Изобретение относится к области космической техники и может быть испсльзоза- но в агрегатах системы жизнеобеспечения пилотируемых космических аппаратов.
Цель изобретения состоит в обеспечении высоких эксплуатационно-технических характеристик за счет повышения долговечности уплотнительных элементов,
На фиг.1 изображен общий вид предложенного агрегата; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - сечение Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - узел i на фиг.З.
Агрегат перепуска состоит из корпуса 1 с двумя входными 2 и 3 и двумя выходными 4 и 5 штуцерами. В корпусе 1 установлен поворотный запорный орган 6, выполненный в виде полого стакана 7 с глухим днищем 8 с одной стороны и днищем 9 с другой
стороны. В днище 9 выполнены четыре отверстия 10, 11, 12 и 13.
Полый стакан 7 разделен перегосодкой 14, герметично отделяющей отверстия 10 и 11 от отверстий 12 и 13. Каждое отверстие 10, 11, 12 и 13 снабжено соответствующим торцевым уплотнительным элементом 15, 16, 17 и 18. Входные 2 и 3 и выходные 4 и 5 штуцера выполнены параллельно друг другу, ориентированы в одну сторону и со стороны запорного органа 6 имеют торцевые уплотнительные элементы 19, 20, 21 и 22, расположенные на одной плоскости. Электропривод 23 и ручной привод 24 расположены в корпусе 1 со стороны глухого днища 8. Электропривод 23 и ручной привод 24 посредством вала 25 взаимодействуют с поворотным запорным органом 6. Поворотный запорный орган 6 уплотнительными элементами 15, 16, 17 и 18 прижат к уплотнительным элементам 19, 20, 21 и 22 штуцеров 2, 3, 4 и 5 пружиной 26, контактирующей с валом 25.
На корпусе 1 выполнены четыре отверстия 27, равномерно расположенные по окружности, проходящей внутри или вне расположения, входных 2 и 3 и выходных 4 и 5 штуцеров. В данной конструкции отверстия.27 расположены внутри штуцеров-2. 3, 4 и 5. В отверстиях 27 находятся четыре шарика 28, причем они выступают из отверстий 27 на 0,1-0, -диаметра шариков 28. Выступающая часть шариков 28 размещена в углублениях 29, выполненных на днище 9 .с четырьмя отверстиями 10, 11, 12 и 13 запорного органа 6. Для нормальной работы уплотнительных элементов 15, 16, 18, 17, 19, 20, 21 и 22 и создания между ними необходимых для герметизации усилий между шарика ми 28 и внутренней поверхностью углублений 29 необходим зазор б 0,1-0,2 мм.
Для обеспечения выступания шариков 28 из отверстий 27 на 0,1-0,2 диаметра шариков 28 их глубина L должна быть 0,8-0,9 диаметра шарика 28.
Агрегат перепуска работает следующим образом.
В исходном положении отверстие 10 запорного органа 6 совмещено с входным штуцером 2, отверстие 11 - с выходным штуцером 4, отверстие 12 - с входным штуцером 3, а отверстие 13 - с входным штуцером
5.Пружина 26 прижимает уплотнительные элементы 15, 16, 17 и 18 к уплотнительным элементам 19, 20, 21 и 227обеспечивая требуемую герметичность. Шарики 28, находящиеся в отверстиях 27, контактируют с углублениями 29 днища 8 запорного органа
6.Таким образом, один поток воздуха идет из штуцера 2 в штуцер 4, а другой поток воздуха идет из штуцера 3 в штуцер 5.
Для изменения направления потоков воздуха с помощью электропривода 23 или ручного привода 24 поворотом вала 5 про- исходит поворот запорного органа 6, В начале поворота запорного органа 6 углубления 29 выходят из контакта с шариками 28, при этом запорный орган 6 поднимается вверх и его уплотнительные элементы 15,16, 17 и 18 отходят от уплотнительных элементов 19, 20, 21 и 22 штуцеров 2, 3, 4 и 5. Поворот запорного органа 6 происходит при отсутствии контактов уп- лотнительных элементов 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 и 22 друг с другом. После поворота
запорного органа 6 на 90° углубления 29 оказываются над шариками 28 и пружина 26 прижимает уплотнительные элементы 15, 16, 17 и 18 запорного органа 6 к уплотнительным элементам 19, 20, 21 и 22 штуцеров 2, 3, 4 и 5, обеспечивая герметизацию их.
Теперь один поток воздуха идет из штуцера 3 в штуцер 4, а другой поток воздуха идет из штуцера 5 в штуцер 2.
Расположение отверстий 27 по окружности, проходящей внутри или вне расположения входных и выходных штуцеров 2, 3, 4 и 5, обеспечивает при повороте запорного органа 6 отсутствие прохождения его уплотнительных элементов 15, 16, 17 и 18 через шарики 28, не разрушая их уплотнительных свойств. Равномерное расположение по окружности отверстий 28 и углублений 29 обеспечивает их совпадение при чередующихся поворотах запорного органа 6. Вы- ступание шариков 28 из отверстий 27 на 0,1-0,2 диаметра шарика обеспечивает минимальное усилие, необходимое для выхода углублений 29 с шариком 28, и хорошую фиксацию положения запорного органа 6 относительно штуцеров 2, 3, 4 и 5. Это особенно важно при работе от ручного привода 24. Нахождение отверстий 27 внутри штуцеров 2, 3, 4 и 5 более предпочтительно, чем вне. так как для поворота при выходе углублений с шариков 28 требуется меньший момент, прикладываемый к валу 25.
Формула изобретения Агрегат перепуска системы удаления углекислого газа на космическом объекте, содержащий корпус с входными и выходными штуцерами, подпружиненный поворотный орган в виде полого стакана с перегородкой и днищем, в котором выполнено четыре отверстия с торцевыми уплотнительными элементами, вал, электропривод и ручной . привод, отличающийся тем. что на днище запорного органа выполнены углубления, а в корпусе - четыре глухих отвер-. стий, равномерно расположенных по окружности, проходящей внутри или вне размещения входных и выходных штуцеров, при этом в каждом глухом отверстии установлен шарик с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью углубления, причем зазор между шариками и внутренней поверхностью углублений равен 0,1-0,2 мм, а глубина каждого глухого отверстия - 0,8-0,9 диаметра шарика.
(Dt/tf
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АГРЕГАТ ПЕРЕПУСКА СИСТЕМЫ УДАЛЕНИЯ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА НА КОСМИЧЕСКОМ ОБЪЕКТЕ | 1990 |
|
SU1809998A3 |
Электропневмоклапан | 1991 |
|
SU1809905A3 |
Агрегат для ампутации крыльев у птиц | 1991 |
|
SU1800948A3 |
ПУСКОВОЙ АГРЕГАТ | 1991 |
|
RU2010989C1 |
Устройство для натяжения и укладки гибких элементов | 1990 |
|
SU1804422A3 |
Герметизированный агрегат и способ подвода газообразного вещества в его полость и ее герметизации | 1990 |
|
SU1797675A3 |
Быстроразъемный агрегат | 1991 |
|
SU1825406A3 |
Быстроразъемный агрегат | 1991 |
|
SU1808105A3 |
Агрегат системы заправки под давлением топливных баков летательных аппаратов | 1990 |
|
SU1762067A1 |
Устройство для отбора проб жидкости из резервуаров | 1988 |
|
SU1543288A1 |
Сущность изобретения: корпус снабжен входными и выходными штуцерами. В подпружиненном поворотном органе в виде стакана с перегородкой и днищем выполнено четыре отверстия с торцевыми уплотни- тельными элементами. На днище выполнены углубления, в корпусе - четыре глухих отверстия, равномерно расположенных по окружности, проходящей внутри или вне размещения входных и выходных штуцеров. В каждом глухом отверстии установлен шарик с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью углубления. Зазор между шариками и внутренней поверхностью углублений равен 0,1-0.2 мм. Глубина каждого отверстия 0,8-0.9 диамет: ра шарика. 4 ил,
ff.
0 i
, .-1 M
ю
/J
/
Фм.г
Патент ФРГ № 1299476, кл.Р 16 К11/08, опублик | |||
Приспособление к индикатору для определения момента вспышки в двигателях | 1925 |
|
SU1969A1 |
Авторы
Даты
1993-07-30—Публикация
1991-01-31—Подача