Изобретение относится к способам укрепления барханного песка при строительстве дорог в пустынях посредством обработки его связующим на месте.
Согласно предложенному способу увеличивают связность частиц песка. Для этого в песок вводят молотую негашеную известь, а затем инденоалкильную смолу, взятые соответственно в количестве 3 и 6-10% от веса песка. Инденоалкильные смолы, синтезированные на базе жидких продуктов пиролиза нефтяного сырья, в частности из остаточных продуктов нефтепереработки, являются новым синтетическим материалом, обладающим высокой адгезией к различимым по природе минеПоказатели
Температура размягчения,
Цвет
Зольность
Кислотность
ральным веществам, и отличаются быстрым формированием структуры.
Инденоалкильные смолы, полимеризующиеся на базе продуктов переработки нефтяного сырья, в отличие от полимерных смол (фурфуроланилиновой, эпоксидной, мочевиноформальдегидной, фенолформальдегидной и других) дешевле и не обладают токсичностью. С помощью инденоалкильных смол получают прочные, водоустойчивые, теплоустойчивые, песчано-смоллные смеси из мелкого естественного перевеянного песка, который не поддается укреплению холодным способом без гранулометрических добавок.
Основные физико-химические константы инденоалкильных смол приведены ниже.
С .м о л ы Низкоплавкие
Жидкие
Тугоплавкие
55-80
Светло-желтый
Кремово-желтый 0,03-0,02 0,02 0,001 0,002
ли с жидким битумом Б-5 и даже с битумом БН-П.
Для установления эффективности примененных инденоалкильных смол были проведены эксперименты по укреплению мелких песков, взятых из Астраханской области и пустыни Кара-Кум.
Образцы песка, обработанного комплексным способом известью (3% от веса песка) н жидкой смолой (6% от веса песка), превышают предел прочности на сжатие в водонасыщенном состоянии почти в 3 раза (11,2 кг/см) по сравнепию с битумироваппым песком (4 кг/см-). Образцы из песка, обработанного тел1 же способом, но с большим содержанием жидкой смолы (10%), превышают предел прочпости па сжатие в водонасыш.енном состоянии в 9 раз (35 кг/см), а в сухом состоянии в 22 раза (90 кг/см-) по сравнепию с битумированным песком (4 кг/см).
Использование для обработки песка 8% пизкоплавкой смолы увеличивает сопротивленпе сжатию в водонасыщеппом состоянии в 4,5 раза. (17 кг/см). При обработке песка 8% тугоплавкой смолы прочность водонасышенных образцов увеличивается в 5 раз (20 кг/см). Предел прочности сухих образцов этих же смесей при температуре 20°С увеличивается еще больше по сравнению с битумированным песком. Теплоустойчивость всех смесей также достаточно велика. Введение извести даже в незначительном количестве играет положительпую роль в процессе укрепления песка смолами. Прочпость образцов всех смесей со временем значительно возрастает. Если прочность водопасыщенных образцов смеси через одни сутки равна 4,1 кг/см, то через семь суток она равпа 18 кг/см-, а через шесть месяцев 35 кг/см. Кроме того, дорожные покрытия на таких песках имеют высокую прочность и устойчивость против действия масел, жидкого топлива, воды и обладают упругими свойствами.
Технология укрепления барханных песков на дороге холодным способом следующая. Разравнивают необходимое количество песка по ширине проезжей части, рассыпают 3% дюлотой негашеной извести и все перемешивают.
Затем добавляют 4,5% (от веса песка в слое) веды и вновь все перемешивают. Далее разливают смолу при температуре, соответствующей температуре размягчепия каждого вида смолы и смесь перемешивают, планируют
слой и уплотняют.
Для сравнения нроверепо действие смолы при обработке щебеночного материала, при этом показатели прочности образцов, обработаппых смолами, в несколько раз превышают эти же показатели образцов, укреплеипых жидким битумом Б-5.
Применение инденоалкильной смолы в песчано-смоляных смесях позволит получать светлую окраску покрытия, что может быть ис пользовано при устройстве раздельпых полос, специальных площадок в городах, и очепь важно особепно в районах страны с жарким климатом.
Предмет изобретения
Способ укреплепия барханного песка при строительстве дорог в пустынях посредством обработки его связующим на месте, отличающийся тем, что, с целью увеличения связности частиц песка, в пего вводят молотую негашеную известь, а затем инденоалкильную смолу, взятые соответственно в количестве 3 и 6- 10% от веса песка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГРУНТОБЕТОН И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ | 2022 |
|
RU2793766C1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА КОНСТРУКТИВНОГО СЛОЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ ЗОЛЫ ОТ СЖИГАНИЯ ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД | 2011 |
|
RU2471913C2 |
Бетонная смесь | 1983 |
|
SU1129190A1 |
СПОСОБ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ОТХОДОВ | 1998 |
|
RU2174965C2 |
Композиционный строительный материал | 2019 |
|
RU2720523C1 |
СОСТАВ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГРУНТА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ | 2005 |
|
RU2281356C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СОСТАВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОСНОВАНИЙ | 2000 |
|
RU2239017C2 |
Дорожно-строительный материал - техногенный укреплённый грунт «БРИТ» и способы строительства конструктивных слоёв дорожной одеждыс его использованием | 2019 |
|
RU2716406C1 |
Способ закрепления пылящих объектов | 1982 |
|
SU1057698A1 |
СУХАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НЕАВТОКЛАВНОГО ГАЗОБЕТОНА (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2547532C1 |
Авторы
Даты
1966-01-01—Публикация