Способ считывания информации Советский патент 1992 года по МПК G09B17/04 

Описание патента на изобретение SU1734582A3

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано как при обучении навыкам быстрого чтения, так и в процессе переработки информации,

Известен способ считывания информации, в котором из текста выделяют смысловые блоки с помощью смотрового окна со шторкой, образованного регулируемыми с помощью реечного механизма пластинами.

Способ реализуется с помощью неудобной конструкции, включающей реечные механизмы, и навязывает обучающемуся жесткую механическую систему слежения.

Наиболее близким к предлагаемому является способ считывания информации, заключающийся в выделении смысловых блоков текста при вертикальном перемещении глаз с разделением полей зрения. Перемещение текст-объектов, выделенных из текста, проводят в направлении, перпендикулярном плоскости разделения полей зрения, со смещением в каждой строчке по диагонали.

Недостаток этого способа состоит в том, что при диагональном чтении прерывается логическая связь между смысловыми блоками и недостаточно хорошо тренируется уве- личение области одномоментного зрительного восприятия.

Целью изобретения является увеличение скорости считывания путем расширения области одномоментного восприятия.

Поставленная цель достигается тем, что в способе считывания информации путем выделения смысловых блоков текста, процесс считывания периодически прерывают и на сетчатку глаз в течение 3-5 с воздействуют световым раздражителем, после чего продолжают процесс считывания в течение 20-40 с. затем воздействие световым раздражителем повторяют

В качестве светового раздражителя используют лампу накаливания мощностью 25-100 Вт, которую располагают так, чтобы проекция нити накаливания на сетчатку глаз представляла собой прямую линию, параллельную строчкам считываемого текста.

Сущность изобретения заключается в следующем.

После прекращения действия светового раздражителя на сетчатке в течение некоторого времени сохраняется его послеобраз Вследствие этого информация, перекрываемая послеобразом, не считывается. Для вос- приятия этой информации читатель вынужден расширять область одномоментного восприятия и чктивизировать навык антиципации (мысленного предвосхищения), т.е. по предыдущим и последующим

С

vj

СА

Рь.

сл оо

го

Сл)

словам или частям слов делать прогноз о содержании недоступной восприятию информации. Этот процесс происходит автоматически в течение долей секунд.

Через 20-40 с яркость послеобраза ослабевает и перекрываемая им информация становится доступной для восприятия. Вследствие этого область предвосхищения опять сужается в силу ранее выработанной привычки. В этот момент на сетчатку глаз вновь воздействуют световым раздражителем.

В процессе тренировок расширение области одномоментного восприятия и активное использование антиципации сначала вынужденное, становится устойчивым навыком и вытесняет ранее выработанную привычку, что дает возможность за одну фиксацию воспринимать больший обьем информации, чем при обычном считывании и, следовательно, осуществлять меньшее число фиксаций на каждой строчке. Это. в свою очередь, уменьшает время, затрачиваемое на считывание, т.е. увеличивает скорость считывания.

В качестве светового раздражителя может быть использован любой источник света, обеспечивающий в поле зрения читателя резкий контраст по яркости освещения с фоном, достаточный для возникновения устойчивого послеобраза на сетчатке глаз, например лампа накаливания.

Способ может быть использован как в процессе обучения быстрому чтению, так и в процессе работы с источником информации.

Пример. Так как в процессе обучения применяется целый комплекс технических средств и специальных методик и в получаемом результате трудно выделить вклад каждого из них, предлагаемый способ был предложен для проверки группе учащихся из 5 человек, заканчивающих обучение, у которых уже сформирован навык быстрого считывания. Для лучшей сопоставимости результатов группа была подобрана из учащихся с одинаковой скоростью считывания 3000 знаков/мин.

Занятия проводили в комнате с естественным освещением. В качестве светового раздражителя была использована лампа накаливания, установленная вертикально на

подставке рядом с пюпитром для текста, причем нить накаливания была обращена к учащемуся вогнутой стороной. В этом случае ее проекция на сетчатку глаза представляет собой наибольшую прямую линию, причем возникающий послеобраз оказывается параллельным строчкам считываемого текста.

Продолжительность занятия 20 мин.

Скорость считывания определяли по формуле

V -K

Т

где V - скорость считывания, знаков/мин; Q - число знаков в тексте (объем);

Т - время, затраченное на считывание текста, мин.;

К - коэффициент понимания, который определяется анализом ответов на 10 конт- рольных вопросов по содержанию текста (, n - число правильных ответов).

Для считывания были подобраны 6 текстов, содержащих примерно одинаковое количество знаков.

Начальная скорость считывания

3000 знаков/мин.

Усредненные результаты после проведения 5 занятий приведены в таблице.

Из приведенных данных следует, что при использовании предлагаемого способа считывания информации скорость считывания увеличивается более, чем на 13%.

35

Формула изобретения

1.Способ считывания информации, заключающийся в выделении смысловых блоков текста, отличающийся тем, что, с целью увеличения скорости считывания,

процесс считывания периодически прерывают и на сетчатку глаз в течение 3-5 сек воздействуютсйетовым раздражителем, после чего продолжают процесс считывания в течение 20-40 с, затем воздействие световым раздражителем повторяют.

2.Способ поп 1.отличающийся тем, что в качестве светового раздражителя используют лампу накаливания мощностью 25-100 Вт, которую располагают так, чтобы

проекция нити накаливания на сетчатку глаза представляла собой прямую линию, параллельную строчкам считываемого текста.

Затруднено из-за эффекта ослепления Скорость считывания не увеличилась, процесса считывания.

так как более трети времени исключается из

Похожие патенты SU1734582A3

название год авторы номер документа
Способ обучения быстрому чтению 1991
  • Зиганов Марат Александрович
SU1814735A3
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПОДСВЕТКИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПО ТАБЛИЦАМ АНДРЕЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СВЕРХБЫСТРОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ 1993
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2042213C1
Способ управления подсветкой текстов для развития навыков сверхбыстрого чтения и устройство для его осуществления 1991
  • Кузнецов Олег Андреевич
  • Хромов Лев Николаевич
SU1782324A3
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ БЕЗРЕГРЕССИОННОГО ЧТЕНИЯ 1997
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2109346C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ 1997
  • Кузнецов О.А.
RU2123726C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ И ЧТЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ВЕДУЩИМ ИЛИ НА КОМПЬЮТЕРЕ 1997
  • Шульгина Галина Ивановна
  • Парфенов Дмитрий Николаевич
RU2119191C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИНТЕГРАЛЬНО-АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ 1997
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2113730C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ 1994
  • Глухих Олег Федорович
RU2047219C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 2002
  • Терентьева В.И.
  • Лубовский В.И.
RU2228770C2
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ВЕРТИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ПРИ ОБУЧЕНИИ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ ТЕКСТОВ 1998
  • Кузнецов О.А.
RU2128861C1

Реферат патента 1992 года Способ считывания информации

Использование: при обучении навыкам быстрого считывания и в процессе переработки информации. Сущность изобретения: периодически через каждые 20-40 с процесс считывания прерывается. На сетчатку глаз в течение 3-5 с воздействуют световым раздражителем, например лампой накаливания. 1 з. п. ф-лы.

Формула изобретения SU 1 734 582 A3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1734582A3

Способ считывания информации оператором 1984
  • Сергеев Сергей Федорович
  • Коротеев Геннадий Леонидович
SU1399803A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 734 582 A3

Авторы

Зиганов Марат Александрович

Даты

1992-05-15Публикация

1990-12-24Подача