ВИНТОВОЙ РЕДУКТОР ПРИВОДА МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Советский патент 1996 года по МПК B64C13/28 F16H25/22 

Описание патента на изобретение SU1812745A1

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к редукторам приводов поверхностей механизации крыльев летательных аппаратов, и может быть использовано в других областях техники в качестве редукторов высоконагруженных приводов вращательного действия.

Цель изобретения расширение эксплуатационных возможностей, увеличение несущей способности и упрощение технологии изготовления ходового винта ведущего вала винтового редуктора.

На фиг.1 изображена схема установки винтового редуктора в крыле летательного аппарата; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 сечение Б-Б на фиг. 2 при отклоненном носке крыла; на фиг.4 сечение В-В на фиг.2 в исходном положении носка крыла; на фиг.5 сечение Г-Г на фиг.3; на фиг.6 - сечение Д-Д на фиг.3.

Винтовой редуктор содержит корпус 1 цилиндрической формы и соосно расположенные внутри него ведомый вал 2 в виде полого цилиндра с хвостовиком 3, ходовую гайку 4 и ведущий центральный вал 5 с ходовым винтом 6. Корпус редуктора закреплен на крыле 7 соосно оси 8 отклоняемого носка 9 (или другого элемента механизации крыла), а хвостовик 3 ведомого вала 2 на отклоняемом носке 9.

Ведомый вал 2 и корпус 1 соединены с помощью двух шарикоподшипников 10, 11 и гайки 12. Ведущий вал 5 установлен на шарикоподшипнике 13, закрепленном в корпусе 1, а другой его опорой является шариковинтовое соединение ходового винта 6 ведущего вала 5 с ходовой гайкой 4.

От осевых перемещений в корпусе 1 ведущий вал 5 удерживается с помощью резьбовой крышки 14, гайки 15 и втулки 16.

Ходовая гайка 4 находится во взаимодействии с ведомым 2, ведущим 5 валами и корпусом 1 с помощью шариковинтовых механизмов и многозаходного шариконаправляющего механизма.

Многозаходный шариковинтовой механизм взаимодействия ходовой гайки 4 с ведомым валом 2 имеет многозаходные винтовые нарезы 17 большого шага, выполненные на наружной и внутренней сторонах вала 2 и гайки 4 с шариками 18, заключенными в сепаратор 19.

Шариковинтовой механизм взаимодействия ходовой гайки 4 с ходовым винтом 6 ведущего вала 5 имеет однозаходную резьбу 20, выполненную на внутренней и наружной сторонах указанных гайки и винта с шариками 21, заключенными в сепаратор 22.

Многозаходный шариконаправляющий прямолинейный механизм взаимодействия ходовой гайки 4 с корпусом 1 имеет многозаходные прямолинейные нарезы 23, параллельные продольной оси ходовой гайки 4, выполненные на соответствующих поверхностях корпуса 1 и гайки 4 с шариками 24, заключенными в сепаратор 25.

С помощью дополнительных ходовых гаек 26 и 27, установленных на ведущем валу 5, сепараторы 19 и 25 соответственно посредством винтов 28 и упругих элементов в виде прорезных пружин 29 и 30, выполненных за одно целое с сепараторами, соединены с ведущим валом 5.

Дополнительные ходовые гайки 26 и 27 снабжены жестко закрепленными на них ограничителями 31 и 32 в виде втулок, примыкающих с некоторым зазором δ к торцам сепаратора 22. Ограничители 31 и 32 снабжены упругими элементами в виде прорезных пружин 33 и 34, выполненных за одно целое с ограничителями 31 и 32.

Внутренняя полость винтового редуктора герметизируется уплотнениями 35, 36, 37. Ведущий вал снабжен шлицами 38 и 39 для соединения с валом трансмиссии 40.

Дополнительные ходовые гайки 26 и 27 являются следящим приводом продольного перемещения сепараторов 19, 22, 25 и имеют шаг нарезки, меньший, чем шаг ходовой гайки 4. Так, шаг резьбы дополнительной ходовой гайки 26 (t26) равен половине шага резьбы ходовой гайки 4, а шаг резьбы дополнительной ходовой гайки 27 равен где i передаточное отношение винтового редуктора; знак (-) соответствует одинаковому направлению вращения ведущего 5 и ведомого 2 валов, а знак (+) противоположному.

Винтовой редуктор работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 5 и связанного с ним шлицевыми соединениями 38 и 39 вала трансмиссии 40 происходит винтовое относительное движение резьбы 20 ходового винта 6 и ходовой гайки 4, вызывая качение находящихся между ними шариков 21 и их продольное перемещение. Перемещение резьбы ходового винта 6 передается посредством шариков 21 ходовой гайке 4, вызывая качение и перемещение шариков 24 и 18 в прямолинейных 23 и винтовых 17 нарезках ходовой гайки 4, корпуса 1 и ведомого вала 2, в результате действия которых происходит поворот ведомого вала 2.

Под действием шариков 24 и 18 получают поступательное и поступательно-вращательное движение заключающие их сепараторы 25 и 19, причем поступательное движение упомянутых сепараторов отcлеживается согласованным по шагу резьбы поступательным движением дополнительных ходовых гаек 26 и 27, связанных непосредственно с сепараторами 25 и 19.

Поступательное перемещение сепаратора 22 отслеживается ограничителями 31 и 32, связанными с дополнительными ходовыми гайками 26 и 27 и разделенными с сепаратором зазорами δ во избежание возникновения нежелательного трения между торцами ограничителей 31 и 32 и торцами сепаратора 22.

Поскольку продольное перемещение сепараторов 19, 22 и 25 относительно ходовой гайки 4 одинаково и согласовано с перемещением дополнительных ходовых гаек 26 и 27, расстояние между торцами ограничителей 31 и 32 отслеживающих сепаратор 22 остается неизменным, так же как и зазоры d.

Предполагается, что воздействие инерционных сгрузок будет мало сказывается на положении сепаратора 22 относительно ходовой гайки 4 вследствие малого шага резьбы ходового винта 6 и небольшой составляющей инерционных нагрузок, направленных на изменение этого положения.

В случае изменения этого положения и возникновения контакта сепаратора 22 с каким-либо из ограничителей 31 и 32 и трения между ними, оно будет уменьшено деформацией одной из прорезных пружин 33 и 34. Зазор d определяется точностью сборки, величиной мертвого хода дополнительных ходовых гаек, вероятными отклонениями положения сепаратора 22 кинематического характера и возможными другими причинами. Несогласованность поступательного перемещения сепараторов 19 и 25 и дополнительных ходовых гаек 26 и 27, вызванная мертвым ходом последних, которая может привести к нежелательному силовому взаимодействию между сепараторами и заключенными в них шариками, компенсируется деформацией прорезных пружин 33 и 34.

Использование изобретения позволит увеличить крутящий момент на ведомом валу винтового редуктора примерно в 1,4 раза без заметного увеличения его массы; уменьшить влияние мертвого хода дополнительных гаек 26 и 27 на взаимодействие сепараторов 19 и 25 с заключенными в них шариками за счет раздельного соединения каждого из них с дополнительной ходовой гайкой посредством упругого элемента прорезной пружины, которая испытывает меньшие инерционные нагрузки в случае удара, транспортных вибраций и т.д. за счет вдвое меньшей инерционной массы (сепаратора и шариков) по сравнению с прототипом, а это приводит к уменьшению жесткости прорезной пружины, которая создает нагрузки на шарики со стороны сепараторов в условиях мертвого хода; снять ограничения по углу отклонения ведомого вала, связанного относительным угловым поворотом сепараторов; упростить технолoгию изготовления ходового винта ведущего вала. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4 ЫЫЫ6

Похожие патенты SU1812745A1

название год авторы номер документа
АДАПТАЦИОННЫЙ ШАРИКОВИНТОВОЙ ПРИВОД ВАСИЛЬЕВА 2003
  • Васильев Г.В.
RU2238456C1
Шарикоподшипниковая гайка (ШПГ) 2023
  • Гурьянов Евгений Владимирович
RU2812815C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ВИНТОВОГО ДВИЖЕНИЯ В ОДНОСТОРОННЕЕ ВРАЩАТЕЛЬНОЕ 1993
  • Васильев Геннадий Владимирович
RU2082048C1
Электромеханический привод поступательного действия 2022
  • Щербина Роман Сергеевич
  • Евсин Марк Геннадьевич
RU2786248C1
БЛОК РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ 2008
  • Рац Виктор Антонович
  • Богацкий Владимир Григорьевич
  • Клишин Дмитрий Иванович
  • Левищев Олег Николаевич
  • Пирязев Виктор Федорович
  • Гуров Юрий Михайлович
  • Трудоношин Петр Павлинович
RU2370412C1
МЕХАНИЗМ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМЫ СТРОЧКИ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ "ЗИГЗАГ" 1990
  • Умяров Р.К.
  • Шатилов М.Н.
  • Рейбарх Л.Б.
  • Николаенко А.А.
  • Зелинский Э.М.
RU2023086C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОДНОСТОРОННЕЕ ВРАЩАТЕЛЬНОЕ 1994
  • Васильев Г.В.
RU2083895C1
Резьбошлифовальный станок 1991
  • Бокач Андрей Кимович
  • Марциновский Валерий Францевич
  • Киселев Сергей Сергеевич
SU1808545A1
ШАРИКОВИНТОВОЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 2003
  • Грязев В.П.
  • Дульнев В.А.
  • Степанов Л.В.
  • Зудов А.Л.
  • Бурлаков Б.В.
RU2246057C2
Планетарная винтовая передача качения 1990
  • Баранов Александр Георгиевич
  • Дроенков Игорь Васильевич
  • Топоров Владимир Михайлович
SU1772491A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 812 745 A1

Реферат патента 1996 года ВИНТОВОЙ РЕДУКТОР ПРИВОДА МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области авиационной техники, и может быть использовано в приводах отклоняемых поверхностей крыльев летательных аппаратов. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей, увеличение несущей способности и упрощение технологии изготовления ходового винта ведущего вала. Цель достигается тем, что винтовой редуктор содержит корпус и соосно расположенные внутри него ведомый вал в виде полого цилиндра, ведущий вал с ходовым винтом, расположенный коаксиально ведомому валу, и ходовую гайку, взаимодействующую с ходовым винтом с помощью шариковинтового механизма. Ходовая гайка подвижно соединена с корпусом через многозаходный шариконаправляющий механизм с направляющими, параллельными продольной оси ходовой гайки, и с ведомым валом через многозаходный шариковинтовой механизм. Эти механизмы снабжены сепараторами для размещения шариков. На ведущем валу установлена дополнительная ходовая гайка, соединенная с сепаратором упругим элементом. Винтовой редуктор снабжен другой дополнительной ходовой гайкой, установленной на ведущем валу и связанной с сепаратором шариконаправляющего механизма, сепаратором шариковинтового механизма для размещения шариков, установленным на ходовом винте, и ограничителями хода упомянутого сепаратора, выполненными в виде втулок, жестко закрепленных на концах дополнительных ходовых гаек с возможностью их совместного продольного перемещения на ведущем валу. Сепараторы и ограничители хода снабжены прорезными пружинами. 6 ил.

Формула изобретения SU 1 812 745 A1

Винтовой редуктор привода механизации крыла летательного аппарата, содержащий установленный в корпусе редуктора ведущий вал с ходовым винтом, ведомый вал, выполненный в виде полого цилиндра, расположенный коаксиально ведущему валу, и ходовую гайку, взаимодействующую с ходовым винтом с помощью шариковинтового механизма, подвижно сочлененную с корпусом и ведомым валом, причем с корпусом гайка соединена через многозаходный шариконаправляющий механизм с направляющими, параллельными продольной оси ходовой гайки, а с ведомым валом через многозаходный шариковинтовой механизм, при этом многозаходный шариконаправляющий механизм и многозаходный шариковинтовой механизм снабжены сепараторами для размещения шариков, а на ведущем валу установлена дополнительная ходовая гайка, соединенная с сепаратором многозаходного шариковинтового механизма упругим элементом, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, увеличения несущей способности и упрощения технологии изготовления ходового винта ведущего вала, винтовой редуктор снабжен другой дополнительной ходовой гайкой, установленной на ведущем валу и связанной с сепаратором многозаходного шарико-направляющего механизма, а шариковинтовой механизм снабжен сепаратором для размещения шариков, установленным на ходовом винте, и ограничителями хода упомянутого сепаратора, выполненными в виде втулок, жестко закрепленных на концах дополнительных ходовых гаек с возможностью их совместного продольного перемещения на ведущем валу, причем сепараторы и ограничители хода снабжены упругими элементами, выполненными в виде прорезных пружин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года SU1812745A1

Авторское свидетельство СССР N 1753666, кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

SU 1 812 745 A1

Авторы

Сидоренко С.А.

Даты

1996-07-20Публикация

1990-11-29Подача