РУЛЕВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Советский патент 2006 года по МПК B64C13/36 

Описание патента на изобретение SU1840018A1

Предлагаемое изобретение относится к электрогидравлическим следящим приводам с резервированием, предназначенным для применения в высоконадежных системах автоматического дистанционного управления полетом летательного аппарата.

Известны многоканальные рулевые агрегаты с жестким соединением выходных звеньев каналов, имеющие в каждом канале устройство для обнаружения его отказа по перепаду давления в гидроцилиндрах (см. журнал "Aircraft Engineering", 1966, XII38, №12, p.18-28), содержащие вспомогательный гидроцилиндр, полости которого соединены параллельно с полостями исполнительного гидроцилиндра, а шток связан с датчиком, сигнал которого суммируется с сигналом датчика обратной связи исполнительного гидроцилиндра и подается на вход электрогидравлического усилителя.

Известны многоканальные рулевые машины (см. авт. св. №1840186, МКИ В 64 с 13/36), содержащие клапан коррекции в виде дополнительного гидроцилиндра, взаимосвязанного с центрирующей пружиной и концевым микровыключателем.

Недостатком вышеперечисленных рулевых агрегатов является наличие клапанов плунжерного типа для каждой полости исполнительного цилиндра, дополнительных цилиндров, мощных пружин пересиливания и ненадежных микровыключателей, что увеличивает вес и габариты, а также снижает надежность агрегатов.

Наиболее близкой по технической сущности является многоканальная рулевая машина (см. авт. св. №1839995, МКИ В 64 С 13/36), в каждом из каналов которой установлены исполнительный и вспомогательный цилиндр коррекции по перепаду давлений, электрогидравлический усилитель, клапан включения, датчик коррекции, золотник коррекции, соединяющий полости вспомогательного и исполнительного цилиндров при возникновении определенного перепада давлений в полостях исполнительного цилиндра.

Недостатком данного изобретения является то, что после коррекции входного сигнала и последующего снижения перепада давления в исполнительном цилиндре золотник коррекции под воздействием пружин устанавливается в нейтральное положение, запирая поршень вспомогательного цилиндра в отклоненном положении, что приводит к появлению нерасчетного сигнала коррекции.

Из-за незначительных и нестабильных перетоков в золотнике коррекции, находящемся в нейтрали, увеличивается время установки вспомогательного поршня в среднее положение при включении канала, величина его нестабильна.

К недостаткам изобретения также следует отнести отсутствие дублирования системы индикации отказа и отключения отказавшего канала, что при несрабатывании клапана включения после отказа канала может привести к отказу агрегата.

Целью предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, а именно улучшение статических характеристик, повышение надежности и отказобезопасности агрегата.

Поставленная цель достигается тем, что в рулевом агрегате клапан коррекции выполнен в виде подпружиненного трехбуртового золотника, расположенного в гильзе, в которой подторцевые полости, связанные с полостями исполнительного цилиндра, соединены отверстиями с канавками между буртами золотника, а дросселирующие отверстия, связанные с полостями вспомогательного цилиндра, образуют отрицательные перекрытия с кромками крайних буртов золотника. Кроме того, в гильзе выполнены отверстия, связанные со сливом и образующие с кромками центрального бурта золотника положительные перекрытия, величина которых равна ходу золотника при максимально допустимом расчетном перепаде давления.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где представлена принципиальная схема агрегата.

Рулевой агрегат состоит из нескольких каналов, выходные звенья которых жестко соединены между собой. Каждый канал содержит электрогидравлический усилитель 1, предназначенный для управления исполнительным цилиндром 2, вспомогательный цилиндр 3 с гидромуфтой 4, датчик коррекции 5, клапан включения 6 для включения в работу электрогидравлического усилителя и вспомогательного цилиндра и сообщения между собой полостей исполнительного цилиндра при отключении электроклапана включения 7, клапан коррекции, состоящий из гильзы 8 с дросселирующими отверстиями 9 и 10 и отверстием 11, золотника 12, пружин 13 и опор 14. Поршни 15 исполнительного цилиндра соединены общим штоком 16.

Работа агрегата происходит следующим образом. Рассмотрим работу агрегата на примере одного канала управления, так как остальные каналы работают аналогично первому. При подаче сигналов управления в электрогидравлический усилитель 1 перемещается поршень 15 цилиндра 2, причем величина перемещения поршней пропорциональна величине сигналов управления, а направление движения определяется полярностью этого сигнала. При согласованной работе всех каналов нагрузка на поршни 15 исполнительных цилиндров 2 распределяется равномерно, взаимное нагружение их отсутствует и перепад давления на поршнях незначителен, шток вспомогательного цилиндра 3 при этом удерживается в нейтральном положении гидромуфтой 4.

В случае появления рассогласования каналов, причиной которого может быть рассогласование управляющих сигналов, дрейф нулей электронных (на чертеже не показаны) или электрогидравлических усилителей и т.п., поршни исполнительных цилиндров взаимно нагружают друг друга, что сопровождается появлением значительного перепада давления. Подпружиненный золотник клапана коррекции, подторцевые полости которого связаны с полостями исполнительного цилиндра, под воздействием перепада давления перемещается, открывая дросселирующие отверстия 9, 10 и соединяя полости вспомогательного цилиндра с полостями исполнительного цилиндра.

Если перепад давлений не превышает уровня, определяемого характеристикой гидромуфты 4, то поршень вспомогательного цилиндра 3 удерживается гидромуфтой 4 в среднем положении.

При достижении расчетного перепада давления, превышающего усилие гидромуфты, поршень гидроцилиндра 3 начнет перемещаться из среднего положения, перемещая за собой датчик коррекции 5. Сигнал с датчика коррекции 5 через фазочувствительный выпрямитель (на чертеже не показан) и электронный усилитель поступает на вход электрогидравлического усилителя и компенсирует рассогласование каналов, предотвращая дальнейшее повышение перепада давления.

После устранения причины рассогласования каналов и снижения перепада давления до нормального золотник коррекции под воздействием пружин занимает нейтральное положение; благодаря отрицательным перекрытиям "а", ″б″, "д", ″е″ на крайних буртах золотника давление в полостях вспомогательного цилиндра выравнивается, что дает возможность гидромуфте вернуть поршень вспомогательного цилиндра в среднее положение и таким образом снять сигнал коррекции.

При включении агрегата или ранее выключенного канала поршень вспомогательного цилиндра 3 под воздействием гидромуфты 4 перемещается из выдвинутого в среднее положение. Время перемещения поршня должно быть минимальным и не превышать времени задержки включения системы контроля. Если поршень вспомогательного цилиндра не успеет установиться в среднее положение, то с датчика коррекции 5 в систему контроля (на чертеже не указана) поступит сигнал, превышающий порог срабатывания, и система контроля отключит канал.

Наличие отрицательных перекрытий "а", "б", "д", "е" обеспечивает стабильную утечку через золотник коррекции 12, величина перекрытий определяется таким образом, чтобы время возврата поршня в среднее положение не превышало установленного времени задержки.

В случае отказа системы контроля или несрабатывании клапана включения 6 золотник 12 отказавшего канала, перемещаясь под воздействием перепада давления на ход, превышающий величину положительного перекрытия "в" или "г", соединяет подторцевую полость высокого давления через отверстие "с" в золотнике и отверстие 11 с линией слива. Клапан коррекции при этом выполняет функции предохранительного клапана двухстороннего действия, ограничивая максимальный перепад давления в цилиндре, и дублирует работу системы контроля и отключения канала. Остальные каналы продолжают работу, причем неисправный канал не оказывает существенного влияния на характеристику агрегата.

В предлагаемой рулевой машине, по сравнению с прототипом, за счет наличия отрицательных перекрытий обеспечивается установка поршня вспомогательного цилиндра в нейтраль, что устраняет возможность индикации ложных отказов, повышает надежность системы контроля.

Расширение функциональных возможностей клапана коррекции за счет придания ему свойств предохранительного клапана позволяет увеличить надежность и безотказность рулевого агрегата, обеспечив нормальную работоспособность его после двух последовательных отказов в одном канале (отказ канала и отказ системы отключения канала).

Похожие патенты SU1840018A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ МНОГОКАНАЛЬНЫЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД 2001
  • Борцов А.А.
  • Редько П.Г.
  • Шаров Г.В.
RU2211962C2
ЧЕТЫРЕХЛИНЕЙНЫЙ ТРЕХПОЗИЦИОННЫЙ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С РЕЗЕРВИРОВАННЫМ ЭЛЕКТРОУПРАВЛЕНИЕМ ПРИВОДА ПОВОРОТА КОЛЕС ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ ШАССИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОДЕМПФЕРОМ 2007
  • Елагин Евгений Васильевич
  • Трофимов Сергей Евгеньевич
  • Мордвинов Николай Александрович
  • Кузнецов Павел Иванович
  • Амбарников Анатолий Васильевич
  • Редько Павел Григорьевич
RU2342283C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД 2004
  • Редько П.Г.
  • Борцов А.А.
  • Лобанов Ю.И.
  • Козлов О.Н.
RU2262467C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ С СИЛОВОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЗОЛОТНИКА 2008
  • Редько Павел Григорьевич
  • Амбарников Анатолий Васильевич
  • Кузнецов Павел Иванович
  • Жарков Валентин Григорьевич
  • Крячков Юрий Васильевич
  • Трофимов Сергей Евгеньевич
RU2376501C1
СЕРВОКЛАПАН СО СТРУЙНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2011
  • Жарков Валентин Григорьевич
  • Жарков Андрей Валентинович
  • Архипов Ростислав Семенович
  • Шишулин Алексей Алексеевич
RU2482341C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ С МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЗОЛОТНИКА 2008
  • Архипов Ростислав Семенович
  • Редько Павел Григорьевич
  • Базякин Валентин Михайлович
  • Горохов Юрий Сергеевич
  • Сухов Дмитрий Евгеньевич
  • Шурыгин Владимир Юрьевич
RU2389911C1
ДВУХКАНАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ 2013
  • Тычкин Олег Вячеславович
  • Борцов Алексей Анатольевич
  • Шаров Георгий Васильевич
  • Трубицын Владимир Евгеньевич
  • Чиненков Александр Сергеевич
  • Слепова Ольга Юрьевна
  • Квасов Геннадий Васильевич
  • Редько Павел Григорьевич
RU2553588C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД 2004
  • Амбарников Анатолий Васильевич
  • Редько Павел Григорьевич
  • Кузнецов Павел Иванович
  • Мордвинов Николай Александрович
  • Елагин Евгений Васильевич
  • Шишулин Алексей Алексеевич
RU2268400C1
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1986
  • Тычкин Вячеслав Иванович
  • Банин Юрий Михайлович
  • Базякин Валентин Михайлович
  • Ушаков Юрий Анатольевич
SU1839992A1
Блок комбинированных гидроприводов 2018
  • Лобанов Юрий Иванович
  • Козлов Олег Николаевич
  • Шлыков Лев Александрович
RU2685115C1

Реферат патента 2006 года РУЛЕВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Изобретение относится к области авиационной техники. Агрегат содержит в каждом канале управления электрогидравлический усилитель, исполнительный цилиндр, шток которого жестко связан со штоками других каналов, вспомогательный цилиндр коррекции с гидромуфтой и датчиком коррекции, клапан коррекции и клапан включения. Клапан коррекции выполнен в виде гильзы с дросселирующими отверстиями и подпружиненного трехбуртового золотника, расположенного в гильзе. Подторцевые полости гильзы связаны с полостями исполнительного механизма и соединены отверстиями, выполненными в золотнике, с канавками между буртами золотника. Дросселирующие отверстия гильзы связаны с полостями вспомогательного цилиндра с образованием отрицательного перекрытия с кромками крайних буртов золотника. Технический результат - повышение надежности. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения SU 1 840 018 A1

1. Рулевой агрегат для систем автоматического управления летательных аппаратов, содержащий в каждом канале управления электрогидравлический усилитель, исполнительный цилиндр, шток которого жестко связан со штоками других каналов, вспомогательный цилиндр коррекции с гидромуфтой и датчиком коррекции, клапан включения, клапан коррекции, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и стабильности статических характеристик агрегата путем устранения возможности индикации ложных отказов, клапан коррекции выполнен в виде гильзы с дросселирующими отверстиями и подпружиненного трехбуртового золотника, расположенного в гильзе, подторцевые полости которой связаны с полостями исполнительного механизма и соединены отверстиями, выполненными в золотнике, с канавками между буртами золотника, при этом дросселирующие отверстия гильзы связаны с полостями вспомогательного цилиндра с образованием отрицательного перекрытия с кромками крайних буртов золотника.2. Рулевой агрегат для систем автоматического управления летательных аппаратов по п.1, отличающееся тем, что, с целью повышения отказобезопасности агрегата, в гильзе клапана коррекции выполнены отверстия, связанные со сливной линией и образующие с кромками центрального бурта золотника положительные перекрытия, величина которых равна ходу золотника при максимально допустимом расчетном перепаде давления в исполнительном цилиндре.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года SU1840018A1

Авт
св
МНОГОКАНАЛЬНАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА 1976
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Борцов Алексей Анатольевич
  • Мохов Болеслав Дмитриевич
  • Рябов Вячеслав Моисеевич
SU1839995A1

SU 1 840 018 A1

Авторы

Кумохин Юрий Александрович

Шаров Георгий Васильевич

Шарунов Анатолий Иванович

Даты

2006-06-27Публикация

1986-01-28Подача