнутыми. При этом двигатели обоих тракторов работают в режиме номинальных оборотов, а их муфты сцепления включены, т.е. управляющее воздействие на педаль 33 отсутствует. Рабочая жидкость от гидронасоса 1 по магистрали 5 попадает в полость 29 гидроусилителя 9 и через радиальные каналы 31, открытую полость золотника 32 полость 28, сквозной канал 35 приставки, полость 27 и магистраль 7 - в бак 3. Путь рабочей жидкости в контуре гидроусилителя 10 ведомого трактора аналогичен описанному,поскольку обмотка электромагь ита приставки обесточена. Рабочая жидкость от вспомогательного гидронасоса 11 по магистрали 12 подается в управляемый гидрораспределитель 13, золотник которого находится в положении А. Далее рабочая жидкость через магистраль 14 и муфту 15 попадает в напорную область дросселя 16 и частично, проходя через него, попадает в сливную магистраль через муфту 21. Сопротивление дросселя 16 создает давлени в полости исполнительного гидроцилиндра 18, што к к о то ро го, п ре одолева сопротивление пружины 19, удержйва-i ет рычаг всережимного регулятора двигателя ведомого трактора -в положе

5

0

5

0

5

0

5

0

55

НИИ номинальных оборотов. При этом номинальные обороты двигателя ведущего трактора поддерживаются водителем воздействием на педаль подачи топлива (не показано), а гидронасос 11 выполняет функции датчика оборотов двигателя ведущего трактора.

В случае необходимости произвести остановку сочлененного трактора водитель последовательно воздействует на педаль 33 и переводит педаль подачи топлива в положение, соответствующее минимальной частоте вращения двигателя ведущего трактора. В результате этого в гидроусилителе 9 золотник 32 перемещается влево, преодолевая сопротивление своей пружины, и перекрывает радиальные каналы 3 в полом поршне 30. Поступающая по магистрали 5 рабочая жидкость увеличивает давление в полости 29, поршень 30 начинает перемещаться вслед за золотником 32 и, воздействуя на силовой привод, выключает муфту сцепления ведущего трактора. При воздействии на педаль 33 одновременно происходит замыкание Контактов выключателя 43, в результате чего электромагнит клапана 36 оказывается под напряжением источника 38, а сам клапан 36 перемещается в положение, при котором происходит разобщение полостей 27 и 28 гидроусилителя 10. Поступающая от . гидронасоса 2 рабочая жидкость увеличивает давление в полостях 28 и 29, вследствие чего поршень 30 перемеща-v ется влево и выключает муфту сцепления двигателя ведомого трактора. Одновременно возросшее давление рабочей жидкости передается по магистрали 23 в торцовую полость автоматического распределителя 17 и перемещает его золотник в положение, при котором рабочая полость исполнительного ци- . линдра 18 оказывается сообщенной со сливом. Шток гидроцилиндра под воздействием пружины 19 устанавливает рычаг всережимного регулятора двигателя ведомого трактора положение минимальных оборотов. После воздействия на педаль 33 водитель переключает коробку перемены передач каждого трактора в нейтральное положение и, снимая управляющее воздействие на педаль подачи топлива, устанавливает минимальные обороты двигателя ведущего трактора. После этого педаль 33 возвращается в первоначальное положение5 в результате чего золотник 32

падроусилителя 9 и клапан 36 гидроусилителя 10 под действием своих пружин занимает исходное положение, при котором восстанавливается поток рабочей жидкости от насосов 1 и 2 4ерез гидроусилители 9 и 10 в баки 3 и 4, а порпгаи 30 обоих гидроусилителей возвращаются в прежнее положение под воздействием пружины 34 и включают обе муфты сцепления.

При трогании сочлененного трактора с места водитель воздействием на педаль 33 выключает обе муфты сцепления, включает нужные передачи обои тракторов и, отпуская педаль 33, воздействует на педаль подачи топ- лива. С увеличением частоты вращения двигателя ведущего трактора увеличивается производительность вспомогательного гидронасоса 11, следствием чего является увеличение давления в рабочей полости гидроцилиндра 18, перемещение его штока вправо и увеличение частоты вращения двигателя ведомого трактора.

При случайном наезде ведомого трактора, например, при маневрировании, когда ведомый трактор движется под уклон, в тягово-сцепленном устройстве возникает сжимающее усилие, в результате чего расстояние межДу тракторами уменьшается на величину, обеспечивающую замыкание контактов выключателя 42. При замыкании контактов выключателя 42 электромагнит клапанаЗб оказывается под напряжением источника 38, а сам клапан перемещается в положение, при котором происходит разобщение полостей 27 и 28 гидроусилителя 10. Поступающая от гидронасоса 2 рабочая жидкость увеличивает давление в полостях 28 и 29 гидроусилителя 10, вследствие чего поршень 30 перемещается влево и выключает муфту сцепления двигателя ведомого трактора. Одновременно возросшее давление передается гистрали 23 в торцовую полость автоматического распределителя 17 и перемещает его золотник в положение, при котором рабочая полость исполнительного цилиндра 18 оказывается сообщенной -со сливом. Шток гидроцилиндра 18 под воздействием пружины 19 устанавливает рычаг всережимного регулятора двигателя ведомого трактора в положение минимальных оборотов

.

10

4599656

После снижения скорости движения ведомого трактора водитель принимает решение по. завершению маневра тракте- ра.

Устройство предусматривает также возможность работы сочлененного трактора в режиме пассивного ведомого трактора, когда не требуется мощность обоих двигателей, например на разво- . ротах в конце поля, когда сельхозору- дия находятся в транспортном (поднятом) положении. Для этого водитель перемещает золотник двухпозиционного

5 распределителя 13 в положение Б. При этом происходит разобщение магистралей 12 и 14, а магистрали 22 и 26 оказьшаются соединенными. Тогда давление в рабочей полости гидроцилиндра 18 падает, а рабочая жидкость вытесняется воздействием пружины .1 9 на шток который: переводит двигатель ведомого трактора в режим минимальных оборотов. Одновременно сообщение

25 управляющей полости клапанов 24 и 25 со сливом через магистрали 26 и 22, а также возрастание давления в магиг страли 1 2 (в первоначальный момент J приводит к открыванию клапана 24,

3Q в результате чего рабочая жидкость начинает свободно перетекать в бак через магистраль 12 и клапан 24.

Для использования тракторов в качестве самостоятельных транспортных средств достаточно разъединить гидромуфты 15 и 21 и штепсельные разъемы 40 и 41, перевести золотник распределителя в положение Б и отсоединить тягово-сцепное устройство.

20

35

0

5

0

.формула изобретения

I. Система управления движением сочлененных тракторов, содержащих двигатели, муфты сцепления, приводы управления которыми связаны между собой, всережимные регуляторы двигателей, приводы управления которых также связаны между собой, тягово- сцепное устройство, связьшающее ведущий и ведомый тракторы, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы и надежности путем повьппения удобства управления и автоматического регулирования частоты вращения двигателя ведомого трактора, она снабжена гидроусилителями приводов управления муфт сцепления, силовым гидроцилиндром

привода управления всережимного регулятора двигателя ведомого трактора двумя основными гидронасосами, гидравлически связанньши с гидроусилителями приводов управления муфт сцепления, вспомогательным гидронасосом, кинематически связанным с валом двигателя ведущего трактора, двухпози- ционным четырехлинейным гидрораспределителем, регулируемым гидродросселем, автоматическим двухпозиционным двухлинейным гидрораспределителем с управляющей полостью, сообщенной с нагнетательной магистралью основно го гидронасоса ведомого трактора, системой разгрузки, включающей в себя два клапана с управляющими полостями с входами, соединенными с нагнетательной магистралью вспомогательного гидронасоса, и с выходами, сообщенными со сливной магистралью, при этом первая линия двухпозиционного гидрораспределителя соединена с нагнетательной магистралью вспомогательного гидронасоса ведущего трактора, вторая линия - с управляющими полостями клапанов системы разгрузки, третья - с гидроцилиндром провода управления всережимным регулятором двигателя ведомого трактора, четвертая линия - со сливом, причем в первой позиции двухпозиционного гидрораспределителя его первая линия соединена с третьей пинией, а во второй позиции вторая пиния соединена с четвертой, при этом первая линия автоматического распределителя соединена с упомянутым гидроцилиндром, а вторая - со сливной магистралью, причем в первой позиции автоматического распределителя его первая и вторая линии соединены, во второй - разъединены, при этом вход регулируемого гидродросселя сообщен

0

5

сцепления содержит корпус с размещенным в нем полым поршнем с радиальными каналами и двумя поясками, образующими в корпусе три полости управления, первая из которых сообщена с нагнетательной магистралью основного гидронасоса, вторая полость размещена- между двумя упомянутыми поясками, а третья сообщена со сливом, размещенный в поршне двухпозиционный двухлинейный гидрораспределитель, кинематически связанный с приводом управления сцеплением, при этом первая линия упомянутого гидрораспределителя сообщена с первой ПОЛОС ью управления гидроусилителя, а вторая линия - с второй, причем в первой позиции гидрораспределителя его первая и вторая линии разобщены между собой, а во второй сообщены, при этом в гидроусилителе ведущего трактора вторая и третья полости управления сообщены между собой, а гид5 роусилитель ведомого трактора снабжен электрогидравлическим двухпозицион- ным двухлинейным гидрораспределителем, первая линия которого сообщена с второй полостью гидроусилителя, а

0 вторая линия - с третьей, причем

в первой позиции первая и вторая линии сообщены между собой,а во второй разобщены,

3. Система по п. 1, о т л и ч а ю- щ а я с я тем, что связь приводов управления муфт сцепления выполнена в виде электрической цепи, содержащей последовательно соединенные источник питания, выключатель, связанный с приводом управления муфты сцепления ведущего трактора, электромагнит электрогидравлического распределителя гидроусилителя привода зшрав- ления муфты сцепления ведомого трак5

0

Похожие патенты SU1459965A1

название год авторы номер документа
Система управления движением сочлененных тракторов 1988
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Гридин Николай Федотович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1546334A2
Система управления движением сочлененных тракторов 1989
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Гридин Николай Федотович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1662894A1
Гидравлический сервопривод управления гусеничной машиной 1987
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1426884A1
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Баторшин В.П.
  • Галемов Т.Т.
  • Голоскин Е.С.
RU2232685C1
Система управления положением сельскохозяйственных орудий, агрегатируемых на тракторном тандеме 1990
  • Аникин Александр Александрович
  • Бадюля Петр Антонович
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1812342A1
Система приводов трактора 1987
  • Вийрок Хейкки-Эннар Эдуардович
  • Ворончихин Феликс Георгиевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Марк Эйно Александрович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Стецко Петр Александрович
SU1418086A1
Система поворота шарнирно сочлененных гусеничных тракторов 1987
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1495191A1
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач 1990
  • Артюшенко Анатолий Дмитриевич
  • Прохоров Владимир Петрович
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Прокопенко Виктор Николаевич
SU1759672A1
Устройство для автоматического включения и выключения насоса тракторной гидросистемы 1958
  • Башта Т.М.
  • Кальбус Г.Л.
SU120414A1
Система управления коробки передач 1987
  • Ивлиев Константин Константинович
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Карлов Владимир Георгиевич
  • Румянцев Виктор Александрович
SU1438970A1

Реферат патента 1989 года Система управления движением сочлененных тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частнос- .ти к сочлененным транспортным средствам, состоящим из двух тракторов. , Целью изобретения является повьшение эффективности в работе и надежности путем повышения удобства управления и автоматического регулирования частоты вращения двигателя ведомой секции. Система управления включает в

Формула изобретения SU 1 459 965 A1

с первой линией автоматическогогидро- .g тора и выключатель, размещенный на распределителя, а выход - с второй.тягово-сцепном устройстве с возмож2. Система по п. 1, о т л и ч

а юностью замыкания электрической цепи при скорости ведомого трактора, бол шей скорости ведущего, трактора.

щ а я с я тем, что каждый из гидроусилителей приводов управления муфт

ностью замыкания электрической цепи при скорости ведомого трактора, большей скорости ведущего, трактора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1459965A1

Система стабилизации скорости самоходной машины 1982
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Мрочек Владимир Иванович
  • Амельченко Петр Адамович
  • Солонский Александр Степанович
SU1039748A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 459 965 A1

Авторы

Беленький Юзеф Семенович

Гридин Николай Федотович

Шевчук Владимир Петрович

Даты

1989-02-23Публикация

1987-07-27Подача