Скоростная шарикоподшипниковая совмещенная опора Советский патент 2016 года по МПК G01M13/04 

Описание патента на изобретение SU1841246A1

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к гироскопической отрасли приборостроения, где требуется ресурс 104 и более часов с сохранением стабильности 0,5 гсм - моментов трения и в пределах 0,1-0,2 мкм - положения центра масс.

Скоростная шарикоподшипниковая опора является основным элементом гироскопа, который определяет ресурс, надежность и точность последнего.

Известны конструкции совмещенных скоростных шарикоподшипниковых (ш/п) опор [1, 2, 3, 4, 5], в том числе ш/п опора фирмы МРВ, А426-800 [1], содержащая два наружных кольца, два сепаратора с шариками, вал с двумя желобами, в результате за счет уменьшения количества разъемов между сопрягаемыми деталями - внутренними кольцами - достигается уменьшение монтажного перекоса и повышается стабильность положения центра масс. Недостатком известной конструкции ш/п опоры является возможность перекоса и искажений геометрии наружных колец ш/п опоры относительно друг друга при монтаже их в корпусе.

Известна также скоростная совмещенная шарикоподшипниковая опора 6B2903 фирмы МРВ [1], содержащая наружное кольцо с двумя желобами, два сепаратора с шариками, вал с одним желобом и внутреннее кольцо, установленное на посадочное место вала. Монтажные перекосы и количество сопрягаемых поверхностей сведены к минимуму.

Недостатком известной конструкции является невысокий ресурс работы, вследствие высокой жесткости цепи деталей, замыкающих осевой натяг в опоре. Жесткость цепи, замыкающей осевой натяг, определяется жесткостью деталей, крепящих внутреннее кольцо. К этой цепи предъявляются высокие требования к стабильности размеров 0,1 мкм, то есть к стабильности положения центра масс. Под высокой жесткостью этой цепи понимается величина, превышающая не менее чем в 4-5 раз осевую жесткость ш/п опоры, которая определяется упругой деформацией шаров и желобов в точках их взаимного контакта и в известной конструкции это превышение составляет не менее 10 раз. Испытания ш/п опор в гироскопах с различной жесткостью цепи, замыкающей осевой натяг (различная жесткость этой цепи обеспечивалась разной жесткостью крышек, см. 5, табл. 12.21) позволили выявить зависимость между указанной жесткостью и ресурсом работы с сохранением заданных характеристик - моментов трения и стабильности положения центра масс (см. табл. 1 и фиг. 1). Зависимость показывает, что известная ш/п опора при прочих равных условиях не может иметь ресурс работы более 5.102 часов с обеспечением стабильности: положения центра масс не хуже 0,1 мкм и момента трения менее 0,5 гсм.

Целью изобретения является повышение надежности скоростной шарикоподшипниковой совмещенной опоры за счет повышения ресурса.

Указанная цель достигается тем, что на совмещенном наружном кольце (с двумя желобами на одной втулке) между желобами выполнена жесткостная развязка с осевой жесткостью, отношение которой к осевой жесткости ш/п опоры 0,4-4, а также тем, что жесткостная развязка выполнена в виде мембран, связанных втулкой с одинаковым поперечным сечением стенок.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявленная конструкция ш/п опоры отличается тем, что на совмещенной детали опоры - на наружном кольце между двумя желобами выполнен упругий элемент с требуемой жесткостью. Таким образом, заявляемая ш/п опора соответствует критерию "новизна". При сравнении с другими известными техническими решениями в данной области техники не обнаружены решения, обладающие сходными признаками. Это позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 приведена зависимость между жесткостью развязки и ресурсом работы ш/п опоры, а на фиг. 2 - ш/п опора, где жесткостная развязка выполнена в виде канавки с тонкими стенками - мембранами.

Предлагаемая опора включает совмещенное наружное кольцо 1 с двумя желобами 2, между которыми выполнена жесткостная осевая развязка в виде канавки 3 с тонкими боковыми стенками 4, валик 5 с одним желобом 6, внутреннее кольцо 7, установленное на посадочное место вала, два комплекта шаров 8 и два сепаратора 9. Посадочным местом наружного кольца ш/п опоры является поверхность 10, а в зазоре между поверхностью 10 и корпусом 11 находится клей 12, между поверхностью 13 и корпусом 11 имеется зазор для обеспечения свободного перемещения этой части наружного кольца вдоль оси. Осевой натяг в ш/п опоре устанавливается за счет распорного кольца 14 определенной толщины с закреплением внутреннего кольца 7 шайбой 15 и гайкой 16. Другим, более простым вариантом выставки осевого натяга является закрепление внутреннего кольца 7 на валике 5 с помощью клея, который полимеризуют под номинальной нагрузкой, приложенной к внутреннему кольцу 7 в осевом направлении. Наружное кольцо 1, вал 5, распорное кольцо 14, внутреннее кольцо 7, шайба 15 и гайка 16 являются цепью деталей, замыкающих осевой натяг с суммарной жесткостью стыков и входящих в цепь деталей.

При вращении ш/п опоры с неидеальной геометрией шаров, желобов (разноразмерность, несферичность, некруглость), остаточной непараллельностью желобов, возникшие динамические реакции в местах контакта шариков с желобами ослабляются упругой развязкой 3, 4, что, в свою очередь, способствует сохранению устойчивой кинематики вращения и, как следствие, сохранению гидродинамической пленки смазки, определяющей заданные параметры - стабильность центра масс и момента трения.

Нижнее значение жесткости упругого элемента выбирается из условия прочности при заданных эксплуатационных нагрузках или допустимых упругих деформаций и находится в пределах:

для стабильности 0,5 мкм и 2 гсм - ;

для стабильности 0,1 мкм и 0,5 гсм - .

Следует отметить, что для обеспечения приемлемых значений прочности и жесткости в заданных габаритах (см. фиг. 2) оптимальным является равная толщина поперечного сечения мембран и втулки, которую соединяют мембраны с наружным кольцом. Экспериментально полученные данные (см. табл. 1 и фиг. 1) позволяют считать, что использование заявляемого изобретения со всеми преимуществами прототипа - высокие стабильности положения центра масс и момента трения - обеспечит повышение ресурса работы ш/п опоры не менее, чем на порядок.

Источники информации

1. МРВ, каталог 1-120-82, США, 1982 г. с. 39, опора 6B2903.

2. FAG, Publ. №41610DA, декабрь 1985 г.

3. Barden, каталог №6, 1971 г.

4. Fafnir, каталог, 1978 г.

5. Приборные шариковые подшипники, справочник под ред. К.Н. Явленского, М., Машиностроение, 1981 г.

Похожие патенты SU1841246A1

название год авторы номер документа
АДАПТАЦИОННЫЙ ШАРИКОВИНТОВОЙ ПРИВОД ВАСИЛЬЕВА 2003
  • Васильев Г.В.
RU2238456C1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Мозоров С.Д.
RU2187673C1
Электрошпиндель 1991
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Смирнов Валерий Георгиевич
  • Минченя Владимир Тимофеевич
  • Палазник Татьяна Георгиевна
SU1784407A1
Наконечник стоматологический 1989
  • Елисеенков Иван Иванович
  • Шульц Геннадий Петрович
  • Маракова Нина Владимировна
SU1621909A1
Способ обработки шариков и станок для его осуществления 1986
  • Филонов Игорь Павлович
  • Цигалов Анатолий Данилович
  • Тишуров Геннадий Иванович
SU1440672A1
Устройство для получения вращательного движения Абрамова Валентина Алексеевича (Абрамова В.А.) 2016
  • Абрамов Валентин Алексеевич
RU2654690C9
ОПОРА КАЧЕНИЯ 1973
  • Авторы Изобретени Витель А. Е. Тиохин, И. И. Воскресенска Н. В. Гусев, Ю. Н. Козьмин, В. И. Колотенков Ю. И. Ушаков
SU387211A1
Стабилизирующая шарикоподшипниковая опора вала 1990
  • Алексеенко Вячеслав Иванович
  • Гяцявичюс Юозас Юозович
  • Даукшис Дарюс Витаутович
SU1728707A2
Способ сборки шарикоподшипниковой опоры 1984
  • Куликов Сергей Сергеевич
SU1193318A1
Способ сборки шарикоподшипникового узла 1985
  • Саламатов Владимир Абылкасымович
  • Никитин Валерий Владимирович
SU1408129A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 841 246 A1

Реферат патента 2016 года Скоростная шарикоподшипниковая совмещенная опора

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в гироскопах. Сущность: опора содержит наружное кольцо (1) с двумя желобами (2), валик (5) с желобом (6), внутреннее кольцо (7), установленное на валик (5), и шарики (8) в сепараторах (9). Между желобами (2) наружного кольца (1) смонтирован упругий элемент (3, 4). Отношение осевой жесткости упругого элемента (3, 4) к осевой жесткости шарикоподшипниковой опоры составляет 0,4÷4. При этом наружное кольцо (1) выполнено из двух частей, одна из которых смонтирована с возможностью обеспечения перемещения вдоль оси вращения опоры. Технический результат: повышение надежности опоры за счет увеличения ресурса. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 ил.

Формула изобретения SU 1 841 246 A1

1. Скоростная шарикоподшипниковая совмещенная опора, содержащая наружное кольцо с двумя желобами, валик с желобом, внутреннее кольцо, установленное на валик, и шарики в сепараторах, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности опоры за счет увеличения ресурса, она снабжена смонтированным между желобами наружного кольца упругим элементом, отношение осевой жесткости упругого элемента к осевой жесткости шарикоподшипниковой опоры составляет 0,4÷4, при этом наружно кольцо выполнено из двух частей, одна из которых смонтирована с возможностью обеспечения перемещения вдоль оси вращения опоры.

2. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что упругий элемент выполнен в виде втулки с диаметром, меньше внутреннего диаметра наружного кольца и больше наружного диаметра валика, и соединяющих ее с наружным кольцом двух мембран с толщиной поперечного сечения, равной толщине втулки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года SU1841246A1

МРВ, каталог 1-120-82, США, стр
Машина для изготовления проволочных гвоздей 1922
  • Хмар Д.Г.
SU39A1

SU 1 841 246 A1

Авторы

Артемьев А.Я.

Саламатов В.А.

Даты

2016-12-20Публикация

1987-10-23Подача