ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ Советский патент 2009 года по МПК G01P3/42 

Описание патента на изобретение SU1840745A1

Изобретение относится к области гидроакустической техники, а именно к допплеровским гидроакустическим измерителям скорости движения судов (допплеровским лагом).

В настоящее время для измерения скорости движения судов широко применяются гидроакустические лаги, основанные на использовании эффекта Допплера. В этих устройствах один или несколько ультразвуковых лучей излучаются с судна по заданным направлениям. Часть энергии, рассеянной морским дном либо водной массой, возвращается к установленной на судне антенной системе и принимается ею. При движении судна частота принимаемого сигнала вследствие эффекта Допплера отличается от частоты излучаемого сигнала на величину, пропорциональную скорости движения судна. Этот допплеровский сдвиг частоты и используется для определения скорости движения судна.

Подобный лаг описан, например, в патенте США №3.065.463, кл. 343-9. Данное устройство содержит, в основном, передающую и приемную акустические антенны, генераторное устройство, приемо-усилительное устройство и устройство обработки информации. Лаг работает в режиме непрерывного излучения и приема, обеспечивающем наиболее высокую точность измерения.

Однако при непрерывном излучении анергии на входе приемо-усилительного устройства имеет место сигнал прямого прохождения за счет электрической наводки из передающего канала в приемный, а также за счет прямого прохождения части излучаемой акустической энергии с передающей антенны на приемную. Частота сигнала прямого прохождения в точности равна частоте излучения. Однако его амплитуда и фаза вследствие большого числа влияющих факторов предварительному расчету не поддается. Практика показывает, что эти величины зависят от размещения акустических антенн и мер по их акустической развязке, от компоновки аппаратурной части лага, экранировки отдельных частей схемы, качества монтажа и т.п. Особенно ощутимую роль сигнал прямого прохождения играет в малогабаритных лагах, предназначенных для установки на глубоководные поисково-спасательные аппараты, где наряду с повышенной точностью предъявляются жесткие требования к объему аппаратуры и где вследствие небольших размеров самого аппарата акустические антенны приходится устанавливать в непосредственной близости друг от друга. Сигнал прямого прохождения ухудшает соотношение сигнал/шум на входе приемо-усилительного устройства и тем самым ограничивает точность работы лага.

Целью настоящего изобретения является повышение помехоустойчивости, а следовательно, и точности работы гидроакустических допплеровских лагов путем компенсации сигнала прямого прохождения с помощью специального сигнала, подаваемого от генераторного устройства.

Согласно изобретению указанная цель достигается путем соединения генераторного устройства с приемным с помощью специальной цепи, содержащей регулируемые фазовращатель и аттенюатор.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена блок-схема предлагаемого лага.

Предлагаемый лаг состоит из генераторного устройства 1, передающей 2 и приемной 3 акустических антенн. Выход задающего генераторного устройства соединен с фазовращателем 4, который через аттенюатор 5 соединен со входом приемо-усилительного устройства 6.

Электрическое напряжение, вырабатываемое генераторным устройством 1, подается на передающую акустическую антенну 2 и фазовращатель 4. Фазовращатель 4 обеспечивает плавную регулировку фазы выходного напряжения в пределах от 0 до 2. Выходное напряжение фазовращателя через аттенюатор 5 подается на вход приемо-усилительного устройства 6. Аттенюатор 5 предназначен для уменьшения амплитуды выходного напряжения фазовращателя 4 до амплитуды сигнала прямого прохождения. Фазовращателем 4 фаза сигнала компенсации устанавливается противоположной фазе сигнала прямого прохождения и таким образом достигается компенсация сигнала прямого прохождения. Глубина компенсации зависит от точности соблюдения следующих условий:

где ϕк, Uк - фаза и, соответственно, амплитуда сигнала компенсации;

ϕпр пр, Uпр пр - фаза и, соответственно, амплитуда сигнала прямого прохождения.

Можно показать, что, если частота помехи равна частоте излучаемого сигнала, относительная ошибка измерения скорости определяется соотношением

где Un - напряжение помехи на входе приемо-усилительного устройства;

Uc - напряжение полезного сигнала на входе приемо-усилительного устройства.

Напряжение помех складывается из напряжения сигнала прямого прохождения и напряжения шумов.

При компенсации сигнала прямого прохождения относительная ошибка измерения скорости, как видно из выражения (1), уменьшается.

В то время как шумовая помеха определяется внешними условиями, уровень сигнала прямого прохождения прямопропорционален излучаемой мощности и увеличение излучаемой мощности не приводит к улучшению соотношения сигнал/шум в приемном канале и, следовательно, к повышению точности работы лага. При компенсации сигнала прямого прохождения с помощью устройства по данной заявке появляется возможность дальнейшего увеличения точности путем повышения излучаемой мощности.

Похожие патенты SU1840745A1

название год авторы номер документа
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ДОППЛЕРОВСКИЙ ЛАГ 1972
  • Каратецкий С.С.
  • Пигин В.С.
SU1840761A1
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ 1973
  • Баранов Виктор Николаевич
  • Горбунов Николай Леонидович
  • Каратецкий Сергей Сергеевич
  • Пигин Владимир Сергеевич
SU1840743A1
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ДОППЛЕРОВСКИЙ ЛАГ 1974
  • Каратецкий Сергей Сергеевич
  • Пигин Владимир Сергеевич
  • Горбунов Николай Леонидович
  • Сальников Юрий Васильевич
SU1840682A1
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ 1972
  • Бородин Владимир Иванович
  • Яковлев Геннадий Васильевич
SU1840737A1
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ 1970
  • Бородин Владимир Иванович
  • Каратецкий Сергей Сергеевич
  • Яковлев Геннадий Васильевич
SU1840717A1
СПОСОБ НАСТРОЙКИ ПРИЕМНЫХ КАНАЛОВ УСТАНОВЛЕННОГО НА СУДНЕ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОГО ДОПЛЕРОВСКОГО ЛАГА 2004
  • Николаенко Юрий Александрович
  • Забодалов Александр Борисович
  • Остроухов Александр Александрович
  • Чусовская Марина Георгиевна
RU2293360C2
Корреляционный способ измерения параметров тонкой структуры водной среды 2022
  • Волощенко Вадим Юрьевич
  • Плешков Антон Юрьевич
  • Тарасов Сергей Павлович
  • Пивнев Петр Петрович
  • Воронин Василий Алексеевич
  • Волощенко Елизавета Вадимовна
RU2799974C1
ГЕНЕРАТОРНЫЙ ТРАКТ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО ГИДРОЛОКАТОРА 2014
  • Максимов Виталий Николаевич
  • Тарасов Сергей Павлович
  • Воронин Алексей Алексеевич
  • Мерклин Лев Романович
  • Плешков Антон Юрьевич
RU2582898C2
СПОСОБ СЪЕМКИ РЕЛЬЕФА ДНА АКВАТОРИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Курсин Сергей Борисович
  • Добротворский Александр Николаевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Ставров Константин Георгиевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Воронин Василий Алексеевич
  • Тарасов Сергей Павлович
RU2434246C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛУБИН АКВАТОРИИ ГИДРОЛОКАТОРОМ БОКОВОГО ОБЗОРА И ГИДРОЛОКАТОР БОКОВОГО ОБЗОРА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Зеньков Андрей Федорович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жилин Денис Михайлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Ставров Константин Георгиевич
  • Чернявец Антон Владимирович
RU2484499C1

Реферат патента 2009 года ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ

Гидроакустический лаг включает в себя передающую и приемную антенны, генераторное устройство, приемо-усилительное устройство и устройство обработки информации. Гидроакустический лаг снабжен фазовращателем, подключенным к выходу генераторного устройства, и аттенюатором, подключенным между выходом фазовращателя и входом приемо-усилительного устройства. Технический результат - повышение помехоустойчивости и увеличения точности измерения скорости движения судна за счет компенсации сигнала прямого прохождения. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 840 745 A1

Гидроакустический лаг, включающий передающую и приемную акустическую антенны, генераторное устройство, приемо-усилительное устройство и устройство обработки информации, отличающийся тем, что, с целью повышения помехоустойчивости и увеличения точности измерения скорости движения судна за счет компенсации сигнала прямого прохождения, он снабжен фазовращателем, подключенным к выходу генераторного устройства, и аттенюатором, подключенным между выходом фазовращателя и входом приемо-усилительного устройства.

SU 1 840 745 A1

Авторы

Каратецкий Сергей Сергеевич

Пигин Владимир Сергеевич

Горбунов Николай Леонидович

Сальников Юрий Васильевич

Даты

2009-02-20Публикация

1973-10-01Подача