Предлагаемая зрительная труба для самолетов предназначается, главным образом, для военных самолетов и имеет целью получить: удобство пользования вне зависимости от силы воздушной струи, дрожания самолета и проч.; увеличение, позволяющее различать подробности на значительных высотах и допускающее полную детализацию на высотах средних и предельных, как, напр., пронизывать глазом лес, определяя его занятость или отсутствие таковой; перемену увеличения, позволяющую, с одной стороны, фиксировать наблюдение на деталях и воспринимать их визуально и с другой - вести более или менее общее наблюдение (с большим полем зрения) для целей быстрой и правильной ориентировки в полете; удобство использования системы на аппарате, не мешающем пользованию оружием; поворотные и измерительные механизмы, обеспечивающие как ширину пределов наблюдений, так и специальные случаи, встречающиеся в авиации. На фиг. 1 и 2 изображены виды сбоку и спереди, на фиг. 3-вид сверху по KS и на фиг. 4-вид сверху по CD.
-« Принимая во внимание, что при 15-кратном увеличении наблюдательного инструмента с высоты 8000 метров наблюдение эквивалентно 530 метрам при невооруженном глазе, можно принять, что выше этого увеличения итти нет надобности, особенно потому, что при 15-кратном увеличении современный оптический инструмент (зрительная труба) допускает поле зрения немногим более чем 3,5°. При высоте 8000 метров инструментом будет захвачена при этом площадь земли в 198000 кв. метров. Чтобы захватить такую же площадь при высоте в 600 метров, надо дать инструменту угол зрения приблизительно 25°, чему соответствует двухкратное увеличение. Для промежуточных высот подъема потребовались бы и промежуточные увеличения. Это убеждает в необходимости иметь непрерывно переменное увеличение у инструмента. В таком случае летчик-наблюдатель будет почти независим от высоты своего подъема в смысле возможности детального наблюдения. В предлагаемой трубе большой диапазон увеличений достигается следующим путем: первая фаза непрерывно изменяемого увеличения от 2 до 6 или (по желанию) от 1,5-кратных до 5-кратных производится путем внутреннего движения оптической системы, производимого простым вращением кольца А трубы, на котором также помечены цифры применяемого увеличения через каждую единицу, напр., 2, 5, 4, 5, 6, устанавливающиеся при вращении кольца против индекса оправы трубы.
Когда необходима следующая фаза увеличений, поворачивается в сторону окуляр поворотами револьверного диска В. Ставщий на его место другой окуляр дает всю вторую фазу увеличений от 5-кратных до 15-кратных (по желанию), от 6-кратных до 18-кратных. Увеличения прочитываются на том же кольце против того же индекса на второй (верхней) группе цифр. Эти цифры (5, 7, 12, 15) окращены в красный цвет и соответствующий им окуляр имеет красную метку, как первая группа цифр -имеет белый цвет и окуляр отмечен белым. Возможно употребление трубы и без револьверного приспособления (с одним окуляром). Несмотря на щирокие пределы и быстроту смены увеличений необходимо еще приспособление, позволяющее удерживать предметы в поле зрения во все время полета. С этой целью труба снабжена зеркальным отражательным механизмом С, помощью которого можно трубу навести на предметы, не сдвигая с места самой трубы, почти с бесконечно больщого расстояния до предмета, и держать его в поле зрения, уйдя от него также почти на бесконечно больщое расстояние. Происходит это благодаря тому, что зеркальный механизм, связанный с призмою особой формы с углом 30°, помещенной на нижнем конце трубы, поворачивает лучи, вступающие в трубу, до 90°. Труба при этом остается неподвижной, а наблюдатель вращает только диск, находящийся в верхней части трубы, в том месте, где находятся руки наблюдателя. Диск при помощи сцепления щестерен поворачивает щтангу, идущую вдоль трубы, а последняя при помощи червячного сцепления поворачивает нижнее зеркало в ту и другую сторону от вертикали. Угол поворота лучей (оси визирования) прочитывается на том же
диске. Зеркало укреплено в нижней части трубы перед объективной призмой (с углом 30°) и закрыто с трех сторон кожухом, а с четвертой стороны накатывается на ролики 7, 8, 9 щторой 6, управляемой вращением рычага, идущего параллельно трубе. В то же время вся труба может поворачиваться вокруг своей вертикальной оси на любой угол, прочитываемый на нижнем диске Q с градусными делениями и, таким образом, визирование идет в любой вертикальной плоскости, т.-е. в любом направлении полного полущарового пространства, окружающего самолет. Движение вокруг вертикальной оси производится при помощи щтурвала М. Труба, поворачиваясь, двигает связанную с ней стрелку с двумя щарнирами, идущую по нижнему диску. Особое устройство стрелки вызывается тем, что труба не всегда остается, в одном направлении. Если самолет имеет крен или вообще направляется не по горизонтальной линии, трубу все-таки можно расположить вертикально. Это достигается отклонением ее в любом направлении, которое и принимает она, оставаясь в том положении, в которое ее поставили. Достигается это при помощи щарового гнезда Я, устроенного в месте закрепления его к гондоле самолета. Для установки в вертикальное положение пользуются маятником О, качающимся вдоль шкалы 10. Этот маятник устанавливается на О щкалы, когда труба стоит строго вертикально, а в противном случае показывает на шкале угол отклонения трубы от вертикали. Маятник снабжен демпфером, гасящим его колебания и состоящим из ролика //, катающегося по бархату, и потому устанавливается в вертикальное положение без колебаний. Стрелка трубы, показывающая градусный отчет на нижнем диске, остается всегда в его плоскости, какое бы положение не занимала труба относительно вертикали, что достигается особым устройством этой стрелки. Все движения трубы сводятся к вращению щтурвала и рядом расположенного горизонтального диска, а также качаний вокруг щарового гнезда (для придания вертикального положения). Быстрота наводки облегчается еще визирной стрелкой, действующей от щестерни диска и дающей приблизительное направление на предмет, приводящее диски в приблизительное правильное положение. Точное их положение получится как только предмет попадает на центр креста, находящегося в поле зрения инструмента. Градусные деления на дисках позволяют пользоваться трубой, как измерительным инструментом, для разных целей авиации. К числу таковых относятся: определение абсолютной скорости самолета (относительно земли); определение относительно компасного курса и угла сноса; определение периодов щелкания при фотографировании косвенно скорости ветра,по величине и направлению. Определение абсолютной скорости производится следующим образом: рядом с диском Р расположен секундомер; по диску перемещаются два бегуна 2, соединенные с рычагами особой формы. Эти бегуны можно закрепить на диске под строго определенным углом, в данном случае под углом 45°. Поставив трубу в вертикальное положение при помощи маятника, наводят трубу при помощи зеркального механизма на какойлибо предмет на земле так, чтобы он попал в центр крестовины трубы, и приводят трубу вращением штурвала в плоскость движения самолета. Вокруг нижнего диска А расположено поворотное кольцо с компасными делениями для установки точного компасного направления. Когда труба при помощи штурвала приведена в вертикальную плоскость движения, что узнается по движению земных предметов в поле зрения трубы (предметы движутся вдоль линии крестовины), то зеркальный механизм при повороте верхнего диска будет действовать в вертикальной плоскости движения, и на диске будут отсчитываться изменения угла визирования на предмет, зависящий от перемещения самолета. Наблюдатель при этом не смотрит на диск, а только наблюдает, чтобы выбранный какойнибудь предмет оставался в центре крестовины, для чего руками придется медленно поворачивать диск Р. В некоторый момент рычаг бегуна сам замкнет и пустит секундомер 4, установленный на кронштейне 3, а когда угол изменится на 45°, второй бегун остановит секундомер. Расстояние, пройденное при этом самолетом относительно земли, точно равняется высоте самолета, взятого с альтиметра. Деление его на время, отсчитанное на секундомере, дает абсолютную скорость самолета, а отсчет нижнего диска-угол направления скорости по отношению к собственной скорости самолета, так называемой относительной его скорости. Отсчет же относительно компасного кольца дает направление результирующей скорости самолета по компасу. Что касается определения абсолютной скорости, то ее вычислять не приходится, а получается она механически счетчиком, устроенным на трубе. Этот счетчик состоит из двух манжет, вращаемых вокруг трубы ,по кольцевой шкале трубы. На первом манжете нанесены времена секундомера через каждую секунду; на шкале прочитывают скорость в метросекундах и километрочасах. Счетчик построен на принципе логарифмической линейки. Для определения же периодов щелкания фотографического затвора поступают следующим образом: устанавливают бегуны на градусном диске под углом, соответствующим перекрытию пластинки фотографического аппарата. При данном фокусном расстоянии объектива камеры этот угол постоянен и известен из обычной таблицы. Установив бегуны, действуют так же, как и при определении скорости, т.-е. определяют показанием секундомера и устанавливают его на втором секундомере, находящемся у камеры. мера, производят съемки в нужные моменты. дает направление скорости самолета, а компасное кольцо- компасный курс. При помощи последнего и определяется угол сноса и поправка к взятому курсу движения. нием труба для самолетов, характеризующаяся применением: а) перед объемтивом-заключенных в общий кожух- призмы с преломляющим углом в 30° и поворотного зеркала С, управляемого при помощи червячной и зубчатой пеПуская стрелку последнего секундоКак указано было выше, нижний диск ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА. 1. Зрительная с переменным увеличе
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прибор для указания курса самолета | 1927 |
|
SU5980A1 |
Прибор для измерения скорости самолета | 1933 |
|
SU42346A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОРИЕНТИРОВКИ САМОЛЕТА | 1925 |
|
SU3475A1 |
Прибор для установки и удержания заданного направления пути самолета | 1928 |
|
SU15343A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НАКЛОНЕНИЯ ВИДИМОГО МОРСКОГО ГОРИЗОНТА | 1941 |
|
SU64692A1 |
Прибор для определения долготы места | 1923 |
|
SU1349A1 |
Визирное приспособление для летательных аппаратов | 1926 |
|
SU9908A1 |
ДАЛЬНОМЕРНО-ВЫСОТОМЕРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1933 |
|
SU36035A1 |
Способ определения элементов морских или иных волн | 1940 |
|
SU67825A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ПРИ ЗЕНИТНОЙ СТРЕЛЬБЕ | 1925 |
|
SU4656A1 |
редач вращением снабженного делениями диска Р в верхней части прибора, и б) градусного диска Q, служащего для отсчета угла поворота трубы вокруг своей оси при посредстве штурвала М. 2.В указанной в п. 1 зрительной трубе снабжение диска Р переставными бегунами 2, при вращении диска нажимающими на пусковое и стопорное приспособление установленного на кронштейне секундомера 4. 3.При указанной в п.п. 1 и 3 зрительной трубе применение револьверного
Тнпо-лнтография «Красный Ибчатник:, Ленинград, Международный, 75. диска В с двумя системами окуляров для различных увеличений. тельной трубе снабжение объективного ящика накатывающейся на ролики 7, 8, 9 шторой 6, управляемой вращением рычага, идущего параллельно трубе. тельной трубе применение маятника О, качающегося вдоль школы 10 и снабженного успокоителем в виде ролика 7/, катящегося по бархатной поверхности. 4.При указанной в п.п. 1 - 3 зри5.При указанной в п.п. 1 - 4 зри
Авторы
Даты
1924-09-15—Публикация
1924-07-09—Подача