Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано как при обучении навыкам быстрого чтения, так и в процессе переработки информации,
Известен способ считывания информации, в котором из текста выделяют смысловые блоки с помощью смотрового окна со шторкой, образованного регулируемыми с помощью реечного механизма пластинами.
Способ реализуется с помощью неудобной конструкции, включающей реечные механизмы, и навязывает обучающемуся жесткую механическую систему слежения.
Наиболее близким к предлагаемому является способ считывания информации, заключающийся в выделении смысловых блоков текста при вертикальном перемещении глаз с разделением полей зрения. Перемещение текст-объектов, выделенных из текста, проводят в направлении, перпендикулярном плоскости разделения полей зрения, со смещением в каждой строчке по диагонали.
Недостаток этого способа состоит в том, что при диагональном чтении прерывается логическая связь между смысловыми блоками и недостаточно хорошо тренируется уве- личение области одномоментного зрительного восприятия.
Целью изобретения является увеличение скорости считывания путем расширения области одномоментного восприятия.
Поставленная цель достигается тем, что в способе считывания информации путем выделения смысловых блоков текста, процесс считывания периодически прерывают и на сетчатку глаз в течение 3-5 с воздействуют световым раздражителем, после чего продолжают процесс считывания в течение 20-40 с. затем воздействие световым раздражителем повторяют
В качестве светового раздражителя используют лампу накаливания мощностью 25-100 Вт, которую располагают так, чтобы проекция нити накаливания на сетчатку глаз представляла собой прямую линию, параллельную строчкам считываемого текста.
Сущность изобретения заключается в следующем.
После прекращения действия светового раздражителя на сетчатке в течение некоторого времени сохраняется его послеобраз Вследствие этого информация, перекрываемая послеобразом, не считывается. Для вос- приятия этой информации читатель вынужден расширять область одномоментного восприятия и чктивизировать навык антиципации (мысленного предвосхищения), т.е. по предыдущим и последующим
(Л
С
vj
СА
Рь.
сл оо
го
Сл)
словам или частям слов делать прогноз о содержании недоступной восприятию информации. Этот процесс происходит автоматически в течение долей секунд.
Через 20-40 с яркость послеобраза ослабевает и перекрываемая им информация становится доступной для восприятия. Вследствие этого область предвосхищения опять сужается в силу ранее выработанной привычки. В этот момент на сетчатку глаз вновь воздействуют световым раздражителем.
В процессе тренировок расширение области одномоментного восприятия и активное использование антиципации сначала вынужденное, становится устойчивым навыком и вытесняет ранее выработанную привычку, что дает возможность за одну фиксацию воспринимать больший обьем информации, чем при обычном считывании и, следовательно, осуществлять меньшее число фиксаций на каждой строчке. Это. в свою очередь, уменьшает время, затрачиваемое на считывание, т.е. увеличивает скорость считывания.
В качестве светового раздражителя может быть использован любой источник света, обеспечивающий в поле зрения читателя резкий контраст по яркости освещения с фоном, достаточный для возникновения устойчивого послеобраза на сетчатке глаз, например лампа накаливания.
Способ может быть использован как в процессе обучения быстрому чтению, так и в процессе работы с источником информации.
Пример. Так как в процессе обучения применяется целый комплекс технических средств и специальных методик и в получаемом результате трудно выделить вклад каждого из них, предлагаемый способ был предложен для проверки группе учащихся из 5 человек, заканчивающих обучение, у которых уже сформирован навык быстрого считывания. Для лучшей сопоставимости результатов группа была подобрана из учащихся с одинаковой скоростью считывания 3000 знаков/мин.
Занятия проводили в комнате с естественным освещением. В качестве светового раздражителя была использована лампа накаливания, установленная вертикально на
подставке рядом с пюпитром для текста, причем нить накаливания была обращена к учащемуся вогнутой стороной. В этом случае ее проекция на сетчатку глаза представляет собой наибольшую прямую линию, причем возникающий послеобраз оказывается параллельным строчкам считываемого текста.
Продолжительность занятия 20 мин.
Скорость считывания определяли по формуле
V -K
Т
где V - скорость считывания, знаков/мин; Q - число знаков в тексте (объем);
Т - время, затраченное на считывание текста, мин.;
К - коэффициент понимания, который определяется анализом ответов на 10 конт- рольных вопросов по содержанию текста (, n - число правильных ответов).
Для считывания были подобраны 6 текстов, содержащих примерно одинаковое количество знаков.
Начальная скорость считывания
3000 знаков/мин.
Усредненные результаты после проведения 5 занятий приведены в таблице.
Из приведенных данных следует, что при использовании предлагаемого способа считывания информации скорость считывания увеличивается более, чем на 13%.
35
Формула изобретения
1.Способ считывания информации, заключающийся в выделении смысловых блоков текста, отличающийся тем, что, с целью увеличения скорости считывания,
процесс считывания периодически прерывают и на сетчатку глаз в течение 3-5 сек воздействуютсйетовым раздражителем, после чего продолжают процесс считывания в течение 20-40 с, затем воздействие световым раздражителем повторяют.
2.Способ поп 1.отличающийся тем, что в качестве светового раздражителя используют лампу накаливания мощностью 25-100 Вт, которую располагают так, чтобы
проекция нити накаливания на сетчатку глаза представляла собой прямую линию, параллельную строчкам считываемого текста.
Затруднено из-за эффекта ослепления Скорость считывания не увеличилась, процесса считывания.
так как более трети времени исключается из
Использование: при обучении навыкам быстрого считывания и в процессе переработки информации. Сущность изобретения: периодически через каждые 20-40 с процесс считывания прерывается. На сетчатку глаз в течение 3-5 с воздействуют световым раздражителем, например лампой накаливания. 1 з. п. ф-лы.
Способ считывания информации оператором | 1984 |
|
SU1399803A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1992-05-15—Публикация
1990-12-24—Подача