Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении быстрому чтению. Цель изобретения - повышение эффективности обучения.
Линейная скорость чтения определяется по формуле:
V л ,. : I
скорость чтения, знагде Ул - линейная ков/мин,
Q - число знаков в тексте (объем), Т - время, затраченное на чтение текста, мин
Скорость чтения определяется по формуле:
-k,
где V - скорость чтения, знаков/мин,
к - коэффициент понимания, который определяется анализом ответов на 10 контрольных вопросов по содержанию текста и равен:
„ ч
где п - число правильных ответов.
Сущность изобретения заключается в том, что скорость предъявления информации при ее сканировании устанавливается заведомо большей, чем скорость линейного чтения. В этом случае обучающийся для того, чтобы успеть за движением сканирующего устройства, вынужден не дочитывать строки текста до конца: если скорость предъявления информации устанавливается равной 1,3 скорости линейного чтения, не дочитывается 14 часть строки, если скорость предъявления информации равно 1,5 скорости линейного чтения, не дочитывается 1/3 часть строки. Содержащаяся в этих частях строк информация попадает в поле бокового зрения и ее восприятие происходит путем прогнозирования на основе содержания предыдущих и последующих единиц информации. В результате происходит активная тренировка навыка антиципации.
Для облегчения ориентировки по длине строки сканирующее устройство может быть снабжено ползунком с нанесенной краской меткой или со стрелочным указатеА. О
Ј
00
Ј XJ
СА) СЛ
СО
лем, который устанавливается над строкой и разделяет ее на прочитываемую и непрочитываемую части. По мере тренировок необходимость в таком ограничителе (как, впрочем, и в самом сканирующем устройстве) отпадает, так как недочитывание строк текста до конца и активное использование антиципации, сначала вынужденное, становится устойчивым навыком и после окончания обучения в процессе работы с источниками информации происходит автоматически.
Заявляемые значения скорости предъявления информации определены экспериментальным путем. Если скорость предъявления информации будет меньше 1,3 скорости линейного чтения, тренировка навыка антиципации будет происходить не- достаточно интенсивно. Если скорость предъявления информации будет больше 1,5 скорости линейного чтения, коэффициент понимания снижается до 30% и ниже, а следовательно, резко уменьшится и скоро- . сть чтения.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Занятия проводились в комнате с естественным освещением. Для занятий была сформирована группа из 5 учащихся с одинаковой скоростью линейного чтения -1000 зн/мин. Скорость чтения с учетом коэффициента Понимания составляла 800 зн/мин.
Для чтения были подобраны тексты, содержащие примерно одинаковое количество знаков.
0
5
0
5
0
5
В качестве сканирующего устройства использовалась соединенная с электродвигателем шаговая планка, перемещающаяся по странице текста сверху вниз, с ползунком, на который нанесен стрелочный указатель.
Скорость предъяв/гения информации изменялась с помощью регулятора скорости движения планки, соответственно изменялось положение на ней ползунка.
Продолжительность занятий - 20 мин.
Результаты эксперимента после проведения 5 занятий приведены в таблице.
Из представленных данных следует, что при скорости предъявления информации равной скорости линейного чтения (прототип - пример 6) скорость чтения увеличивается в 1,25 раза, в то время как заявляемый способ позволяет увеличить скорость чтения в 2,5 раза (примеры 2-4). При выходе за заявленные пределы (примеры 1 и 5) скорость чтения увеличивается незначительно.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет значительно повысить эффективность обучения.
Фор.мул а-изобретения
Способ обучения быстрому чтению, заключающийся в том, что обучаемому предъявляют информацию при ее сканировании, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, сканирование производят со скоростью, равной 11,3-1,5 скорости линейного чтения.
Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении навыкам быстрого чтения. Способ счи- тывания информации при обучении быстрому чтению путем ее сканирования отличается тем, что процесс чтения осуществляют при скорости предъявления информации, равной 1,3-1 Д скорости линейного чтения, что позволяет повысить эффективность обучения. 1 табл.
Патент США № 3721021 | |||
кл,С 08 В 17/04, 1972 | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1993-05-07—Публикация
1991-02-07—Подача