Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано в сооружениях для пропуска судов через защитные дамбы, возводимые вблизи берегов крупных портовых городов для защиты их от наводнений.
Цель изобретения снижение материалоемкости и затрат на строительство и эксплуатацию за счет уменьшения размеров ниши в плане.
На фиг. 1 изображен вертикальный разрез по оси судопропускного сооружения, при закрытом судопропускном пролете; на фиг. 2 то же, при открытом судопропускном пролете.
В судопропускном пролете 1 установлено пролетное строение, выполненное в виде створки 2 с полостью 3 и сегментного затвора 4, обращенного напорной стороной в сторону верхнего бьефа 5 и соединенного своими опорами 6 с флютбетом 7 посредством шарнира 8, расположенного в нижнем бьефе 9. Затвор 4 имеет элемент плавучести, полость 10, заполненную средой, имеющей объемный вес меньше объемного веса воды, например полистиролом или воздухом. Объем полости 10 и среда, заполняющая эту полость 10, выбираются такими, чтобы подъемная сила плавучести, образованной указанными полостью 10 и средой, была несколько меньше суммарного веса в воде затвора 4 с опорами 6. Затвор 4 может и не иметь полости 10. Нижняя кромка створки 2 присоединена к верхней кромке затвора 4 посредством оси 11. В нижней части 12 полости 3 створки 2 выполнено отверстие 13, сообщающее полость 3 с акваторией. Высота створки 2 должна быть больше расстояния между осью 11 и шарниром 8. Во флютбете 7 выполнена ниша 14, имеющая форму затвора 4 и створки 2 в опущенном их положении. Затвор 4 выполнен с выступом 15 в нижней части, взаимодействующим с упором 16, закрепленным на флютбете 7, в поднятом положении затвора 5. Имеется средство для подъема и опускания створки 2, являющееся и средством подъема затвора 4 при больших уровнях воды в бьефах 5 и 9. Это средство выполнено в виде системы заполнения водой и воздухом полости створки 2. Затвор 4 может иметь и автономный привод любой конструкции.
При открытом судопропускном пролете 1 (фиг. 2) водоудерживающая створка 2 и затвор 4 с опорами 6 находятся в нише 14, при этом ниша 14 сверху полностью перекрыта водоудерживающей створкой 2, в результате чего насосы практически не попадают в нишу 14. Внутренняя полость 3 водоудерживающей створки 2 заполнена водой. При необходимости перекрытия судопропускного пролета 1, например при возникновении угрозы наводнения, в полость 3 водоудерживающей створки 2 начинают подавать сжатый воздух, который вытесняет воду из полости 3 в акваторию через отверстие 13. При этом водоудерживающая створка 2 начинает разворачиваться вокруг горизонтально расположенной оси 11. По мере поступления сжатого воздуха в полость 3 подъемная сила водоудерживающей створки 2 увеличивается, и она начинает увлекать за собой затвор 4, который вместе с опорами 6 разворачивается вокруг шарнира 8. Затвор 4, разворачиваясь вокруг шарнира 8, постепенно выходит из ниши 14 до того момента, когда выступ 15 в нижней части затвора 4 вступает во взаимодействие с упором 16 на флютбете 7. В результате судопропускной пролет 1 оказывается перекрытым. Наличие в затворе 4 полости 10, являющейся плавучестью, существенно уменьшает ту подъемную силу водоудерживающей створки 2, которая требуется для подъема затвора 4. При перекрытом судопропускном пролете 1 (фиг. 1) и при наличии перепада уровней воды между верхним 5 и нижним 9 бьефами затвор 4, оставаясь неподвижным, воспринимает на себя и передает через опоры 6 на шарнир 8 ту часть гидростатического давления, которая действует ниже места расположения оси 11. Створка 2 воспринимает на себя только ту часть гидростатического давления, которая действует выше этого места расположения оси 11.
Открывание судопропускного пролета 1 осуществляют при отсутствии перепада воды между верхним 5 и нижним 9 бьефами. При открывании судопропускного пролета 1 из полости 3 стравливают воздух в атмосферу любым из известных способов, в результате чего вода из акватории через отверстие 13 поступает в эту полость 3 и створка 2 с затвором 4, разворачиваясь вокруг соответственно оси 11 и шарнира 8, складываются и укладываются в нишу 14.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДОПРОПУСКНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТНОЙ ДАМБЫ | 1990 |
|
RU2037601C1 |
Судопропускное сооружение защитной дамбы | 1991 |
|
SU1788135A1 |
Устройство для перекрытия судоходного отверстия гидротехнического сооружения и способ его монтажа | 1988 |
|
SU1583529A1 |
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАТВОР | 1990 |
|
RU2040634C1 |
Затвор | 1980 |
|
SU1015032A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ ВОДОТОКА | 1990 |
|
RU2038444C1 |
Плавучий затвор | 1986 |
|
SU1432132A1 |
Судопропускное сооружение защитной дамбы | 1990 |
|
SU1723241A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ ВОДОТОКА | 1991 |
|
RU2054082C1 |
ПЛАВУЧИЙ ЗАТВОР СУДОПРОПУСКНОГО СООРУЖЕНИЯ (БАТОПОРТ) | 2007 |
|
RU2355846C1 |
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано в сооружениях для пропуска судов через защитные дамбы, возводимые вблизи берегов крупных портовых городов для защиты их от наводнений. Цель изобретения снижение материалоемкости и затрат на строительство и эксплуатацию за счет уменьшения размеров ниши в плане. В судопропускном пролете 1 установлено затворное устройство, выполненное в виде створки 2 и сегментного затвора 4, соединенных между собой осью 11. Затвор 4 имеет элемент плавучести полость 10, обеспечивающую небольшую отрицательную плавучесть затвору 4. Створка 2 выполнена с полостью 3, сообщенной с акваторией отверстием 13. При заполнении полости 13 водой затвор 4 и створка 2 погружаются в воду и укладываются в нишу 14, причем створка 2 полностью перекрывает верхнюю часть ниши 14. При подаче в полость 3 сжатого воздуха створка 2 всплывает, увлекая за собой затвор 4, вода при этом из полости 3 выходит в акваторию через отверстие 13. Судопропускной пролет 1 перекрыт. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Патент США N 3756032, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1995-08-20—Публикация
1990-02-21—Подача