МНОГОКАНАЛЬНАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА Советский патент 2006 года по МПК B64C13/36 

Описание патента на изобретение SU1840186A1

Предлагаемая многоканальная рулевая машина относится к электрогидравлическим приводам и предназначена для использования в системах управления летательных аппаратов.

Известны многоканальные рулевые машины с жестким соединением выходных звеньев подканалов, имеющие в каждом подканале устройства для обнаружения его отказа по перепаду давления в гидроцилиндрах (см., например, журнал "Aircraft Engineering", 1966, XII, v.38, №12, p.18-28, ill).

Такие устройства содержат вспомогательный гидроцилиндр, полости которого соединены параллельно с полостями исполнительного гидроцилиндра. Шток вспомогательного гидроцилиндра связан со своим датчиком, выходной сигнал от которого суммируется с сигналом положения датчика обратной связи исполнительного гидроцилиндра и подается на вход электрогидравлического усилителя. Кроме того, вспомогательный гидроцилиндр имеет сигнальный концевой микровыключатель.

Основным недостатком таких машин является то, что в каждом подканале устанавливаются устройства для пересиливания, выполненные в виде двух отдельных клапанов плунжерного типа, каждый из которых соединяет соответствующую полость гидроцилиндра при превышении допустимого давления в ней с линией подачи. Это приводит к увеличению веса и требует подвода к клапанам большого числа гидравлических линий. Кроме того, включение в устройство обнаружения элементов, не обладающих достаточно высокой надежностью (датчики обратной связи, микровыключатели, дроссели) снижает надежность работы многоканальной рулевой машины.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение надежности работы многоканальной рулевой машины, упрощение ее конструкции, уменьшение веса и габаритов.

Указанный технический результат достигается тем, что клапан пересиливания выполнен в виде гидроцилиндра с двухсторонним поршнем, который центрируется с помощью пружины, имеющей предварительное натяжение. Гидроцилиндр снабжен окнами, а поршень имеет лыски. При положении поршня, соответствующем перепаду давления в полостях гидроцилиндра, превышающему перепад, возникающий при отказе подканала, окна в цилиндре и лыски на поршне образуют щели, соединяющие полости исполнительного гидроцилиндра друг с другом. Это позволяет использовать в машине один узел, простой по конструкции и надежный в работе, вместо двух узлов. На штоке поршня клапана имеется канавка со скосами, которые при перемещении поршня в крайнее положение воздействуют на привод микропереключателя (кнопку), размыкающего цепь электрогидравлического клапана включения давления. Тем самым дублируется система обнаружения отказов, и надежность работы рулевой машины возрастает.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена схема многоканальной рулевой машины.

Машина состоит из нескольких подканалов, выходные звенья которых жестко соединены между собой. Каждый подканал содержит электрогидравлический усилитель 1, электрогидравлический клапан 2, клапан кольцевания 3, устройство контроля отказа подканала 4, исполнительный гидроцилиндр 5 с датчиком обратной связи 6, клапан пересиливания 7.

Электрогидравлический клапан включения 2 представляет подпружиненный двухпозиционный золотник 8, управляемый электромагнитом 9, и предназначен для соединения подканала с напорной гидролинией, а также отсоединения его в случае отказа.

Клапан кольцевания 3 соединяет между собой рабочие полости исполнительного гидроцилиндра 5 при отсутствии давления рабочей жидкости и разобщает их, когда подканал находится в рабочем состоянии.

Устройство контроля отказа подканала 4 включает в себя гидроцилиндр с поршнем 10 и центрирующей пружиной 11, корректирующий датчик 12, микропереключатель 13.

Клапан пересиливания 7 представляет собой гидроцилиндр 14 с поршнем 15, который в среднем положении центрируется пружиной 16. В цилиндре имеются окна 17 и 18, а на поршне 15 лыски 19 и 20, образующие при перемещении поршня 15 отверстия, с помощью которых соединяются рабочие полости исполнительного гидроцилиндра. Шток поршня 15 связан с микропереключателем 21.

При включении клапана 2 жидкость под давлением поступает к среднему бурту золотника электрогидравлического усилителя 1 и под торец плунжера клапана кольцевания 3, который при этом разобщает рабочие камеры исполнительного гидроцилиндра 5. Под действием электрического сигнала, поступившего на вход электрогидравлического усилителя 1, переместится его золотник, результатом чего будет соответствующее движение штока 6.

Машина работает по принципу суммирования усилий. При движении общего выходного звена с установившейся скоростью с соответствующих рабочих полостях исполнительных гидроцилиндров 5 каждого подканала возникает перепад давлений, вызванный технологической разностью максимальных скоростей штоков 6 каждого подканала в отдельности. Если подканалы работают исправно, то усилием центрирующих пружин 11 поршни 10 удерживаются в среднем положении или смещаются на величину хода, при котором не регистрируется отказ. При перемещении поршней 10 происходит коррекция сигналов, поступающих на вход электрогидроусилителей 1, в результате чего выравниваются перепады давлений в соответствующих полостях исполнительных гидроцилиндров 5. Рассогласование между входными сигналами, превышающее допустимую величину, приведет к соответствующему перепаду давления в полостях исполнительного гидроцилиндра и перемещению поршня 10 на вход, при котором срабатывает микровыключатель, сигнализируя о неисправности подканала.

В случае нарушения нормальной работы устройства контроля отказа два работающих подканала пересиливают отказавший. При этом под действием увеличившегося перепада давлений переместится поршень 15 клапана пересиливания и через отверстие, образованное соответственно лыской 19 или 20 и окном 17 или 18 рабочие полости исполнительного гидроцилиндра будут сообщены между собой.

В результате срабатывания любого микропереключателя в отказавшем подканале отключается электрогидравлический клапан, прекращается подача в подканал жидкости и происходит кольцевание полостей исполнительного гидроцилиндра. Два подканала продолжают работать, причем отказавший подканал не оказывает влияния на характеристики рулевой машины. Если отказавший подканал не отключается вследствие отказа устройства контроля электрогидравлического клапана 2, то он будет пересиливаться двумя другими через клапан пересиливания.

Похожие патенты SU1840186A1

название год авторы номер документа
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1986
  • Тычкин Вячеслав Иванович
  • Банин Юрий Михайлович
  • Базякин Валентин Михайлович
  • Ушаков Юрий Анатольевич
SU1839992A1
ТРЕХКАНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА 1977
  • Василегин Б.Б.
  • Коган Б.Х.
  • Куприянов Ф.Ф.
  • Парменов Ю.А.
  • Повышев А.И.
SU1826414A1
МНОГОКАНАЛЬНАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 1979
  • Борцов Алексей Анатольевич
  • Гнатенко Александр Георгиевич
  • Шарунов Анатолий Иванович
  • Тычкин Вячеслав Иванович
SU1839991A1
МНОГОКАНАЛЬНАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА 1976
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Борцов Алексей Анатольевич
  • Мохов Болеслав Дмитриевич
  • Рябов Вячеслав Моисеевич
SU1839995A1
КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МНОГОКАНАЛЬНОГО ПРИВОДА 1980
  • Мохов Б.Д.
  • Елагин Е.В.
  • Борцов А.А.
SU1839882A1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НОСКОМ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1978
  • Куприянов Федор Федорович
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Попов Александр Данилович
  • Шапков Вячеслав Иванович
  • Ростокин Константин Петрович
SU1840177A1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ МНОГОКАНАЛЬНЫЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД 2001
  • Борцов А.А.
  • Редько П.Г.
  • Шаров Г.В.
RU2211962C2
РУЛЕВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1986
  • Кумохин Юрий Александрович
  • Шаров Георгий Васильевич
  • Шарунов Анатолий Иванович
SU1840018A1
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ СЕРВОПРИВОД 1969
  • Е. Зорин, И. Р. Зе, Иксон, Э. Векслер, А. М. Якубович Л. Н. Пищулина
SU244837A1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД 2004
  • Редько П.Г.
  • Борцов А.А.
  • Лобанов Ю.И.
  • Козлов О.Н.
RU2262467C1

Реферат патента 2006 года МНОГОКАНАЛЬНАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области авиационной техники. Машина содержит в каждом подканале электрогидравлический клапан включения давления, электрогидроусилитель, исполнительный гидроцилиндр, поршень которого жестко связан с поршнями исполнительных гидроцилиндров других подканалов и полости которого гидравлически соединены с клапаном кольцевания и устройством контроля и отключения отказавшего подканала, клапан пересиливания и датчик обратной связи. Клапан пересиливания выполнен в виде гидроцилиндра с поршнем и двусторонним подпружиненным штоком, полости которого гидравлически соединены с полостями исполнительного цилиндра. В гидроцилиндре выполнены окна, образующие совместно с лысками поршня при его крайних положениях щели, соединяющие полости гидроцилиндра друг с другом. На корпусе гидроцилиндра установлен микропереключатель, взаимодействующий со штоком гидроцилиндра и замыкающий электроцепь клапана включения давления. Технический результат - повышение надежности. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 840 186 A1

Многоканальная рулевая машина, например, для систем управления летательными аппаратами, содержащая в каждом подканале электрогидравлический клапан включения давления, электрогидроусилитель, исполнительный цилиндр, поршень которого жестко связан с поршнями исполнительных цилиндров других подканалов и полости которого гидравлически соединены с клапаном кольцевания и устройством контроля и отключения отказавшего подканала, клапан пересиливания и датчик обратной связи, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы, упрощения конструкции и снижения веса машины, в ней клапан пересиливания выполнен в виде гидроцилиндра с поршнем и двусторонним подпружиненным штоком, полости которого гидравлически соединены с полостями исполнительного цилиндра, причем в гидроцилиндре выполнены окна, образующие совместно с лысками поршня при его крайних положениях щели, соединяющие полости гидроцилиндра друг с другом, а на корпусе гидроцилиндра установлен микропереключатель, взаимодействующий со штоком гидроцилиндра и замыкающий электроцепь клапана включения давления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года SU1840186A1

Журнал "Aircraft Engineering", 1966, XII, v.38, №12, p.18-28, ill.

SU 1 840 186 A1

Авторы

Куприянов Федор Федорович

Парменов Юрий Алексеевич

Тычкин Вячеслав Иванович

Борцов Алексей Анатольевич

Рябов Вячеслав Моисеевич

Даты

2006-06-27Публикация

1972-04-06Подача