Известные устройства для решения задач по правилам проезда перекрестков улиц или дорог состоят из панели, на которой расположены карта с изображением условий задачи и макеты транспортных средств, ручки включения, ввода условия задачи и ввода ответа учащегося, а с обратной стороны панели располагается логическая схема.
В таких устройствах задачи решаются простым обдумыванием создавшейся обстановки на перекрестке, а транспорт остается неподвижным. Очередность проезда перекрестка транспортными средствами вводится в тренажер путем последовательного включения переключателей в процессе решения задачи.
В описываемом устройстве для упрощения процесса ввода ответа проезжая часть макета перекрестка изготовлена из изолированных друг от друга металлических пластин, соединенных с электрическими самоблокирующимися реле, а макеты транспортных средств имеют токопроводящие основания. Устройство позволяет наглядно отрабатывать динамику движения транспорта.
На фиг. 1 дана схема обучающего устройства; на фиг. 2 приведен пример рещения задачи.
соединенный через сопротивление с минусом источника; реле 10, 11; сопротивления 12, 13, обеспечивающие самоблокировку соответствующих реле 10, 11; кнопку 14 контроля; контрольную лампу 15 и сопротивление 16.
При передвижении по перекрестку макетов транспортных средств их металлические основания электрически соединяют пластины 1, 2, 3,4с пластинами 5, 6, 7, 8 или пластины 5, 6.
7,8 - со средним контактом 9. который через сопротивление 16 соединяется с минусом источника. При соединении пластины 6 с пластинами 2 или 3 реле 10 срабатывает и самоблокируется через нижнюю пару контактов и сопротивление 12. При соединении пластин 6 со средним контактом 9 па обмотку реле 10 нодается минус источника тока через сопротивление 16, .и контакты реле размыкаются. Еслн макетом транспортного средства пластина 8 соединяется с пластинами / или 4, то срабатывает и самоблокируется реле 11, а при соединении пластины 8 со средним контактом У контакты реле // размыкаются.
После решения задачи реле 10 и 11 остаются сработавшими, т. е. все контакты этих реле замкнуты. Цепь контрольной лампы 15 также замкнута, и если нажать на кнопку 14 контроля, лампа 15 загорится, что говорит о правильном решении задачи.
По правилам движения транспорт № 1, выехав на перекресток, должен пропускать транспорт 3, следующий в прямом паправлении. Затем, когда транспорт № 3 закончит движение через перекресток, транспорт № 2 проезжает его в последнюю очередь.
При правильном решении тралспорт № 1, покидая перекресток, соединяет пластину 8 с пластиной 4, и реле // останется включенным. Транспорт № 2, покидая перекресток, оставит включенным реле 10.
При неправильном решении, если первы.м пройдет транспорт N° 2, реле W останется невключенным, так как транспорт № 1, проходя через перекресток позже транспорта № 2, соединит пластину 6 со средним контактом 9, т. е. с минусом источника тока.
Если транспорт № I закончит движение через перекресток раньше движения по перекрестку транспорта № 3, то реле // остапется певключенным, так как транспорт № 3, проходя позже, соединит пластину 8 со средним контактом 9 и контакты реле // разомкнутся.
Предмет изобретения
Обучающее устройство для изучения правил движения транспорта на перекрестках, содержащее макет перекрестка, макеты транспортных средств, логический блок, узел сигнализации правильности ответа, отличающееся тем, что, с целью упрощения процесса ввода ответа, проезжая часть макета перекрестка улиц выполнена в виде изолированных друг о г друга металлических пластин, соединенных .: самоблокирующимися реле, а макеты транспортных средств имеют токопроводящие основания.
-2
Фиг. 2
Даты
1966-01-01—Публикация