Способ обучения быстрому чтению Советский патент 1993 года по МПК G09B17/04 

Описание патента на изобретение SU1814735A3

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении быстрому чтению. Цель изобретения - повышение эффективности обучения.

Линейная скорость чтения определяется по формуле:

V л ,. : I

скорость чтения, знагде Ул - линейная ков/мин,

Q - число знаков в тексте (объем), Т - время, затраченное на чтение текста, мин

Скорость чтения определяется по формуле:

-k,

где V - скорость чтения, знаков/мин,

к - коэффициент понимания, который определяется анализом ответов на 10 контрольных вопросов по содержанию текста и равен:

„ ч

где п - число правильных ответов.

Сущность изобретения заключается в том, что скорость предъявления информации при ее сканировании устанавливается заведомо большей, чем скорость линейного чтения. В этом случае обучающийся для того, чтобы успеть за движением сканирующего устройства, вынужден не дочитывать строки текста до конца: если скорость предъявления информации устанавливается равной 1,3 скорости линейного чтения, не дочитывается 14 часть строки, если скорость предъявления информации равно 1,5 скорости линейного чтения, не дочитывается 1/3 часть строки. Содержащаяся в этих частях строк информация попадает в поле бокового зрения и ее восприятие происходит путем прогнозирования на основе содержания предыдущих и последующих единиц информации. В результате происходит активная тренировка навыка антиципации.

Для облегчения ориентировки по длине строки сканирующее устройство может быть снабжено ползунком с нанесенной краской меткой или со стрелочным указатеА. О

Ј

00

Ј XJ

СА) СЛ

СО

лем, который устанавливается над строкой и разделяет ее на прочитываемую и непрочитываемую части. По мере тренировок необходимость в таком ограничителе (как, впрочем, и в самом сканирующем устройстве) отпадает, так как недочитывание строк текста до конца и активное использование антиципации, сначала вынужденное, становится устойчивым навыком и после окончания обучения в процессе работы с источниками информации происходит автоматически.

Заявляемые значения скорости предъявления информации определены экспериментальным путем. Если скорость предъявления информации будет меньше 1,3 скорости линейного чтения, тренировка навыка антиципации будет происходить не- достаточно интенсивно. Если скорость предъявления информации будет больше 1,5 скорости линейного чтения, коэффициент понимания снижается до 30% и ниже, а следовательно, резко уменьшится и скоро- . сть чтения.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Занятия проводились в комнате с естественным освещением. Для занятий была сформирована группа из 5 учащихся с одинаковой скоростью линейного чтения -1000 зн/мин. Скорость чтения с учетом коэффициента Понимания составляла 800 зн/мин.

Для чтения были подобраны тексты, содержащие примерно одинаковое количество знаков.

0

5

0

5

0

5

В качестве сканирующего устройства использовалась соединенная с электродвигателем шаговая планка, перемещающаяся по странице текста сверху вниз, с ползунком, на который нанесен стрелочный указатель.

Скорость предъяв/гения информации изменялась с помощью регулятора скорости движения планки, соответственно изменялось положение на ней ползунка.

Продолжительность занятий - 20 мин.

Результаты эксперимента после проведения 5 занятий приведены в таблице.

Из представленных данных следует, что при скорости предъявления информации равной скорости линейного чтения (прототип - пример 6) скорость чтения увеличивается в 1,25 раза, в то время как заявляемый способ позволяет увеличить скорость чтения в 2,5 раза (примеры 2-4). При выходе за заявленные пределы (примеры 1 и 5) скорость чтения увеличивается незначительно.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет значительно повысить эффективность обучения.

Фор.мул а-изобретения

Способ обучения быстрому чтению, заключающийся в том, что обучаемому предъявляют информацию при ее сканировании, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, сканирование производят со скоростью, равной 11,3-1,5 скорости линейного чтения.

Похожие патенты SU1814735A3

название год авторы номер документа
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ БЕЗРЕГРЕССИОННОГО ЧТЕНИЯ 1997
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2109346C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 2010
  • Першукевич Алексей Николаевич
RU2422911C1
Способ считывания информации 1990
  • Зиганов Марат Александрович
SU1734582A3
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА 2000
  • Гмыра С.Н.
  • Никитина Т.Б.
RU2178315C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПОДСВЕТКИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПО ТАБЛИЦАМ АНДРЕЕВА ПРИ РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СВЕРХБЫСТРОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ 1993
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2042214C1
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Филаева Софья Леонидовна
RU2393545C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРА НАБОРУ ТЕКСТА НА КЛАВИАТУРЕ КОМПЬЮТЕРА 2009
  • Айдаркин Евгений Константинович
  • Павловская Марина Алексеевна
  • Щербина Дмитрий Николаевич
RU2407061C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 2003
  • Кушнир А.М.
RU2223550C1
Способ компьютеризированного развития навыков скорочтения пользователя 2020
  • Васильева Лидия Львовна
RU2749638C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ 1997
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2113731C1

Реферат патента 1993 года Способ обучения быстрому чтению

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении навыкам быстрого чтения. Способ счи- тывания информации при обучении быстрому чтению путем ее сканирования отличается тем, что процесс чтения осуществляют при скорости предъявления информации, равной 1,3-1 Д скорости линейного чтения, что позволяет повысить эффективность обучения. 1 табл.

Формула изобретения SU 1 814 735 A3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1814735A3

Патент США № 3721021
кл,С 08 В 17/04, 1972
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1

SU 1 814 735 A3

Авторы

Зиганов Марат Александрович

Даты

1993-05-07Публикация

1991-02-07Подача