Изобретение относится к области гидроакустической техники, а именно к допплеровским гидроакустическим измерителям скорости движения судов (допплеровским лагом).
В настоящее время для измерения скорости движения судов широко применяются гидроакустические лаги, основанные на использовании эффекта Допплера. В этих устройствах один или несколько ультразвуковых лучей излучаются с судна по заданным направлениям. Часть энергии, рассеянной морским дном либо водной массой, возвращается к установленной на судне антенной системе и принимается ею. При движении судна частота принимаемого сигнала вследствие эффекта Допплера отличается от частоты излучаемого сигнала на величину, пропорциональную скорости движения судна. Этот допплеровский сдвиг частоты и используется для определения скорости движения судна.
Подобный лаг описан, например, в патенте США №3.065.463, кл. 343-9. Данное устройство содержит, в основном, передающую и приемную акустические антенны, генераторное устройство, приемо-усилительное устройство и устройство обработки информации. Лаг работает в режиме непрерывного излучения и приема, обеспечивающем наиболее высокую точность измерения.
Однако при непрерывном излучении анергии на входе приемо-усилительного устройства имеет место сигнал прямого прохождения за счет электрической наводки из передающего канала в приемный, а также за счет прямого прохождения части излучаемой акустической энергии с передающей антенны на приемную. Частота сигнала прямого прохождения в точности равна частоте излучения. Однако его амплитуда и фаза вследствие большого числа влияющих факторов предварительному расчету не поддается. Практика показывает, что эти величины зависят от размещения акустических антенн и мер по их акустической развязке, от компоновки аппаратурной части лага, экранировки отдельных частей схемы, качества монтажа и т.п. Особенно ощутимую роль сигнал прямого прохождения играет в малогабаритных лагах, предназначенных для установки на глубоководные поисково-спасательные аппараты, где наряду с повышенной точностью предъявляются жесткие требования к объему аппаратуры и где вследствие небольших размеров самого аппарата акустические антенны приходится устанавливать в непосредственной близости друг от друга. Сигнал прямого прохождения ухудшает соотношение сигнал/шум на входе приемо-усилительного устройства и тем самым ограничивает точность работы лага.
Целью настоящего изобретения является повышение помехоустойчивости, а следовательно, и точности работы гидроакустических допплеровских лагов путем компенсации сигнала прямого прохождения с помощью специального сигнала, подаваемого от генераторного устройства.
Согласно изобретению указанная цель достигается путем соединения генераторного устройства с приемным с помощью специальной цепи, содержащей регулируемые фазовращатель и аттенюатор.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена блок-схема предлагаемого лага.
Предлагаемый лаг состоит из генераторного устройства 1, передающей 2 и приемной 3 акустических антенн. Выход задающего генераторного устройства соединен с фазовращателем 4, который через аттенюатор 5 соединен со входом приемо-усилительного устройства 6.
Электрическое напряжение, вырабатываемое генераторным устройством 1, подается на передающую акустическую антенну 2 и фазовращатель 4. Фазовращатель 4 обеспечивает плавную регулировку фазы выходного напряжения в пределах от 0 до 2. Выходное напряжение фазовращателя через аттенюатор 5 подается на вход приемо-усилительного устройства 6. Аттенюатор 5 предназначен для уменьшения амплитуды выходного напряжения фазовращателя 4 до амплитуды сигнала прямого прохождения. Фазовращателем 4 фаза сигнала компенсации устанавливается противоположной фазе сигнала прямого прохождения и таким образом достигается компенсация сигнала прямого прохождения. Глубина компенсации зависит от точности соблюдения следующих условий:
где ϕк, Uк - фаза и, соответственно, амплитуда сигнала компенсации;
ϕпр пр, Uпр пр - фаза и, соответственно, амплитуда сигнала прямого прохождения.
Можно показать, что, если частота помехи равна частоте излучаемого сигнала, относительная ошибка измерения скорости определяется соотношением
где Un - напряжение помехи на входе приемо-усилительного устройства;
Uc - напряжение полезного сигнала на входе приемо-усилительного устройства.
Напряжение помех складывается из напряжения сигнала прямого прохождения и напряжения шумов.
При компенсации сигнала прямого прохождения относительная ошибка измерения скорости, как видно из выражения (1), уменьшается.
В то время как шумовая помеха определяется внешними условиями, уровень сигнала прямого прохождения прямопропорционален излучаемой мощности и увеличение излучаемой мощности не приводит к улучшению соотношения сигнал/шум в приемном канале и, следовательно, к повышению точности работы лага. При компенсации сигнала прямого прохождения с помощью устройства по данной заявке появляется возможность дальнейшего увеличения точности путем повышения излучаемой мощности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ДОППЛЕРОВСКИЙ ЛАГ | 1972 |
|
SU1840761A1 |
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ | 1973 |
|
SU1840743A1 |
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ДОППЛЕРОВСКИЙ ЛАГ | 1974 |
|
SU1840682A1 |
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ | 1972 |
|
SU1840737A1 |
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ | 1970 |
|
SU1840717A1 |
СПОСОБ НАСТРОЙКИ ПРИЕМНЫХ КАНАЛОВ УСТАНОВЛЕННОГО НА СУДНЕ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОГО ДОПЛЕРОВСКОГО ЛАГА | 2004 |
|
RU2293360C2 |
Корреляционный способ измерения параметров тонкой структуры водной среды | 2022 |
|
RU2799974C1 |
ГЕНЕРАТОРНЫЙ ТРАКТ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО ГИДРОЛОКАТОРА | 2014 |
|
RU2582898C2 |
СПОСОБ СЪЕМКИ РЕЛЬЕФА ДНА АКВАТОРИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2434246C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛУБИН АКВАТОРИИ ГИДРОЛОКАТОРОМ БОКОВОГО ОБЗОРА И ГИДРОЛОКАТОР БОКОВОГО ОБЗОРА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2484499C1 |
Гидроакустический лаг включает в себя передающую и приемную антенны, генераторное устройство, приемо-усилительное устройство и устройство обработки информации. Гидроакустический лаг снабжен фазовращателем, подключенным к выходу генераторного устройства, и аттенюатором, подключенным между выходом фазовращателя и входом приемо-усилительного устройства. Технический результат - повышение помехоустойчивости и увеличения точности измерения скорости движения судна за счет компенсации сигнала прямого прохождения. 1 ил.
Гидроакустический лаг, включающий передающую и приемную акустическую антенны, генераторное устройство, приемо-усилительное устройство и устройство обработки информации, отличающийся тем, что, с целью повышения помехоустойчивости и увеличения точности измерения скорости движения судна за счет компенсации сигнала прямого прохождения, он снабжен фазовращателем, подключенным к выходу генераторного устройства, и аттенюатором, подключенным между выходом фазовращателя и входом приемо-усилительного устройства.
Авторы
Даты
2009-02-20—Публикация
1973-10-01—Подача