Изобретение относится к авиации, в частности к мотодельтапланам.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик и повышение долговечности мотодельтаплана.
На фиг. 1 изображен мотодельтаплан, вид сбоку; на фиг.2 - мотодельтаплан, вид сверху; на фиг.З - мотодельтаплан, вид спереди; на фиг.4 - ограничитель усилия управления тангажом; на фиг.5 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг,6 - двигатели силовой установки мотодельтаплана с приводом на соосные валы винтов противовращения, вид в плане; на фиг.7 - шарнирное соединение консоли с центральной частью крыла, вид сверху; на фиг.8 - вид по стрелке Б на фиг.7; на фиг.9 - узел фиксации крыла в рабочем положении, вид сверху; на фиг.Ю вид по стрелке В на фиг.9; на фиг.11.-. стыковочный узел управления элеронами, вид сверху; на фиг. 12 - схема управления элеронами; на фиг. 13 - устройство изменения длины вертикальной тяги; на фигЛ4 - кно- почное устройство управления изменением длины вертикальной тяги, установленное на рукоятке управления..
Мотодельтаплан содержит раму 1с установленными на ней сидением 2 и жестким крылом, включающим центральную часть 3 и поворотные консоли 4, на которых шар- нирно закреплены элероны 5, причем центральная часть крыла установлена на раме 1 посредством центральной балки б и подкосов. На раме 1 смонтировано трехстоечное шасси 8. Кили 9 вертикального оперения жестко закреплены на пилонах 10, закрепленных в свою очередь на раме 1. Силовая установка включает два двигателя 11, установленных на раме 1 симметрично относительно соосных валов 12 и 13 винтов противовращения 14. Двигатели 11 установлены встречно друг к другу Выходными валами 15, которые соединены посредством клиноременных передач 16 с сросными валами 12 и 13. Центральная часть 3 жесткого крыла установлена на центральной балке б и подкосах 7 посредством шарниров 17, установленных соосно между собой. Рабочее место пилота и силовая установка закрыта обтекателем 18. На центральной части 3 крыла жёстко закреплен кронштейн 19, на котором впереди крыла шарнирно установлен триммер 20. Центральная часть 3 жесткого крыла и триммер 20 связаны с рукояткой управления 2.1 посредством коле- норычажной системы, включающей горизонтальную тягу 22, рычаг 23, наклонную тягу 24, двуплечий рычаг 25, вертикальную тягу 26, на которой установлено устройство 27 изменения ее длины, рычаг 28, тягу 29,
которая снабжена ограничителем усилия 30, двуплечий рычаг 31, горизонтальную тягу 32, шарнирно соединенную с планкой 33, жестко закрепленной на триммере 20.
Ограничитель усилия 30 включает горизонтальную тягу 29 с фланцем 34, пружину 35, установленную между фланцем 34 и гайкой 36, закрепленной на лонжероне 37 кры- ла. Устройство 27 изменения длины
0 вертикальной тяги 26 состоит из горизонтальных платформ 38, жестко закрепленных на тяге 26. которые шарнирно соединены между собой посредством элементов 39 и вертикальных опор 40 и 41. При этом на
5 опоре 41 жестко закреплен электродвигатель 42, удлиненный вал 43 которого образует соединение винт-гайка с вертикальной опорой 40, при этом на удлиненном валу 43 установлены ограничители хода 44. Кнрпоч0 ное управление 45 электродвигателя 42 ус тановлено на рукоятке управления 21.
Элероны 5 связаны с рукояткой управления
21 посредством коленорычажной системы, включающей трубу 46 с коромыслом 47, вер5 тикальные тяги 48, рычаги 49, горизонталь- . ные тяги 50 и стержни 51, которые через стыковочный узел связаны с элеронами 5. При этом стыковочный узел (фиг. 11} включает стержень 51 с квадратным хвостовиком
0 52. Стержень 51 установлен во втулке 53, закрепленной гайкой 54 на нервюре 55 центральной части 3 крыла. Квадратный хвостовик 52 стержня 51 входит в гнездо 56 элерона 5, закрепленного гайкой 57 на нер5 вюре 56 элерона 5. Соединение консоли 4 с центральной частью 3 крыла включает резиновые амортизаторы 59 шарниры 60, эа- 1 креплённые на нервюрах 61 центральной части 3 крыла и консоли 4. Фиксация консо0 ли 4 в рабочем положении (фиг.9,10) осуществляется посредством шпильки 62, стягивающей нервюры 61 центральной части 3 крыла и консоли 4 посредством гаек 63 с элементами контровки 64. Для доступа к
5 элементам фиксации в обшивке центральной части 3 крыла и консоли 4 выполнены мочки 65,
Мотодёльтаплан работает следующим образом.
0 при необходимости увеличения угла атаки крыла пилот прикладывает тянущее усилие к рукоятке управления 21 и посредством элементов кояенорычажной системы 22-27 воздействует на рычаг 28, повороту
5 которого препятствует пружина 35 ограничителя усилия 30, чем достигается поворот крыла на нужный угол атаки. При превышении нагрузки более допустимой (+25 кг) пружина 35 ограничителя усилия 30 начинает растягиваться и через тягу 29, рычаг 31, горизонтальную тягу 32 и планку 33 выводят триммер 20 на больший угол атаки и возникающая на нем подъемная сила компенсирует момент сопротивления повороту крыла, возникающему на переходных режи- мах или при разбалансировке мотодельтаплана. .. : ..-- .... . .
Уменьшение угла атаки крыла осуществляется в обратном порядке.
В переходных режимах полета (подъем и снижение) для перевода рукоятки управления 21 в удобное для пилота центральное положение служит устройство 27 изменения длины вертикальной тяги 26, управляемой кнопочным управлением 45, установленным на рукоятке управления 21, при этом угол атаки крыла остается неизменным, в то время как рукоятка управления 21 находится, вудобном полозкении для пилота. Увеличение длины вертикальной тя- ги 26 производят следующим образом. Посредством кнопочного управления 45 - включак т электродвигатель 42, при этом уд- линенныр вал 43 начинает вращаться и 0ла- годаря соединениювинт-гайкаудлиненного вала 4$ с вертикальной опорой 40 происхо- дит сближение вертикальных опор 40 и 41, при этим расстояние между элементами 39 увеличивается, увеличивая одновременно длину вертикальной тяги 26. Уменьшение длины вертикальной тяги 26 производится к/1ючёййеМ электродвигателя 42 в обрат- ную сторону (очйым управлением 45.
; Для получения левого крена рукоятку упраблени 21 отклоняют влево, что вызыт вабт првор от трубы 46 с коромыслом 47, при: этом левый- элерон 5 через коленорычажную cnptfiMy 48 1выводится наотрицательный угол дтд|1сй, %г правый элерон 5 адекватно у личй1вает угол .атаки, что приводит к умень|Ще 1ию подъёмной силы крыла на левой консол и it увеличению подъемной силы крыла на правой консоли, при этом МОтЬдёльтаплан ртклоняется влево.
Аналогично производится правый крен.
Введение жесткбго крыла позволяет увеличит.ресурс работы и увеличивает аэродинамическое качество.
Подкосы 7 позволяют разгрузить крыло, надежно фиксируют его от поворота вокруг вертикальной оси относительно рамы 1.
Перевод консоли 4 в рабочее положи ние осуществляется следующим образом. Консоли 4 из вертикального (висячего) положения переводят в горизонтальное положе- ние. При переводе консолей 4 в горизонтальное положение квадратный хвостовик 52 входит в гнездо 5.6 элерона 5, чем достигается фиксация элерона 5 относительно стержня 51 коленорычажной системы управления. Открыв лючки 65, вводят шпильки 62 и затягивают их гайками 63, после затягивания гайки 63 контрят элементами 64. После закрытия лючков 65 крыло готово ж работе. Применение резиновых амортизаторов 59 устраняют возможность вибрации в соединении..
Применение элеронов 5 позволяет более эффективно выполнять кремовые маневры и требуют значительно меньших усилий по сравнению с известными мотодельтапланами. ; ; . . . . .; ;: -.
Наличие складывающихся консолей 4 крыла позволяет в межэксплуатационное время хранить мотодельтаплан и обслуживать в небольших ангарах.
В системе управления та нгажбм применен ограничител. усилия 30 на рукоятке управления 21, которое вводит в действие триммер 20, компенсирующий нагрузки управления.
Силовая установка, благодаря применению двух Дййгателей 11 обеспечивает более высокую надежность, а соосные винты 14 противовращения не создают крутящего момента на раме 1, а также разворачивающего момента при остановке одного из ни.
Вынос винтов 14 противовращения за заднюю кромку крыла позволяет уменьшить высоту мотодельтаплана, увеличить их диаметр, а следовательно, и систему тяги и устраняет опасность повреждения крыла при разрушении лопастей. ;-. - Кили 9 вертикального оперения, уста- новленные на пилонах 10, позволяют уменьшить длину мотодельтаплана по сравнению с.мотодельтапланом с хвостовой балкой.
Кроме того, перекрывая плоскость вращения винтов 14, кили 9 вертикального оперенияограничивают доступ обслуживающего персонала на земле в опасную зону. : .
Валы 15 двигателей 11 силовой установки установлены встречно и параллельно со- осным валам 12 и 1-3 винтов 14 противовращения, что дает возможность передавать вращающий момент на соосные валы 12 и 13 противовращения без использования сложных устройств или перевода их двигателей в противовращение.
Применение вертикальной тяги 26 с устройством 27 изменения длины ее в приводе, управления тангажом позволяет на всех режимах полета пожеланию пилота переводить рукоятку управления 21 в удобное вертикальное положение для пилота при неизменном положении крыла и триммера 20. Все это приводит к улучшению эксплуатационных характеристик и повышению долговечности мотодельтаплана.
формула и зобретения 1. Мотодельтаплан, содержащий крыло, силовую установку, сиденье пилота, установленные на раме, вертикальное оперение и педали управления его килем, трехстоеч- ное шасси с передней управляемой стойкой и привод управления крыла, связанный с рукояткой управления, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик и повышения долговечности мотодельтаплана, аго крыло выполнено жестким из центральной части и шарнирно установленных на ней консолей с возможностью поворота и фиксации их в рабочем положении, мотодельтаплан снабжен подкосами, жестко закрепленными на раме, центральная часть крыла закреплена на центральной балке и подкосах посредством соосных между собой шарниров и снаб- жена жестко закрепленным на ней кронштейном с триммером, шарнирно установленным на свободном его конце и размещенным впереди крыла, при этом привод управления крыла и триммера выполнен в виде коленорычажной системы, имеющей ограничитель усилия управления тангажом и вертикальную тягу, снабженную устройством изменения ее длины посредством привода, связанным с рукояткой управления, консоли крыла снабжены шарнирно установленными на них элеронами, связанными с рукояткой управления через коленорычажную систему, причем мотодельтаплан снабжен пилонами с установленными на них килями вертикального оперения, силовая установка выполнена винтомоторной с со- осными толкающими винтами, установленными на соосных валах, размещенных в центральной части рамы, и двух двигателей, валы которых размещены параллельно со- осным валам винтов, вращающихся в проти- воположные стороны, и соединены с
последними клиноременными передачами, а сами винты вынесены за заднюю кромку крыла и размещены между килями, не выступая за заднюю кромку последних.
2. Мотодельтаплан поп.1;отличаю- щ и и с я тем, что двигатели силовой установки установлены симметрично навстречу Друг другу своими валами относительно соосных винтов.
3. Мотодельтаплан по п. 1, о т л и ч а- ю щ и и с я тем, что привод изменения длины вертикальной тяги коленорычажной системы выполнен в виде электродвигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОРТИВНО-ПИЛОТАЖНЫЙ САМОЛЕТ | 1992 |
|
RU2005662C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ДВИЖИТЕЛЕМ В ВИДЕ МАШУЩИХ КРЫЛЬЕВ | 2002 |
|
RU2217355C1 |
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ | 2005 |
|
RU2336200C2 |
Самолет | 1990 |
|
SU1762747A3 |
АВТОЖИР, СПОСОБ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТОЯНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО ЦЕНТРОВКИ | 1992 |
|
RU2005657C1 |
УПРУГО ИЗГИБАЮЩЕЕСЯ КРЫЛО МАХОЛЕТА И МАХОЛЕТ | 2015 |
|
RU2615030C2 |
САМОЛЕТ "СОКОЛ" | 1999 |
|
RU2146210C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ ПОВЫШЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ | 2020 |
|
RU2739451C1 |
КОНВЕРТОПЛАН С РЕАКТИВНЫМ ПРИВОДОМ РОТОРОВ, УПРАВЛЯЕМЫЙ РОТОРАМИ ПОСРЕДСТВОМ АВТОМАТОВ ПЕРЕКОСА ЧЕРЕЗ РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ, НЕ ТРЕБУЮЩИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2570241C2 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1992 |
|
RU2097267C1 |
Изобретение относится к авиации, в частности к мотодельтапланам. Цель изобре тения - улучшение эксплуатационных характеристик и повышение долговечности мотодельтаплана. Мотодельтаплан содержит крыло, силовую установку, сиденье 2, центральную балку, установленные на раме 1 киль вертикального оперения и педали управления им, трехстоечное шасси с передней управляемой стойкой. Крыло снабжено приводом управления, связанным с рукояткой управления 21. Крыло выполнено жестким, включающим центральную часть 3 и консоли 4, шарнирно установленные на центральной 3 части крыла с возможностью поворота и фиксации их в рабочем положении. Мотодельтаплан снабжен подкосами 7, жестко закрепленными на раме 1. Центральная часть 3 крыла закреплена на цент 3 у-1 «Дг-5 --У-М „ 22 ральной балке и подкосах 7 посредством шарниров 17, установленных соосно между собой. В центральной части 3 крыла жестко закреплен кронштейн 19, на котором впереди крыла шарнирно закреплен триммер 20. Привод управления триммером 20 и крылом выполнен в виде коленорычажной системы. Вертикальная тяга 26 коленорычажной.сис- темы снабжена устройством изменения ее длины посредством привода, управление которым установлено на рукоятке управления 21. На консолях 4 крыла шарнирно закреплены элероны 5, связанные с рукояткой управления 21 посредством коленорычажной системы. Мотоделътаплан снабжен пилонами 10, на которых установлены кили 9 вертикального оперения. В центральной части рамы 1 установлены соосные валы 12 и 13. на которых смонтированы винты 14 про- тивовращения. Силовая установка включает два двигателя 11. валы 15 которых установлены параллельно соосным валам 12 и 13 винтов 14 противовращенйя и соединены с последними посредством клиноремённых передач 16. Винты 14 вынесены за заднюю кромку крыла и перекрываются килями 9 вертикального оперения. 14 ил. 28 S S fe 00 ю S ю Ю pfff.f
20
18
19
fivp.Z
&
фи 7
toffG
фиг 8
4
6$
фиг 9 ви#8
риг. fQ
51
fpue.tf
1821422
5 49 51 50 4$ 50 Sf 5
AX LL-U- k b-
iL.l
39
b-
iL.l
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СГУЩЕННОГО МОЛОЧНО-БЕЛКОВОГО ПРОДУКТА С САХАРОМ | 2000 |
|
RU2189752C2 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель | 1917 |
|
SU1986A1 |
...,.. |
Авторы
Даты
1993-06-15—Публикация
1991-06-10—Подача