р (Ceo + Ссф) (Тнкдт + Тккдт) (1 дт) GBO (Тнкво + Тккво) (1 leo) (Тнкаг + Тккаг) (1 1аг) (Тнкдт + Тккдт) (1 дт)
6Сф QI
Ч/
+ Т
( нкаг + Тккаг
сф (нксф + Ткксф) (1 сф)
г) (1 - lar) - (W + ТКкдт) (1 - дт)
где Gar, Ссф, GBO соответственно количество атмосферного газойля, соляровой фракции и вакуумного конденсата, м /ч, (Тнкдт + + Т ккдт) - сумма температур начала и конца кипения продукта при фракционной разгонки дизельного топлива, °С, соответственно (Тнксф Ткксф) для соляровой фракции, (Тнкво-1- + Тккво) - для вакуумного конденсата, (Тнкаг - + Тккаг) атмосферного газойля, 1ДТ, lar, 1сф,
Изобретение относится к области нефтепереработки.
Целью изобретения является повышение чувствительности показателя качества при компаундировании дизельных топлив.
В предлагаемом способе для получения дизельного топлива исходную нефть подвергают отбензиниванию и атмосферной перегонке с получением соляровой фрак1во - интеграл соответственно для дизельного топлива и трех его составляющих, который является функцией коэффициента кривой фракционной разгонки (К|), по которой определяют долю отгона (об. %) каждого компонента смеси. Показателем качества служит сумма температур начала и конца кипения смеси при фракционной разгонке дизельного топлива. 3 табл.
ции, атмосферного газойля и мазута. Затем при вакуумной перегонке полученного мазута отбирают вакуумный конденсат и ведут смешение трех отобранных компонентов: соляровой фракции, вакуумного конденсата и атмосферного газойля Количество последнего рассчитывают по формуле, определенной из полученного нами уравнения аддитивности
Ё
СО
ю ь.
Ю
(GBO I Огф ) ( 4 Тккдт) (1 -; дт) - Uo (Тнкпо + Тккво) (1 Ьо) Сз ф(Тнксф t Тккг.ф)И I р)
(Тнкаг ЬТккаг)()-(|нкдт Ь Тккдт) ( дт)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2012 |
|
RU2484122C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФРАКЦИОННОГО СОСТАВА ЖИДКИХ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПРЕСС-ПЕРЕГОНКИ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2273845C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ГРУППОВОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО СОСТАВА ПРЯМОГОННЫХ НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ | 2022 |
|
RU2785591C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ И СУДОВЫХ ТОПЛИВ | 2000 |
|
RU2176263C1 |
Способ получения топливных фракций | 1985 |
|
SU1333687A1 |
Судовое маловязкое топливо | 2019 |
|
RU2723633C1 |
Способ переработки стабильного газового конденсата | 2017 |
|
RU2644772C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ | 2006 |
|
RU2307150C1 |
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОТБОРА СВЕТЛЫХ ТОПЛИВНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2019 |
|
RU2706070C1 |
ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ТОПЛИВ ПУТЕМ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЦЕССОВ ВАКУУМНОЙ ПЕРЕГОНКИ И ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ РАСТВОРИТЕЛЕМ | 2014 |
|
RU2661875C2 |
Использование: первичная переработка нефти, фракционирование, дизельное топливо компаундированием нефтяных фракций. Сущность изобретения: дизельное топливо получают смешением соляровой фракции, вакуумного конденсата и атмосферного газойля, количество которого опре- деляют из условий аддитивности фракционной разгонки по формуле:
где Gar - копичество атмосферного газойля,
Ссф количество соляровой фракции, м3/ч;
GBO - количество вакуумного конденсата, м /ч;
(Тнк дт + Ткк.дт) - сумма температур начала и конца кипения по фракционной разгонке дизельного топлива, °С;
(Тнк сф + Ткк Сф) - сумма температур начала и конца кипения при фракционной разгонке соляровой фракции, °С:
(Тнк во + Ткк во) - сумма температур начала и конца кипения при фракционной разгонке вакуумного конденсата, °С;
(Тнк аг + Ткк аг) - сумма температур начала и конца кипения по фракционной разгонке атмосферного газойля, °С;
1дт,аг,1сф,1во - интеграл соответственно для дизельного топлива и трех составляющих, который является функцией коэффициента кривой фракционной разгонки (Ki), описываемой уравнением.
и т
Т-Тнк Ткк -Т
где Тнк.Тцк.Т - получены по результатам фракционной разгонки;
v - доля отгона при проведении фракционной разгонки, об.%;
li С + D (KOL
Коэффициенты C.D.L определены по эксперементальным данным и имеют следующие значения:
С -0,434, D 1,002, L -0,0505.
Соляровая фракция и вакуумный конденсат на смешение идут полностью в количествах (ССф, GBo), получаемых при перегонке нефтяного сырья в атмосферной и вакуумной колоннах.
Количество атмосферного газойля регулируется качество дизельного топлива, которое определяется суммой температур начала и конца кипения фракционной разгонки дизельного топлива, связанной определенной зависимостью с его нормируемой температурой выкипания 90%-ной точки фракционной разгонки:
Тнк дт Ткк дт А В Тдт,
где ТД1 нормируемая температура выкипания 90%-ной точки фракционной разгонки дизельного топлива °С
Коэффициенты А и В определяют путем обработки статистических данных для каж- догр конкретного случая.
В предлагаемом способе по сравнению
с прототипом показателем качества дизельного топлива является сумма температур начала и конца кипения фракционной разгонки, который дает возможность для любых соотношений смешиваемых компонентов определить изменение этого показателя.
Значение этого произведения плотности на температуру застывания и суммы температур начала и конца кипения продуктов по результатам фракционной разгонки смеси компонентов для различных соотношений атмосферного газойля (АГ) и соляровой фракции (СФ) приведены в табл.1.
Как видно из таблицы при определенных соотношениях атмосферного газойля и соляровой фракции значение произведения плотности на температуру застывания изменяется в третьем знаке, что на практике не дает возможности регулировать качество
дизельного топлива с помощью этого показателя (по прототипу). В предлагаемом способе показатель качества - сумма температур начала и конца кипения продуктов при фракционной разгонке на порядок
чувствительнее.
П р и м е р. На смешение поступают соляровая фракция в количестве Ссф 65 м /ч, вакуумный конденсат - GBo 9,5 м /ч. Определим необходимое количество атмосферного газойля (Gar) для получения дизельного топлива с заданной температурой выкипания 90%-й точки фракционной разгонки последнего, исходя из количества и качества фракций идущих на смешение.
Температура выкипания 90%-ой точки фракционной разгонки дизельного топлива (Тдт) может изменяться в пределах 338- 342°С в зависимости от требований, предъявляемых к дизельному топливу.
Допустим, температура выкипания 90%-й точки равна 340°С. Тогда
ТнКДТ + ТкКДТ 126,5 + 1,35 Тдт
126,5 + 1,35 -340
Затем делаем фракционную разгонку трех погонов, идущих на смешение и определяем для каждого из них коэффициент кривой фракционной разгонки (Ki) по уравнениям:
v -/-, . 4- Т
где ТнкТкк.Т, v - берем по фракционным раэгонкам.
В данном случае эти коэффициенты будут равны:
1)атмосферный газойль Квг - 1.53;5
2)соляровой фракции КСф - 1,56;
3)вакуумный конденсат КВо 1.31;
4)коэффициент кривой фракционной разгонки дизельного топлива (Кдт) находим
по уравнению аддитивности:10
Ссф
л
+
GBC
сф sin
Сз
Кво Sin
Я Кио
Каг
i
Ссф + GBO + Сз Я
Кдт sin
Кдт
Тнк.во + Т.во - 603 С
Определяем интеграл для каждого из трех погонов и для дизельного топлива:
li-C + D (Ki)L,
G3 принимаем равной 2/3 от общего расхо- да атмосферного газойля послеректифика- ционной колонны К-2.
Изменения Сэ в пределах от 1/2 до 3/4 от общего расхода атмосферного газойля влияет незначительно.
Для нашего случая Кдт 1,50.
По фракционным разгонкам имеем:
Тнк.аг + Ткк ar 556 С Тнк.сф + Ткк.сф 680°С
где С -0,434, D - 1,002, L - -0,0505 - получены по статистическим данным. Тогда:
lar-0,5418
1сф 0,5429
1во 0,5515
1ДТ - 0,5442.
Затем находим необходимое количество атмосферного газойля по предложенной формуле и оно будет равно для данного примера:
Саг 18м3/Ч.
Далее устанавливался полученный расход атмосферного газойля и через 3 часа отбиралась проба дизельного топлива с целью определения температуры выкипа- ния 90%-ной точки фракционной разгонки полученного дизельного топлива. В данном случае она равна 340°С, т.е. мы получили дизельное топливо с температурой выкипа (GBO -I- Ссф) (Тнкдт + ТКкдт)(1 - дт) - Сьо(Тнкво +Тккво) (1 - IBQ) - СЦрнксф +ТККсф)(1 Тсф) (Т„квг + Тккаг)(1 Ur) (Хадт + Ткедт)(1 - 1дт)
5
10
15
0
5
0
5
0
5
0
ния 90%-ной точки фракционной разгонки дизельного топлива равной заданной.
Результаты по примерам сведены в табл.2.
Для получения дизельного топлива на смешение поступают три погона: соляровая фракция и атмосферный газойль из отпар- ной колонны и вакуумный конденсат из вакуумной колонны. Соляровая фракция и вакуумный конденсат идут на смешение в количествах, получаемых при перегонке нефтяного сырья в атмосферной и вакуумной колоннах. Для определения количества атмосферного газойля необходимо иметь характеристики фракционной разгонки всех трех составляющих дизельного топлива. Поэтому, отбирали пробы этих погонов и производили фракционную разгонку.
Затем, зная характеристики фракционной разгонки погонов, идущих на смешение, и, задаваясь необходимой температурой 90%-й точки выкипания по фракционной разгонке дизельного топлива, рассчитывали количество атмосферного газойля, поступающего на компаундирование. Полученные результаты приведены втабл .З.
Дисперсия отклонения температуры выкипания 90%-ной точки от заданной составила 2,7°С. Дисперсия воспроизводимости фракционной разгонки составляет 1,5°С.
Использование предлагаемого способа получения дизельного топлива из нефтяного сырья обеспечивает по сравнению с существующими способами заданное качество дизельного топлива для любых соотношений смешиваемых компонентов.
Формула изобретения
Способ получения дизельного топлива перегонкой нефтяного сырья путем последовательного отбензинивания и атмосферной перегонки с получением соляровой фракции, атмосферного газойля и мазута, последующей вакуумной перегонки мазута с отбором вакуумного конденсата, смещения компонентов и вывода полученной смеси в качестве дизельного топлива, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения показателя качества при компаундировании дизельного топлива, смешивают соляровую фракцию, вакуумный конденсат и атмосферный газойль, причем количество атмосферного газойля определяют из условий аддитивности фракционной разгонки по формуле:
где Свг,ССф,Сво - соответственно количества атмосферного газойля, соляровой фракции и вакуумного конденсата, м /ч;
(Тнк + Ткк) - сумма температур начала и конца кипения продуктов при фракционной разгонке соответственно; °С;
(Тмк.дт + Ткк.дт) - дизельного топлива;
(Тнк.сф + Ткк.сф) - соляровой фракции;
(Тик.во + Т.во) - вакуумного конденсата, °С;
(Тнк.вг + Ткк.вг) - сумма температур начала и конца кипения фракционной разгонке атмосферного газойля, °С;
1дт.)аг,1сф.1во - интеграл соответственно для дизельного топлива и трех его составля- ющих. указанных выше, который является функцией коэффициента кривой фракционной разгонки KI, описываемой уравнением:
V
14-Iх
Произведение плотности на температуру застывания смеси.
Т-Тнк Т«-Т
KI - коэффициент кривой фракционной разгонки соответствующего компонента;
. v- доля отгона компонента при проведении фракционной разгонки, об.%, причем li - С + D (Ki)L, причем C.D.L - коэффициенты, определяемые по экспериментальным данным, а за показатель качества принимают температуру выкипания 90 об.% отгона при фракционной разгонке смеси дизельного топлива, которая взаимосвязана с суммой температур начала и конца кипения продуктов при фракционной разгонке дизельного топлива следующим образом:
Тмк.дт + Ткк.дт - А + В Тдт,
где А и В - коэффициенты, определяемые экспериментально;
Тдт - нормируемая температура выкипания 90 об.% отгона при фракционной разгонке дизельного топлива, °С.
Таблица 1
Таблица 2
1824419
10 Таблица 3
Способ получения топливных фракций | 1985 |
|
SU1333689A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
опубл | |||
Кузнечная нефтяная печь с форсункой | 1917 |
|
SU1987A1 |
Способ получения топливных фракций | 1985 |
|
SU1333687A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1993-06-30—Публикация
1991-04-16—Подача