МНОГОКАНАЛЬНАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ Советский патент 2006 года по МПК B64C13/36 

Описание патента на изобретение SU1839991A1

Предлагаемое изобретение относится к резервированным электрогидравлическим агрегатам, например, для использования в высоконадежных системах электродистанционного управления летательных аппаратов.

Известны агрегаты управления для многоканальных рулевых машин, содержащие электрогидроусилитель, электрогидравлический клапан, основной и вспомогательный поршни, связанные между собой гидропружиной (см., например, а.с. 220056 от 31.12.1966 г. МПК В 64 С).

Известны, кроме того, многоканальные электрогидравлические рулевые машины, имеющие два и более подканалов управления, каждый из которых содержит электрогидроусилитель, электрогидравлический клапан, вспомогательный поршень коррекции по перепаду давлений и основной поршень, жестко соединенный с аналогичными поршнями других подканалов (см., например, авт.св. №1839995, МПК В 64 C, 2006 г.).

Недостатком названных рулевых машин является отсутствие специально предусмотренного контроля отказов типа невключения электрогидравлического клапана (заклинивание золотника, понижение напряжения электропитания, потеря давления гидропитания и т.д.).

Этот недостаток приводит при появлении одного неконтролируемого отказа к снижению надежности четырехканальной рулевой машины до уровня трехканальной, а трехканальной до уровня одноканальной.

Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности рулевой машины путем исключения описанного недостатка безусловной индикацией отказов электрогидравлического клапана.

Для этого в описываемой рулевой машине полость механизма центрирования с расположенным в ней торцом штока вспомогательного поршня соединена с линией слива при включении электрогидравлического клапана и с линией нагнетания при его выключении.

На чертеже изображена гидрокинематическая схема многоканальной рулевой машины.

Многоканальная рулевая машина состоит из подканалов, каждый из которых содержит линию нагнетания 1, линию слива 2 и внутреннюю полость 3, выполненные в корпусе 4, золотник 5 электрогидравлического клапана 6, вспомогательный поршень 7 с механизмом центрирования 8, электрогидравлический усилитель 9, электрический датчик 10, силовой поршень 11, соединенный с аналогичными поршнями других подканалов, датчик обратной связи 12.

На выноске (см.I) изображен вариант механизма центрирования 8 с гидропружиной. Гидропружина состоит из расположенных в полости 3 штока поршня 7 и взаимодействующего с ним плунжера 13.

Работа подканала рулевой машины.

При подаче давления рабочая жидкость по линии нагнетания 1 поступает через золотник 5 электрогидравлического клапана 6 во внутреннюю полость 3 корпуса 4, воздействует на торец штока вспомогательного поршня 7 и смещает его в крайнее правое положение, преодолевая усилие механизма центрирования 8. Электрический датчик 10 этим смещением устанавливается в положение, соответствующее сигналу, необходимому для контроля отказа типа невключения электрогидравлического клапана 6.

В случае выполнения центрирующего устройства 8 во втором варианте с гидропружиной силовое воздействие плунжера 13 на шток вспомогательного поршня 7 снимается аналогичной подачей давления в полость 3 через золотник 5 из линии нагнетания 1. Действие давления рабочей жидкости на торец вспомогательного поршня 7 аналогично приводит к смещению датчика 10 и поршня 7 в положение, соответствующее сигналу, необходимому для контроля отказа типа невключения электрогидравлического клапана 6. Отличительная особенность работы второго варианта центрирующего устройства 8 состоит в том, что при отключении гидропитания после отключения электрогидравлического клапана 6 вспомогательный поршень 7 остается в крайнем правом положении. Указанная особенность позволяет контролировать такие отказы, как потеря давления гидропитания подканала при последующем включении электропитания клапана 6.

При включении электрогидравлического клапана 6 золотник 5 смещается влево и соединяет внутреннюю полость 3 корпуса 4 с линией слива 2, механизм центрирования 8 выводит шток в среднее положение. С электрического датчика 10 при этом снимается сигнал, соответствующий исправному состоянию подканала.

Рабочая жидкость через золотник 5 и электрогидравлический усилитель 9 при равных во всех подканалах управляющих электрических сигналах синхронно поступает в полости силовых поршней 11 для обеспечения пропорционального входному сигналу хода силового штока и датчиков обратной связи 12.

Рассогласование в работе подканалов приводит к увеличению перепадов давлений на силовых поршнях 11, гидравлически связанных со вспомогательными поршнями 7. Увеличение перепадов давлений до уровня, определяемого настройкой механизма центрирования 8, приводит к смещению штока вспомогательного корректирующего поршня 7 и электрического датчика 10 на величину, необходимую для получения электрического сигнала, устраняющего взаимонагружение подканалов через электрогидравлический усилитель 9. Если смещение вспомогательного поршня 7 приводит к увеличению электрического сигнала с датчика 10 до уровня, заданного системой контроля, она отключает электропитание электрогидравлического клапана 6. При отключении клапана 6 золотник 5 смещается вправо и соединяет внутреннюю полость 3 корпуса 4 с линией нагнетания 1. Рабочая жидкость воздействует на торец штока вспомогательного поршня 7, смещает поршень 7 и электрический датчик 10 в крайнее правое положение, соответствующее сигналу о выключении подканала, а нормальная работа рулевой машины обеспечивается исправными подканалами.

Сравнение предлагаемой рулевой машины с известными показывает, что в ее работе исключен неиндицируемый отказ подканала и, как следствие, уменьшение степени резервирования. Индикация пассивных отказов типа невключения электрогидравлического клапана обеспечивает повышение надежности рулевой машины.

Из типовых расчетов надежности известно, что устранение отказа одного канала рулевой машины повышает ее надежность на 1...2 порядка, т.е. вероятность безотказной работы рулевой машины увеличивается от 20 до 200 раз.

Похожие патенты SU1839991A1

название год авторы номер документа
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1986
  • Тычкин Вячеслав Иванович
  • Банин Юрий Михайлович
  • Базякин Валентин Михайлович
  • Ушаков Юрий Анатольевич
SU1839992A1
МНОГОКАНАЛЬНАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА 1972
  • Куприянов Федор Федорович
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Тычкин Вячеслав Иванович
  • Борцов Алексей Анатольевич
  • Рябов Вячеслав Моисеевич
SU1840186A1
МНОГОКАНАЛЬНАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА 1976
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Борцов Алексей Анатольевич
  • Мохов Болеслав Дмитриевич
  • Рябов Вячеслав Моисеевич
SU1839995A1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НОСКОМ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1978
  • Куприянов Федор Федорович
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Попов Александр Данилович
  • Шапков Вячеслав Иванович
  • Ростокин Константин Петрович
SU1840177A1
Блок комбинированных рулевых приводов системы управления летательного аппарата 1981
  • Куприянов Ф.Ф.
  • Парменов Ю.А.
  • Тычкин В.М.
  • Базякин В.М.
SU1839883A1
ТРЕХКАНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА 1977
  • Василегин Б.Б.
  • Коган Б.Х.
  • Куприянов Ф.Ф.
  • Парменов Ю.А.
  • Повышев А.И.
SU1826414A1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА С МЕХАНИЧЕСКИМ ОГРАНИЧЕНИЕМ ХОДА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ШТОКА 1976
  • Куприянов Федор Федорович
  • Попов Александр Данилович
  • Ростокин Константин Петрович
  • Шапков Вячеслав Иванович
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Маслов Валентин Тимофеевич
SU1840182A1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ МНОГОКАНАЛЬНЫЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД 2001
  • Борцов А.А.
  • Редько П.Г.
  • Шаров Г.В.
RU2211962C2
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД 2001
  • Редько П.Г.
  • Борцов А.А.
  • Шаров Г.В.
  • Трубицын В.Е.
RU2207300C2
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА 1978
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Попов Александр Данилович
  • Шапков Вячеслав Иванович
  • Ростокин Константин Петрович
SU1840178A1

Реферат патента 2006 года МНОГОКАНАЛЬНАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ

Изобретение относится к области авиационной техники. Машина содержит в каждом подканале корпус, в котором размещен электрогидравлический клапан с золотником, электрогидроусилитель, вспомогательный корректирующий поршень со штоком и с механизмом центрирования, силовой поршень, линии нагнетания и слива. Торец штока вспомогательного поршня размещен в полости корпуса, соединенной через золотник с линией слива при включенном электрогидравлическом клапане и с линией нагнетания при выключенном клапане. Технический результат - обеспечение индикации отказов электрогидравлического клапана. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 839 991 A1

Многоканальная рулевая машина для системы управления летательным аппаратом, содержащая в каждом подканале корпус, в котором размещен электрогидравлический клапан с золотником, электрогидроусилитель, вспомогательный корректирующий поршень со штоком и с механизмом центрирования, силовой поршень, а также линии нагнетания и слива, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности рулевой машины путем обеспечения индикации отказов электрогидравлического клапана, торец штока вспомогательного поршня размещен в полости корпуса, соединенной через золотник с линией слива при включенном электрогидравлическом клапане и с линией нагнетания при выключенном клапане.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года SU1839991A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
МНОГОКАНАЛЬНАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА 1976
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Борцов Алексей Анатольевич
  • Мохов Болеслав Дмитриевич
  • Рябов Вячеслав Моисеевич
SU1839995A1
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

SU 1 839 991 A1

Авторы

Борцов Алексей Анатольевич

Гнатенко Александр Георгиевич

Шарунов Анатолий Иванович

Тычкин Вячеслав Иванович

Даты

2006-06-20Публикация

1979-09-17Подача