РУЛЕВАЯ МАШИНА ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Советский патент 2006 года по МПК B64C13/36 

Описание патента на изобретение SU1840176A1

Предлагаемая рулевая машина относится к области силовых гидравлических устройств авиационной техники и предназначена для непосредственного перемещения рулевых поверхностей по электрическим сигналам системы управления летательного аппарата.

Для предотвращения выхода самолета на опасные режимы полета и ограничения нагрузок, действующих в процессе полета на конструкцию самолета, необходимо на некоторых режимах полета ограничить диапазон возможных углов отклонения рулевых поверхностей. Известно большое многообразие способов ограничения углов отклонения рулевых поверхностей. Аналогами могут служить устройства, приведенные в книге В.И.Гониодского, Ф.И.Склянского, И.С.Шумилова "Привод рулевых поверхностей самолетов". М.: Машиностроение, 1974 г, стр.80, рис.2.5, стр.172, 173, рис.4.18.

В этих устройствах ограничение углов отклонения рулевых поверхностей обеспечивается механическими упорами, ограничивающими перемещение механической проводки системы управления самолетом в одном случае и ограничивающими перемещение входного звена гидромеханического рулевого привода в другом случае. В гидромеханических рулевых приводах для ограничения перемещения входного звена используются также гидромеханические упоры, которые управляются автоматически через электрогидравлический клапан в зависимости от режима полета самолета.

Использование в аналогах в качестве ограничительных устройств механических упоров, обеспечивающих ограниченное перемещение входного звена рулевого привода, предусматривает увеличение габаритов и веса рулевой машины и возможность применения только в рулевых приводах с механическим входом.

В рулевой электрогидравлической машине по авт. св. №1840178, которая может служить прототипом предлагаемой рулевой машины, ограничение хода выходного звена достигается путем введения в ее конструкцию регулируемого гидромеханического упора, обеспечивающего ограничение диапазона перемещений выходного звена. Гидромеханический упор представляет собой дифференциальный поршень со штоком, которые надеты на основной исполнительный шток и установлены в двухкамерном гидроцилиндре рулевой машины. Первая камера гидроцилиндра является силовой и обеспечивает перемещение силового поршня и исполнительного штока. Вторая камера гидроцилиндра служит для управления гидромеханическим упором и в зависимости от режима полета обеспечивает ограничение углов отклонения рулевых поверхностей за счет ограничения диапазона перемещения исполнительного штока.

Наличие в рулевой машине дополнительной камеры в гидроцилиндре, а также дополнительного штока с поршнем (механического упора), обладающего достаточной механической прочностью и жесткостью для компенсации усилий, развиваемых поршнем рулевой машины, приводит к значительному увеличению габаритов и веса рулевой машины.

В целях уменьшения габаритов и веса в предлагаемой рулевой машине, работающей в контуре привода электрической системы управления, ограничение величины хода исполнительного штока достигается путем ограничения электрического сигнала управления на уровне, определяющем границу зоны ограничения.

Поставленная цель в предлагаемой рулевой машине достигается тем, что в расточке корпуса установлены электрическое реле и диод, а на корпусе блока микровыключателей и датчиков установлен микровыключатель ограничения хода исполнительного штока, причем микровыключатель ограничения хода штока, электрическое реле и диод электрически соединены между собой параллельно и установлены в электрическую цепь сигнала управления последовательно с обмотками управления электромеханического преобразователя.

Предлагаемая рулевая машина изображена на прилагаемом чертеже.

Она состоит из корпуса 1, силового гидроцилиндра 2, электрогидравлического усилителя 3, электромеханического преобразователя 4, электрического реле 5, микровыключателя ограничения хода исполнительного штока 6, шестеренчато-реечного преобразователя 7, 8, кулачка 9, диода 10.

Принцип работы рулевой машины следующий:

- исходное состояние рулевой машины (электро- и гидропитание отсутствует), изображено на прилагаемом чертеже: исполнительный шток силового гидроцилиндра 2 находится в убранном положении, контакты микровыключателя 6 нормально замкнуты, контакты электрического реле 5 нормально разомкнуты;

- при подаче в рулевую машину гидропитания рабочая жидкость под давлением нагнетания поступит под средний бурт распределительного золотника электрогидравлического усилителя 3 и далее в его контур управления "сопло-заслонка". При подаче в обмотки электромеханического преобразователя 4 электрического сигнала управления исполнительный шток гидроцилиндра 2 в замкнутом контуре привода переместится на ход, пропорциональный величине сигнала управления. Совместно с исполнительным штоком силового гидроцилиндра 2 переместится, жестко связанный с ним, шток с зубчатой нарезкой (зубчатая рейка) 7, который через шестерню 8 преобразует поступательное перемещение исполнительного штока во вращательное движение кулачкового замыкателя 9. Профиль кулачка выполнен таким образом, что выключение микровыключателя ограничения хода исполнительного штока определяет границу зоны ограничения. Электрические сигналы управления поступают в обмотки электромеханического преобразователя 4 через нормально замкнутые контакты микровыключателя ограничения хода штока 6. Диод 10 включен в обратном направлении по отношению к полярности сигналов управления, определяющих перемещение исполнительного штока в положение "на выпуск", и в прямом направлении по отношению к сигналам управления, определяющим перемещение исполнительного штока в положение "на уборку".

При амплитудах сигналов управления, обеспечивающих перемещение исполнительного штока в зоне ограничения, контакты микровыключателя 6 остаются нормально замкнутыми и обеспечивают прохождение сигналов управления в обмотки электромеханического преобразователя 4. При прохождении случайных или ложных сигналов с большими амплитудами воздействия исполнительный шток будет перемещаться в положение "на выпуск" и на ход, превышающий зону ограничения, при этом кулачок 9 включает микровыключатель 6 и размыкает электрическую цепь прохождения сигнала управления в обмотки управления электромеханического преобразователя 4.

Исполнительный шток рулевой машины, работающей в замкнутом контуре привода системы управления, займет положение, определенное микровыключателем ограничения хода штока 6.

Регулировка рулевой машины производится таким образом, чтобы подвижка исполнительного штока рулевой машины в разомкнутом контуре была направлена в положение "на уборку". Перемещение исполнительного штока в зоне ограничения необходима при работе рулевой машины в следующих режимах: элеронном, глиссадном, при непосредственном управлении подъемной силой.

В тормозном режиме, при обжатии стоек шасси, подается сигнал на включение электрического реле 5, контакты которого замкнутся, образуя тем самым параллельную цепь прохождения сигнала управления.

Под воздействием максимального сигнала управления исполнительный шток переместится на полный ход, а связанная с ним рулевая поверхность отклонится на полный угол, обеспечивая тем самым аэродинамическое торможение.

В случае необходимости экстренной уборки исполнительного штока, находящегося в крайнем выдвинутом положении, при выключенном электрическом реле 5, в обмотки электромеханического преобразователя 4 через диод 10 подается сигнал управления обратной полярности, под воздействием которого исполнительный шток переместиться с заданной скоростью в убранное положение.

Применение в рулевой машине электрического ограничения хода исполнительного штока дает положительный эффект, по отношению к использованию в ней механического ограничения, в части уменьшения ее габаритно-весовой характеристика. Вес рулевой машины, использующей электрическое ограничение, на 25% меньше веса рулевой машины с механическим ограничением. Габариты рулевой машины с электрическим ограничением хода штока на 16% меньше рулевой машины, использующей механическое ограничение.

Похожие патенты SU1840176A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА С МЕХАНИЧЕСКИМ ОГРАНИЧЕНИЕМ ХОДА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ШТОКА 1976
  • Куприянов Федор Федорович
  • Попов Александр Данилович
  • Ростокин Константин Петрович
  • Шапков Вячеслав Иванович
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Маслов Валентин Тимофеевич
SU1840182A1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА 1978
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Попов Александр Данилович
  • Шапков Вячеслав Иванович
  • Ростокин Константин Петрович
SU1840178A1
ЧЕТЫРЕХЛИНЕЙНЫЙ ТРЕХПОЗИЦИОННЫЙ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С РЕЗЕРВИРОВАННЫМ ЭЛЕКТРОУПРАВЛЕНИЕМ ПРИВОДА ПОВОРОТА КОЛЕС ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ ШАССИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОДЕМПФЕРОМ 2007
  • Елагин Евгений Васильевич
  • Трофимов Сергей Евгеньевич
  • Мордвинов Николай Александрович
  • Кузнецов Павел Иванович
  • Амбарников Анатолий Васильевич
  • Редько Павел Григорьевич
RU2342283C1
АВТОНОМНЫЙ ГИДРОПРИВОД-БЛОК ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИХ РУЛЕВЫХ МАШИН 2004
  • Редько П.Г.
  • Амбарников А.В.
  • Таркаев С.В.
  • Чугунов А.С.
  • Нахамкес К.В.
  • Тихонов А.Б.
  • Жарков В.Г.
RU2261195C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТ И УСТАНОВОК ВООРУЖЕНИЯ 2005
  • Артющев Владимир Васильевич
  • Галантэ Александр Иосифович
  • Тошнов Федор Федорович
RU2295699C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД 1991
  • Бурняшев Аркадий Васильевич[Ua]
  • Манжос Юрий Петрович[Ua]
  • Моисеев Сергей Викторович[Ua]
  • Мокроуз Василий Климентьевич[Ua]
  • Сиротин Сергей Александрович[Ua]
  • Шкаликов Виктор Николаевич[Ua]
  • Костенко Николай Иванович[Ua]
  • Власов Василий Петрович[Ua]
  • Купрыгин Олег Викторович[Ua]
  • Ботыгин Адольф Валерианович[Ua]
RU2029890C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НОСКОМ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1978
  • Куприянов Федор Федорович
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Попов Александр Данилович
  • Шапков Вячеслав Иванович
  • Ростокин Константин Петрович
SU1840177A1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД 2004
  • Редько П.Г.
  • Борцов А.А.
  • Лобанов Ю.И.
  • Козлов О.Н.
RU2262467C1
АВТОНОМНЫЙ ГИДРОПРИВОД-БЛОК ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИХ РУЛЕВЫХ МАШИН 2003
  • Редько П.Г.
  • Амбарников А.В.
  • Таркаев С.В.
  • Чугунов А.С.
  • Нахамкес К.В.
  • Тихонов А.Б.
  • Крячков Ю.В.
RU2262625C2
СИСТЕМА РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ ТРАНСПОРТНОГО САМОЛЕТА 2016
  • Ерофеев Евгений Валерьевич
  • Живов Юрий Григорьевич
  • Петров Владимир Николаевич
  • Кувшинов Владимир Михайлович
  • Стеблинкин Антон Игоревич
RU2654654C2

Реферат патента 2006 года РУЛЕВАЯ МАШИНА ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Изобретение относится к области авиационной техники. Машина содержит корпус с встроенным гидродвигателем в виде поршня с исполнительным штоком, электрогидравлический усилитель, шестеренчато-реечный редуктор механического привода кулачкового механизма, кулачок, микровыключатель. В расточке корпуса параллельно микровыключателю установлены электрическое реле и диод, которые последовательно соединены с обмотками управления электромеханического преобразователя электрической цепи сигнала управления. Технический результат - обеспечение режима автоматического ограничения хода исполнительного штока. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 840 176 A1

Рулевая машина для летательных аппаратов, содержащая корпус с встроенным гидродвигателем в виде поршня с исполнительным штоком, электрогидравлический усилитель, шестеренчато-реечный редуктор механического привода кулачкового механизма, кулачок, микровыключатель, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов, веса и обеспечения режима автоматического ограничения хода исполнительного штока, в расточке корпуса параллельно микровыключателю установлены электрическое реле и диод и последовательно соединены с обмотками управления электромеханического преобразователя электрической цепи сигнала управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года SU1840176A1

Авт
св
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА 1978
  • Парменов Юрий Алексеевич
  • Попов Александр Данилович
  • Шапков Вячеслав Иванович
  • Ростокин Константин Петрович
SU1840178A1
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

SU 1 840 176 A1

Авторы

Попов Александр Данилович

Шапков Вячеслав Иванович

Соколенков Юрий Николаевич

Маслов Валентин Тимофеевич

Войтко Алексей Федорович

Даты

2006-06-27Публикация

1980-10-01Подача