СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ БЕЗРЕГРЕССИОННОГО ЧТЕНИЯ Российский патент 1998 года по МПК G09B17/00 

Описание патента на изобретение RU2109346C1

Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом.

Известен способ управления информацией для обучаемых сверхбыстрому чтению, основанный на предъявлениях информации обучаемому в аудиовизуальном виде и фиксации времени реакций обучаемого на смысловую часть предъявляемой информации, причем визуальные сигналы формируют синхронно с акустическими сигналами и командами пользователя [1]. Однако этот способ имеет ограниченные дидактические возможности, т.к. не учитывает необходимости безрегрессионного восприятия учебных текстов, что препятствует развитию скорости чтения.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ [2] управления предъявлением учебных текстов для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации, заключающийся в формировании визуальных сигналов, соответствующих учебному тексту, синхронно с акустическими сигналами и в преобразовании сигнала синхронизации акустических сигналов в оптический сигнал, причем синхронно с визуальными и акустическими сигналами, соответствующими учебным текстам, дополнительно формируют сигналы акустического эффекта синтезированного источника звука в сочетании с музыкальными фрагментами музыкальных инструментов и сравнивают их с сигналами эталонных команд, а по результатам сравнения формируют аудиовизуальные сигналы воздействия.

Однако и этот способ имеет ограниченные дидактические возможности из-за отсутствия учета безрегрессионности чтения в наращивании скорости восприятия текстов, что препятствует получению технического результата.

Сущность изобретения основана на развитии навыков безрегрессионного чтения для повышения скорости чтения, что является техническим результатом изобретения.

Существенными признаками, характеризующими изобретение и достаточными во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, являются общие с прототипом формирование текстовых визуальных сигналов и аудиовизуальных сигналов сопровождения, а также отличительные от прототипа формирование в течение первой недели тренировки ежедневно с периодичностью 1,0 - 3,0 ч. на 1,0 - 3,0 мин визуальных сигналов правила безрегрессионного чтения для восприятия тренируемым, формирование на протяжении последующих 5,0 - 15,0 недель тренировки ежедневно за 20,0 - 40,0 мин до сна на расстоянии 30,0 - 35,0 см от глаз тренируемого визуальных сигналов контрольного текста объемом 2500 - 3500 знаков и аудиовизуальных сигналов сопровождения, регистрация времени чтения после безрегрессионного чтения тренируемым контрольного текста, формирование на 9,0 - 12,0 мин в центра поля контрольного текста кругового символа зеленого цвета для восприятия тренируемым совместно с текстом, фиксация правильных ответов и оценивание скорости чтения контрольного текста по формуле:
V = Q/T × K,
где V - скорость чтения, знаков в минуту;
Q - число знаков в тексте, (объем текста);
T - время, затраченное на чтение текста, мин;
K - коэффициент понимания, отношение числа правильных ответов к общему числу ответов.

Пример реализации способа развития навыков безрегрессионного чтения.

Как вы читаете. Первое правило быстрого чтения.

Цель урока - провести анализ количественных и качественных показателей вашего чтения, а также освоить первое упражнение техники быстрого чтения.

С того момента, как вы научились читать, чтение сопровождает всю вашу жизнь. Вас удовлетворяет существующий метод чтения, это естественно. Но прежде чем совершенствовать какой-либо процесс, нужно изучить его, знать его особенности, недостатки. Мы предлагаем вам провести анализ особенностей вашего чтения, его недостатков.

Недостатки традиционных методов чтения. Можно выделить пять основных недостатков традиционных методов чтения.

1. Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток - самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст - как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, показаны на фиг. 1. При медленном чтении регрессии - довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.

Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты - также недостаток. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей. Некоторые исследователи называют их в отличие от регрессий реципациями. Основная цель реципаций - более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

2. Отсутствие гибкой стратегии чтения. Что означает этот недостаток?
Главное в проблеме быстрого чтения не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Читатели, как правило, не задумываются над тем, как читать тот или иной текст. В результате все читается одинаково медленно. Американские психологи очень хорошо описывают этот недостаток, образно отметив: большинство читателей читает одинаково медленно и квартальный отчет о расходовании горючесмазочных материалов, и статью о новом типе автомобильного двигателя, и роман А. Хейли "Колеса", тогда как, естественно, каждый из этих текстов должен читаться особо. Квартальный отчет заслуживает краткого взгляда, чтобы увидеть итоговые цифры. Научный журнал нужно читать совершенно иначе, а художественные тексты требуют совершенно другого подхода.

Та или иная скорость и техника чтения подчиняется прежде всего тем целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяют способность читать быстро.

Наша задача заключается в том, чтобы вооружить мозг более эффективной программой. Решению этой задачи посвящен урок "Интегральный алгоритм чтения" (в данной заявке на рассматривается),
3. Артикуляция - это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений зависит прежде всего от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция. Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст. Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Наша научная группа провела комплекс исследований, снимала рентгенограммы гортани читающего человека. Рентгенокиносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.

Большинство зарубежных методик обычно ограничивается общими рекомендациями: читайте как можно быстрее, и артикуляция у вас исчезнет сама собой. Сомнительность этих рекомендаций очевидна, так как предлагается воздействовать на следствие, а не на причину.

Нами разработана оригинальная методика сокращения артикуляции. Вам предстоит рассмотреть ее в уроке "Артикуляция и чтение".

4. Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2 - 3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2 - 3 слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.

Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т.е. холостых движений глаз, на которые расходуется не только время, но и силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.

5. Отсутствие внимания. Что такое внимание? Внимание - это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении.

Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.

Комплекс упражнений для тренировки внимания будет предложен в уроке "Внимание при чтении".

Изучите недостатки традиционных методов чтения. Подумайте, поразмышляйте, какие из этих недостатков присущи вашему чтению. Запишите их в своей рабочей тетради "Техника быстрого чтения", которую мы советуем вам завести.

Как определить скорость своего чтения? Мы определяем скорость чтения как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного. Ее можно вычислить по формуле:
V = θ/T × K,
где V - скорость чтения, (зн/мин); θ - число знаков в тексте, объем; T - время, затраченное на чтение текста, мин; K - коэффициент понимания.

На протяжении всего курса обучения вам предстоит определять скорость чтения по этой формуле. Результаты измерения скорости чтения контрольных текстов на каждом уроке мы советуем вам регистрировать в вашем примерном плане по освоению техники быстрого чтения (см. табл. 3) Кроме того, для наглядности мы предлагаем вам в своей рабочей тетради построить график роста скорости чтения по образцу, показанному на фиг. 2.

Как определить объем читаемого текста? Как вы уже знаете, мы определяем объем текста в знаках, под которыми понимается каждая буква и цифра текста (без знаков препинания). Контрольные тексты, которые мы будем предлагать вам в книге, всегда сопровождаются данными об их объеме. Но вы должны уметь определять объем любого текста самостоятельно. Делать это очень просто. Приведем примеры.

Как определить объем книжной или журнальной страницы? Самый простой способ следующий. В конце книги, в так называемых выходных данных, содержатся сведения о ее объеме в учетно-издательских листах. Каждый учетно-издательский лист содержит примерно 40000 знаков. Таким образом, зная объем книги и количество страниц, всегда можно подсчитать количество знаков на одной странице.

Для примера возьмем учебник: Цветков Л. А. Неорганическая химия. - М., 1983. Его объем-13,1 уч. изд. листа, количество страниц - 206. Объем одной страницы равен:
.

Аналогично ведется подсчет объема текста и в журналах. Количество знаков в газетной статье подсчитывается следующим образом. Нужно определить количество знаков в одной-трех строках и взять среднее арифметическое, затем подсчитать количество строк и подвести общий итог. Например, в газете "Комсомольская правда" в одной строке, как правило, 25 знаков. Зная количество знаков, можно подсчитать объем текста: объем текста = 25 • количество строк.

Как определить время чтения? Время чтения можно измерять секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой. Обращаем внимание, что в формулу для подсчета скорости чтения нужно записать не общее время в минутах и секундах, а цифру, в которой содержится целое число минут и соответствующие доли минуты. Например, если вы читаете текст 1 мин 30 с, то в знаменателе нужно записать 1,5, так как 30 с составляют половину или 0,5 от целой минуты. Для перевода количества секунд в доли минуты предлагаем вам табл. 1.

Вы уже знаете, что быстрое чтение - это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного. А раз так, то и измерение скорости чтения всегда должно быть связано с проверкой качества его усвоения. Для этого и вводится такой показатель, как коэффициент понимания. Он определяется путем проверки ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов K = 1, на 8 вопросов K = 0,8 и т.д. Вопросы к текстам по всем урокам вы найдете в приложении 3.

Теперь вы можете приступить к заданию 1.

Задание 1. Чтение контрольного текста.

Приготовьте секундомер, тетрадь, ручку. Сейчас вы будете читать 1риведенный ниже текст, а затем отвечать на вопросы (см. приложение 3). Запишите время начала чтения или включите секундомер.

Время начала чтения .....

Время окончания чтения .....

Время чтения текста .....

Откройте приложение 3 и запишите в тетради ответы на 10 приведенных там вопросов для текста. На текст больше не смотрите. По окончании проверки правильности ответов на вопросы определите свой коэффициент понимания и подсчитайте скорость чтения. Например, вы читаете текст 45 сек, правильные ответы дали на 6 из 10 вопросов:
.

Примечание: 45 с = 0,75 мин.

"Известия", 20 ноября 1990, текст, объем - 740 знаков.

Сверхскопление галактик
"Проводя наблюдения с высотного самолета, астрономы обнаружили свидетельства существования во Вселенной сверхскопления галактик.

Это предполагаемое скопление галактик, возможно, простирается на два миллиарда световых лет, и в него входит, видимо, на 30 - 40% больше галактик, чем в обычных их скоплениях.

Само наличие такого сверхскопления противоречит существующим взглядам, согласно которым наша Вселенная возникла в результате "начального взрыва", происшедшего 15 - 18 миллиардов лет тому назад. После этого взрыва, как считается, Вселенная расширялась равномерно и вещество двигалось во все стороны с одинаковой скоростью.

Если существует такая огромная концентрация вещества, то, вероятно, она не является единственной. Может быть, первоначальный сгусток вещества имел неправильную форму, и оно не распространялось во все стороны равномерно, как это считалось до сих пор". К. Петров.

Скорость чтения контрольного текста после подсчета по приведенной формуле запишите в своем плане освоения техники быстрого чтения (табл.3). "Как вы читаете. Первое правило быстрого чтения". Занесите значение этого показателя на график изменения скорости чтения (см. фиг.2). Кроме того, запишите свою начальную скорость чтения на тесте 1 (табл.4) под вашим учебным номером, вычислив ее по приведенной там формуле. Сравните ее с нормативами, приведенными в табл. 2. Ваша скорость чтения очень низкая. Не огорчайтесь. Посмотрите кругом. Возможно, многие читают еще медленнее. Главное - помнить о том, что скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических процессов, темперамента, особенностей мышления и т.п. Поэтому правильнее повышать существующую скорость чтения. Наблюдения свидетельствуют, что практически любой здоровый человек сможет, овладев методом быстрого чтения по предлагаемой методике, увеличить скорость своего чтения в 5 раз.

Обращаем ваше внимание, что скорость чтения не является самоцелью, а выполняет лишь роль контрольного показателя, фиксирующего результативность обучения.

Задание 2. Изучение объема читаемого текста и бюджета времени.

При выполнении задания 2 нужно прежде всего не спешить и выбрать спокойную для вас неделю, когда вы учитесь или работаете в привычном для себя ритме. Будьте внимательны при заполнении теста 1 (тал. 4). Каждый день аккуратно записывайте, сколько часов в день вы читали и что именно. На отдельном листе запишите названия газет, книг, журналов, учебников и другой литературы, которую вы читали.

Задание 3. Как вы читаете?
Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения, полезно провести анализ своего чтения. Приготовьте мягкий карандаш. А теперь мы предлагаем вам ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваете вы сами, обводя карандашом кружочком соответствующее число баллов.

1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?
Всегда очень четкую, и чтение мотивировано - 10
Всегда приблизительно и без мотива - 6
Иногда - 4
Лишь изредка - 2
Никогда - 0
Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной статьи?
Постоянно меняю - 10
Иногда - 6
Скорость определяю перед началом чтения заранее - 4
Всегда читаю со средней скоростью - 2
Всегда читаю очень медленно - 0
3. Удается ли вам целиком сосредоточиться на тексте?
Удается всегда - 10
В основном удается - 6
Лишь в случае, если материал очень интересный - 4
В редких случаях - 2
Не удается - 0
4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?
Построение текста чувствую всегда - 10
Мне удается быстро понять, какие разделы наиболее важны - 6
После прочтения небольшой части уже представляю себе структуру - 4
Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь текст - 2
На структуру не обращаю внимания - 0
5. Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или хотя части его?
Могу всегда - 10
Могу, если текст легкий - 6
Иногда - 4
Изредка - 2
Не могу - 0
6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?
Никогда - 10
Если есть непонятные места, то возвращаюсь - 6
Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов - 4
Иногда, если не понимаю смысла текста - 2
Возвращаюсь часто по различным поводам - 0
7. Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?
Голова и руки всегда без движения - 10
Иногда двигаю головой - 6
При чтении важных мест вожу пальцем по тексту - 4
Часто так делаю - 2
Всегда - 0
8. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?
Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю - 10
Не могу ответить точно - 6
Произношу отдельные (трудные) слова - 4
Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст - 2
Всегда читаю с артикуляцией - 0
9. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?
Возникают всегда - 10
Иногда - 6
Затрудняюсь ответить - 4
Очень редко - 2
Никогда - 0
10. Как двигаются ваши глаза при чтении?
Вертикально, плавно и быстро по середине страницы - 10
Зигзагообразно от строки к строке - 6
По диагонали - 4
С остановками на каждой строке - 2
С остановками на каждом слове - 0
Общее число баллов
Опыт проведения анкетирования дает следующие результаты: опытный читатель получает общее число баллов, равное 100; обученный навыкам быстрого чтения - от 70 до 80; эрудированный (но не обученный быстрому чтению) - от 40 до 50; большинство читателей получают от 20 до 30 баллов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения.

При выполнении задания 3 подсчитайте общее количество баллов, которое у вас получилось в итоге, и запишите их на тесте 1 вверху слева.

Упражнения. В уроке вам предстоит выполнить два упражнения: чтение без регрессий и созерцание зеленой точки.

Чтение без регрессий.

Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий. Содержание правила: текст любой трудности я читаю только один раз. Возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только после окончания чтения и осмысления прочитанного можно еще раз прочитать текст, если возникла необходимость в этом.

Какова же природа регрессий? Первая причина их появления - сила привычки, вторая - отсутствие внимания.

Запишите содержание первого правила быстрого чтения в двух экземплярах на листе удобного для вас формата. Повторите правило несколько раз и постарайтесь запомнить его. Один экземпляр укрепите над рабочим столом дома в первом квадрате вашего экрана мысленного взора (см. фиг. 3). В течение дня неоднократно возвращайте свой взгляд на экран. Второй экземпляр постоянно носите с собой в записной книжке или укрепите перед столом на работе. Открывая записную книжку, вы постоянно встречаетесь с первым правилом быстрого чтения. Отдыхая во время перерывов на производстве или отрывая глаза от деловых бумаг, вы снова встречаетесь с первым правилом быстрого чтения.

Представляйте теперь свое чтение без регрессий. Глаза бегут по тексту только вперед, никаких возвратных движений. Вы будете так читать всегда. Вы справитесь. Прочитайте интересующую вас статью в газете без регрессий.

Не спешите вторично читать текст. Посидите, поразмышляйте, подумайте. Вы многое вспомните. Если в течение 3 мин не удалось разобраться в прочитанном, прочитайте текст снова. Установите причины повторного чтения: сложный текст или отсутствие внимания. Запишите в дневнике свои наблюдения. В течение недели выполняйте это упражнение ежедневно.

Помните: отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза.

Отныне законом вашего чтения должно стать: всегда читать без регрессий. Напоминаем, что в соответствии с первым правилом быстрого чтения возвратные движения глаз возможны и допустимы, но только в том случае, если этому предшествует осмысление прочитанного.

Созерцание зеленой точки.

Это комплексное упражнение, пожалуй, самое трудное, но вместе с тем и самое эффективное. Оно решает одновременно две важные задачи: помогает тренировке внимания при чтении и расширяет оперативное поле зрения.

Порядок выполнения упражнения:
1. Вырезать текст приложения 1 и наклеить его на плотный картон, закрасив кружок в центре в зеленый цвет.

2. Каждый вечер, желательно в одно и то же время, прежде чем лечь спать, вы садитесь за письменный стол. Текст с зеленой точкой находится перед вами. Для удобства можно использовать подставку для книг, чтобы текст всегда был в одинаковом наклонном положении. Если вы читаете в очках, выполнять это упражнение также нужно в очках. Расстояние от точки до глаз должно быть постоянным, таким же, как при обычном чтении (30 - 33 см).

3. В этом упражнении очень важный момент его подготовки - сеанс аутогенной тренировки. Наиболее эффективный способ проведения сеанса - прослушивание магнитофонной записи заключительного сеанса АТ, текст которого читает Генеральный директор Центра Олег Андреевич Андреев.

Если вы получили из Центра магнитофонную запись или пластинку, то вы должны, сидя за столом перед листком с зеленой точкой, вместе с диктором вслух читать текст этого упражнения. После слов "Я буду быстро читать всегда" выключайте магнитофон или проигрыватель и приступайте к созерцанию зеленой точки.

Всем, кто работает без магнитофонной записи, также следует медленно и спокойно вслух прочитать весь текст, после чего приступить к созерцанию зеленой точки.

4. Созерцайте зеленую точку, размещенную в центре страницы с текстом, в течение 10 мин. Посторонние мысли отгоняйте. Концентрируйте внимание только на зеленой точке; все мысли, сознание должны быть связаны только с ней. Максимальная концентрация сознания.

Спокойное ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещивать), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей.

5. По истечении 10 мин закройте глаза, прикройте их ладонью правой руки и идите спать: Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным впечатлением прошедшего дня.

Упражнение повторяется в течение трех месяцев ежедневно без перерывов, непосредственно перед сном.

На первом этапе выполнения упражнения (первая и вторая недели) необходимо, контролируя свое поведение, усидчивость, постоянно возвращать мысли к зеленой точке. При правильном выполнении задания не должно возникать никаких неприятных ощущений в глазах. Резь, слезливость и напряжение - признаки технических ошибок. Для их устранения рекомендуется перед началом упражнения расслабить мышцы глаз, век и лба. После сеанса аутогенной тренировки эти ощущения исчезают, и нужно сразу приступить к выполнению упражнения. Можно использовать и другой прием: представить себя спокойно созерцающим облака или корабль на горизонте. Ненапряженная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мышцы. На протяжении всего упражнения необходимо поддерживать расслабление. Веки должны быть полуприкрыты, взгляд - как бы полусонным.

Созерцая зеленую точку, сознание переживает несколько стадий. По мере возрастания сосредоточенной успокоенности микродвижения глаз становятся все более плавными, мягкими, почти незаметными. Все легче становится удерживать внимание на точке, думать только о ней. Вместе с тем вас подстерегает опасность полного расслабления - засыпания. Его первым признаком будет такое изменение координации восприятия, при котором изображение зеленой точки начинает "плыть" в различных направлениях: влево - вправо, вверх - вниз. Иногда точка начинает приближаться к вам или, наоборот, отодвигаться, уходить вдаль за плоскость страницы. Это вполне закономерные явления, которые не должны вас беспокоить. Следует сохранять состояние "спокойной сосредоточенности" и возвращать точку на место. Иногда состояние сонливости может усиливаться и выражаться в отяжелении век и непреодолимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент искушению, а приводить себя не слишком энергично в обычное бодрствование, то возникает своеобразное и очень приятное состояние. Задание становится легким и простым: смотреть на зеленую точку не составляет труда, глаза без всяких усилий в неподвижности останавливаются на ней, все посторонние мысли исчезают. Видение точки становится необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особая ясность сознания. Именно это и является основной целью упражнения на данном этапе.

Когда вы научитесь достигать состояния ясного сознания (обычно на это уходит одна-две недели), ставится задача постепенного расширения объема восприятия. Следует стремиться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста - справа и слева, сверху и снизу. Сначала нужно расширять поле зрения в ширину, по горизонтали. Не упуская из виду зеленую точку, стремитесь увидеть всю строку текста из центра страницы по горизонтали. Когда успешно выполните это, можно продолжать увеличивать объем восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой 2 - 3 строчки текста вверх и вниз. Что значит видеть? Видеть одновременно с точкой - это прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие.

Чтение всегда по необходимости связано с движением глаз, сменой их точек фиксации. В этом же упражнении это запрещено. Весь период выполнения цикла упражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть - это не читать текст, а боковым зрением пытаться различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы будете видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин. вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения, ясного сознания, вдруг вы видите всю страницу сразу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится выпукло, ясно, отчетливо. Это продолжается недолго, всего несколько мгновений, но этого достаточно. Именно это и есть свидетельство успешности ваших тренировок.

И в заключение еще несколько слов о странице с текстом с зеленой точкой. Как вы уже заметили, его содержание - программа всего нашего курса техники быстрого чтения. Текст этой страницы - суггестивное (внушающее) обращение к вам, читатель. Используйте это упражнение. Оно вам понравится. Вот что говорил нам один из учащихся: "Каждый день я с нетерпением жду вечера, чтобы встретиться со своей зеленой точкой. Именно благодаря ей я стал спокойным, внимательным, выдержанным. Особое удовлетворение вызывают моменты "ясного сознания". Я жду их, готовлю. Смотрю на точку, полуприкрыв веки, как бы нехотя, в полусне. В этот момент полностью отдыхаю, расслабляюсь и как-то внутренне обновляюсь".

Попробуйте. У вас получится обязательно.

Домашнее задание.

1. Заполнить тест 1 "Анализ чтения".

2. Выполнить задание 3 и записать результат на тест 1.

З. Изучить первое правило быстрого чтения - читать без регрессий. Записать его на отдельном листке в двух экземплярах. Один укрепить над рабочим столом на экране мысленного взора. Второй экземпляр постоянно носить с собой. Главное - тексты читать без регрессий.

4. Приступить к выполнению упражнения "Созерцание зеленой точки".

На весь период вашей работы рекомендуем установить следующую последовательность выполнения упражнений и заданий:
1. Каждое занятие начинать с начального сеанса АТ. Напоминаем формулы для достижения состояния аутогенного погружения приведены в приложении 2.

Тем, кто имеет магнитофонную запись или пластинку, включить и прослушать начальный сеанс АТ.

2. Выполнять упражнения и задания в соответствии с личным планом.

3. Непосредственно перед сном провести заключительный сеанс АТ и выполнить упражнение "Созерцание зеленой точки".

Это упражнение обладает эффектом последствия. Чувство покоя, расслабленности, которое вы внушили себе, основные правила программы техники быстрого чтения будут закрепляться, входить в ваше сознание, в подсознание в состоянии эффективного, полноценного ночного сна. Вы заметите, как это упражнение с каждым днем все более благоприятно влияет на вашу психику, самочувствие, настроение.

Обратите особое внимание на слова в тексте страницы с зеленой точкой: "Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спокойствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий. ..". Читая вслух эти слова ежедневно вместе с диктором в сеансе АТ или самостоятельно, старайтесь как можно ярче представить себе эти ощущения. С каждым днем вы будете все больше и больше убеждаться в эффективности этих слов самовнушения.

Часто спрашивают:
а) Можно ли при созерцании зеленой точки моргать глазами?
Да, можно.

б) Можно ли выполнять это упражнение не только вечером, а также утром и днем?
Можно утром, днем, но только один раз в сутки. Наибольший эффект достигается при его выполнении вечером - перед сном.

в) Как быть, если появляется усталость при выполнении этого упражнения и клонит ко сну?
Отдохнуть, нормализовать сон и только потом продолжать систематически выполнять упражнение.

Итак, мы разобрали с вами подробно все трудности выполнения заданий и упражнений урока. Выполняя задания урока, вы изучили недостатки своего чтения, определили его начальную скорость, провели анализ количества и качества своего чтения.

Результаты выполнения заданий этого урока вы должны зафиксировать на тесте 1 и направить его в адрес Центра только после завершения всех уроков части первой. Не забудьте записать на этом бланке вашу фамилию, имя, отчество и учебный номер, скорость чтения контрольного текста 1, число баллов по заданию 3, заполнить все графы теста "Анализ чтения". Вложите также листок, на котором запишите названия газет, журналов и другой литературы, которую вы прочитали. Кроме того, здесь же запишите недостатки своего чтения.

А теперь, приобретя некоторые навыки, сделаем следующий шаг на нашем совместном пути к освоению высот быстрого чтения.

Приложение N 1 (Примечание. Кружочек закрасить зеленым цветом. Текст упражнения "Созерцание зеленой точки".

Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Мне легко учиться быстро читать. Занимаясь, я остаюсь свободным, свежим. Сейчас я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем вдет речь. Текст любой трудности я читаю только один раз. Всегда использую первое правило быстрого чтения - читать без регрессий. Глаза бегут легко и свободно только вперед. Я умею так читать. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Постоянно помню семь блоков интегрального алгоритма чтения. Зрительный образ алгоритма видится мне четко, ясно. Читая текст, я свободно раскладываю его содержание в блоки алгоритма. Все лишнее отбрасываю. Новая программа чтения действует теперь сама собой, по привычке. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение - доминанту. Ясно вижу ее. Она высвечивается, как на экране, выпукло, ярко, контрастно. Всегда могу записать ее своими словами, на языке собственных мыслей. Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Он не дает проговаривать. Я буду помнить его всегда. Я читаю все быстрее и быстрее. Чувствую, что с каждым днем мое зрение становится более острым, сосредоточенным, сильным. Поле моего зрения постоянно расширяется. С каждым днем я все лучше и лучше вижу всю страницу, вижу весь текст сразу. Ясно, отчетливо. Мой взгляд свободен, спокоен, ясен. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально, сверху вниз, по центру страницы. Я могу прочитать одну страницу за пятнадцать секунд, за семь секунд, за одну секунду. Вижу текст, как на экране. Ясно вижу всю страницу сразу. Я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спокойствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий. Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. (Сосредоточен. Посторонние мысли не беспокоят. Мое внимание подчиняется мне. Я постоянно тренирую свое внимание. У меня отличная память. Моя память улучшается с каждым днем. Нужное запоминается само собой, без всяких усилий и высвечивается как на экране - полно и точно. Я читаю очень быстро. Я наслаждаюсь техникой, быстрого чтения. Я читаю свободно, легко, с упоением. Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Я читаю быстро. Я закодировал новые программы и коды чтения в своем мозге, в своем сознании. Я буду быстро читать всегда.

Приложение 2. Формулы внушения для занятий аутогенной тренировкой при освоении техники быстрого чтения.

Рекомендуемые формулы предназначены для использования аутогенной тренировки в процессе обучения технике быстрого чтения. За основу при их выборе взяты рекомендации, изложенные в книге X. Линдемана "Аутогенная тренировка".

Аутогенная тренировка (АТ) - это методика воздействия человека на самого себя посредством формул самовнушения в состоянии полного расслабления (релаксации) с целью влияния на свое настроение, чувства, намерения, волю. В нашем случае задача АТ - внушение определенных правил и программ, изучаемых в курсе техники быстрого чтения.

Ключевым моментом АТ является умение достигать состояния аутогенного погружения - своего рода полудремы, в котором образные эмоционально окрашенные представления оказывают влияние на ту часть нервной системы человека, которая не управляется сознательной волей. Иначе говоря, именно в этой ситуации создаются условия для обучения бессознательного психического. Приводим полную схему занятий АТ, состоящую из последовательности формул для достижения состояния аутогенного погружения:
Я совершенно спокоен (1 раз).

Правая рука тяжелая (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Правая рука теплая (6 раз).

Я совершенно спокоен (6 раз).

Сердце бьется спокойно и ровно (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Дыхание спокойное и ровное (6 раз).

Мне легко дышится (1 раз).

Солнечное сплетение излучает тепло (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Лоб приятно прохладен (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Лоб приятно прохладен (6 раз).

Напоминаем, что методика освоения АТ и последовательного достижения аутогенного погружения по этим формулам приведена в книге X. Линдемана.

Сокращенный вариант достижения этого состояния после тренировок имеет следующий вид:
Покой - тяжесть - тепло.

Сердце и дыхание совершенно спокойны.

Солнечное сплетение излучает тепло.

Лоб приятно прохладный.

После достижения состояния аутогенного погружения можно переходить к обучающим формулам внушения в соответствии с таблицей и в зависимости от урока, который вы в настоящее время изучаете.

Для выхода из состояния погружения используется фраза: "Руки сжаты. Дыхание глубокое. Открыть глаза. Расслабить руки".

Приложение 3
1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные (название газеты, дата).

4. Какой проблеме посвящена статья?
5. Какое явление обнаружили астрономы?
6. Какова протяженность сверхскопления?
7. Сколько галактик входит в сверхскопление?
8. Когда произошел начальный взрыв?
9. Что произошло после взрыва?
10. Какая гипотеза выдвигается в статье?

Похожие патенты RU2109346C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ БЕЗАРТИКУЛЯЦИОННОГО ЧТЕНИЯ 1997
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2109347C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИНТЕГРАЛЬНО-АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ 1997
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2113730C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ 1998
  • Кузнецов О.А.
RU2125296C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ 1997
  • Кузнецов О.А.
RU2123726C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ВЕРТИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ПРИ ОБУЧЕНИИ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ ТЕКСТОВ 1998
  • Кузнецов О.А.
RU2128861C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ВЕРТИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ 1997
  • Кузнецов О.А.
RU2123205C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ 1997
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2113731C1
СПОСОБ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ БЕЗРЕГРЕССИОННОГО ЧТЕНИЯ С УМЕНЬШЕННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ФИКСАЦИЙ ВЗГЛЯДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ВЗГЛЯДА 2016
  • Балахонов Кирилл Андреевич
  • Жаренов Игорь Сергеевич
  • Болдова Надежда Андреевна
  • Юрин Евгений Игоревич
  • Скворцов Илья Алексеевич
RU2647143C1
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 1998
  • Бражник И.В.
RU2124233C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ АУРОВИДЕНИЯ 1997
  • Кузнецов О.А.
RU2137207C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 109 346 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ БЕЗРЕГРЕССИОННОГО ЧТЕНИЯ

Способ развития навыков безрегрессионного чтения относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у операторов способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Для повышения скорости усвоения информации формируют текстовые визуальные сигналы и аудиовизуальные сигналы сопровождения, причем на первой неделе тренировки ежедневно с периодичностью 1,0 - 3,0 ч на 1,0 - 3,0 мин формируют визуальные сигналы правила безрегрессионного чтения для восприятия тренируемым, на протяжении последующих 5,0 - 15,0 недель тренировки ежедневно за 20,0 - 40,0 мин до сна формируют на расстоянии 30,0 - 35,0 см от глаз тренируемого визуальные сигналы контрольного текста объемом 2500 - 3500 знаков и аудиовизуальные сигналы сопровождения, регистрируют время чтения после безрегрессионного прочтения тренируемым контрольного текста, в центре поля которого формируют на 9,0 - 12,0 мин круговой символ зеленого цвета для восприятия тренируемым совместно с текстом, после чего фиксируют правильные ответы и оценивают скорость чтения контрольного текста. 2 табл., 3 ил.

Формула изобретения RU 2 109 346 C1

Способ развития навыков безрегрессионного чтения, заключающийся в формировании текстовых визуальных сигналов и аудиовизуальных сигналов сопровождения, отличающийся тем, что в течение первой недели тренировки ежедневно с периодичностью 1 - 3 ч на 1 - 3 мин формируют для восприятия тренируемым визуальные сигналы правила безрегрессионного чтения, на протяжении последующих 5 - 15 недель тренировки ежедневно за 20 - 40 мин до сна формируют на расстоянии 30 - 35 см от глаз тренируемого визуальные сигналы контрольного текста объемом 2500 - 3500 знаков и аудиовизуальные сигналы сопровождения, после безрегрессионного восприятия тренируемым контрольного текста регистрируют время чтения, на 9 - 12 мин формируют в центре поля контрольного текста круговой символ зеленого цвета для восприятия тренируемым совместно с текстом, фиксируют правильные ответы и оценивают скорость чтения контрольного текста по формуле
v = θ/T × K,
где
v - скорость чтения, знак/мин;
θ - число знаков в тексте, объем текста;
T - время, затраченное на чтение текста, мин;
K - коэффициент понимания, отношение числа правильных ответов к общему числу ответов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2109346C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
SU, авторское свидетельство, 1397958, кл
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
RU, патент, 2002312, кл
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

RU 2 109 346 C1

Авторы

Кузнецов Олег Андреевич

Даты

1998-04-20Публикация

1997-06-02Подача