Изобретение касается приспособления для подачи матриц в матрице и строкоотливной машине, у которого набранная строка после отливки отводится вертикально движущейся кареткой к спускным проволочкам и сталкивается на них особым выталкивателем. В существующих машинах каретка приводится в движение механизмом, включающим в себя зубчатые штанги и получающим движение от главного вала, от которого отдельный привод приводит в то же время в движение и выталкиватель. Подобное устройство не гарантирует точной работы приводов, в особенности при износе частей машины, так как требуется, чтобы выталкиватель начинал движение только в тот момент, когда каретка находится в наивысшем положении, а последняя, в свою очередь, не должна опускаться, пока выталкиватель не возвратится в начальное положение. В предлагаемом приспособлении, по указанной причине, выталкиватель приводится в движение тем же механизмом с зубчатыми штангами, который приводит в движение каретку, для чего передаточный механизм с зубчатыми штангами делается из двух частей. Во время поднимания каретки обе части передаточного механизма сцеплены друг с другом и расцепляются лишь в тот момент, когда каретка достигнет наивысшего положения; далее одна из указанных частей продолжает работать и приводит в движение выталкиватель, после чего обе части механизма, включающего в себе зубчатые штанги, снова сцепляются друг с другом для опускания каретки совместным движением.
На чертеже фиг. 1 изображает вид машины сбоку (с той стороны, с которой производится отливка, при чем литейный котелок не показан); фиг. 2 - нижнюю часть привода для каретки; фиг. 3 - вид сбоку на фиг. 2; фиг. 4 - верхнюю часть привода для каретки; фиг. 5 - разрез по линии V-V на фиг. 4; фиг. 6 - разрез по линии VI-VI на фиг. 2; фиг. 7, 8 и 9 - часть устройства, показанного на фиг. 2, в трех различный положениях; фиг. 10 - деталь затвора, застопоривающего каретку; фиг. 11 - вид выталкивателя матриц; фиг. 12 - разрез по линии XII-XII на фиг. 2; и фиг. 13 - разрез по линии XIII-XIII на фиг. 1.
Набранные в строку висящие на проволоках 1 матрицы 42 (фиг. 1) надвигаются по направлению стрелки а на проволоки 2 каретки 3 и отливаются в этом положении; затем поднимаются кареткой 3 по направлению стрелки b и, когда каретка станет в наивысшее положение, матрицы сталкиваются выталкивателей 4 на спускальные проволоки 5, двигаясь по которым по направлению стрелки с, попадают обратно в магазин (не изображенный на чертеже). Вал 6, получающий движение от шкива 74, вращает диск 7 (фиг. 3), снабженный упором 8, задевающим за двуплечий рычаг 10, поворачивающийся в точке 9. Второе плечо рычага расположено под ползунком 12 (фиг. 2), который может скользить относительно станины 11 при помощи направляющих прорезей и винтов и расположен под упором 13. Последний неподвижно прикреплен к зубчатой штанге 16, которая может передвигаться относительно станины 11, направляемая кронштейном 14 и роликом 15. С верхним концом штанги 16 нормально соединена зубчатая штанга 17, в которой вделан подпружиненный штифт 18, входящий своим концом в стержень 19, передвигающийся в станине 11. Нижний конец стержня 19 прилегает своей боковой стороной к рычагу 21 (фиг. 12), поворачивающемуся на цапфе 20 и нажимаемому пружиной 22. Рычаг 21 несет на себе одну половину сцепной муфты 23. Когда диск 7 повернет рычаг 10, то при помощи частей 12, 13 несколько приподнимаются зубчатые штанги 16, 17, а вместе с ними и стержень 19, который освобождает рычаг 21, вследствие чего происходит включение муфты 23. На стержне 19 имеются два штифта 77, 78 (фиг. 2), при чем, когда стержень 19 находится в положении, держащем муфту 23 разомкнутою, нижний штифт 78 опирается на станину 11 машины, верхний же штифт 77 при поднимании стержня 19 упирается в часть станины 11, вследствие чего стержень перестает подниматься выше, нажимает на подпружиненный штифт 18, отделяется от зубчатой штанги 17 и опускается, садясь своим нижним концом на рычаг 21, продолжающий сцеплять муфту 23. Благодаря сцеплению муфты 23, начинает вращаться зубчатое колесо 24 (фиг. 3), которое при помощи промежуточных колес 25, 26 приводит во вращение зубчатое колесо 27, сцепленное с зубчатой штангой 16, так что последняя продолжает подниматься; одновременно поднимается и соединенная со штангой 16 зубчатая штанга 17, приводящая во вращение сцепленное с нею зубчатое колесо 28 (фиг. 2), на оси которого насажено второе более крупное зубчатое колесо 29. Последнее приводит в движение зубчатую штангу 30, играющую роль противовеса, соединенного тягою 31 с кареткой 3 (фиг. 1 и 4). Таким образом, при поднимании зубчатой штанги 17 штанга 30 опускается, а следовательно, каретка 3 поднимается, пока не достигнет своего наивысшего положения (пунктир на фиг. 4)
Каретка 3 состоит из рамки, составленной из четырех разделенных друг от друга некоторым промежутком балочек 32, 33 (фиг. 13), между которыми укреплены в два ряда направляющие проволоки 2. С боковых сторон рамки прикреплены ролики 35, катящиеся по балкам 36, 37, образующим направляющую раму для каретки. В верхней поперечине каретки 3 имеется штифт 38, а на верхней поперечине рамы 36, 37 прикреплена поворачивающаяся на цапфе 39, нажимаемая пружиной и снабженная упором 41 собачка 40. Когда каретка 3 займет наивысшее положение, собачка 40 захватывает штифт 38, вследствие чего каретка застопоривается в названном положении. При нахождении каретки в ее наивысшем положении необходимо предотвратить возможность дальнейшего движения передаточного механизма 17, 28, 29, 30 и в то же время заставить матрицы 42 сталкиваться посредством выталкивателя 4 с проволок 2 на проволоки 5, для чего предусмотрено нижеследующее устройство: штанга 17 оканчивается внизу круглым стержнем 43 (фиг. 6), по которому скользит штанга 16, имеющая соответствующий канал. На соединенной с зубчатой штангой 16 рейке 79 помещается поворачивающаяся на цапфе 44 защелка 45 (фиг. 2, 3 и 7-9), прилегающая своим выступом 46 к укрепленному в зубчатой штанге 17 штифту 47 и оканчивающаяся загнутым хвостом 48. Когда зубчатая штанга 16 поднимается, то одновременно с нею под действием защелки 45 поднимается и штанга 17 до тех пор, пока хвост 48 защелки не придет в соприкосновение с наклонной поверхностью 49. В этот момент защелка откидывается и принимает положение, показанное на фиг. 9, вследствие чего штанга 17 перестает подниматься, а следовательно, останавливается и каретка 3, которая, однако, не может упасть, так как затвор 38-40 препятствует двигаться и каретке, и тем частям механизма, движение которых принудительно связано с перемещением каретки. Что касается зубчатой штанги 16, то последняя продолжает двигаться дальше, чтобы заставить выталкиватель 4 вытолкнуть матрицы 42 из каретки 3. С указанной целью на штанге 16 имеется упор 50, который при движении штанги вверх толкает стержень 51, заставляющий рычаг 54 с помощью рычагов 52, 53 поворачиваться на цапфе 75. Рычаг 54 соединен шарнирной штангой 55 с осью 56 (фиг. 4 и 5), на которой насажена штанга 57, несущая на себе выталкиватель 4 матриц. Выталкиватель состоит из вертикального стержня (фиг. 11) с боковыми лапками 58, которые двигаются между проволоками 2 каретки 3 и толкают перед собой висящие на этих проволоках матрицы. На оси 56 насажен ролик 59, катящийся по горизонтальной шине 60. Таким образом, когда стержень 51 поднимается и, благодаря этому, части 52-59 передвигаются в промежуточное положение, обозначенное на фиг. 4 пунктирно-прерывающимися линиями, то выталкиватель 4 движется вперед в горизонтальном направлении. В положении покоя выталкиватель 4 находится между балками 36, 37 рамы, по которой движется каретка 3 (фиг. 5). На верхнем конце рамы 36 прикреплен брусок 61, в котором может передвигаться нажимаемый пружиной штифт 62 (фиг. 10), снабженный фланцем 63, в который упирается выталкиватель 4. При нерабочем положении последнего штифт 62 находится в нажатом состоянии (пунктир на фиг. 10), но когда каретка 3 придет в верхнее положение и выталкиватель 4 выдвинется вперед, штифт 62 освобождается и может войти в отверстие 64 каретки 3, задерживая, таким образом, каретку до тех пор, пока выталкиватель 4 не возвратится в нерабочее положение и не нажмет на штифт 62.
При движении вперед выталкиватель 4 расцепляет затвор 38-40. С этой целью к штанге 55 прикреплен стержень 65, нажимающий на упор 41 собачки 40 и заставляющий последнюю освободить штифт 38.
Когда зубчатая штанга 16 достигает своего наивысшего положения, то находящийся на ее нижнем конце выступ 66 (фиг. 2 и 3) упирается в штифт 67, проходящий внутри кронштейна 48 и нажимающий на коленчатый рычаг 68, который вследствие этого поворачивается. Плечо указанного рычага нажимает на свободный конец рычага 21, который при этом поворачивается и расцепляет муфту 23. Таким образом, привод выключается.
Приспособление действует следующим образом: как только строка отлита, вал 6 при помощи передаточных органов 7-13 поднимает зубчатую штангу 16, соединенную с нею зубчатую штангу 17, а следовательно, и стержень 19, вследствие чего включается сцепная муфта 23. В результате сцепления муфты передаточный механизм 23-27 продолжает поднимать зубчатые штанги 16, 17, пока каретка 3 не достигнет наивысшего положения и не застопорится затвором 38-40. В этот момент неподвижный упор 49 освобождает защелку 45, при чем штанга 17 останавливается, а штанга 16 продолжает подниматься дальше, направляемая круглым стержнем 43, и захватывает с собой при помощи упора 50 стержень 51, вследствие чего система рычагов 52-57 подвигает вперед выталкиватель 4. При этом сначала освобождается пружинный штифт 62, затормаживающий каретку 3, а затем расцепляется затвор 38-40. Нажимаемый пружиной штифт 84, находящийся на каретке 3 (фиг. 4), входит в соответствующее отверстие защелки 40 и придерживает ее, не позволяя ей снова сцепиться со штифтом 38.
Когда зубчатая штанга 16 достигнет наивысшего положения и выталкиватель 4 займет крайнее рабочее положение, выступ 66, нажимая на стержень 67, поворачивает коленчатый рычаг 68 и расцепляет муфту 23, при чем стержень 19 падает, становится перед рычагом 21 и запирает его (фиг. 12). Пружина 76, сжавшаяся во время поднимания стержня 51, толкает его снова вниз, при чем выталкиватель 4 двигается вправо в свое конечное положение, расцепляя затвор 62-64, застопоривавший карему 3. Одновременно с этим опускающийся стержень 51, нажимающий на выступ 50, двигает зубчатую штангу 16 вниз до тех пор, пока она не сцепится с зубчатой штангой 17, благодаря повороту защелки 45. Лишь после того, как выключится застопоривающий каретку 3 затвор 62-64, т.-е. после того, как выталкиватель 4 займет нерабочее положение; каретка 3, вес которой больше веса штанги 30, получает возможность опуститься. При этом штифт 84 каретки выходит из защелки 40, и последняя поворачивается снова в вертикальное положение, в котором она находится в готовности к дальнейшему действию; в то же время зубчатые штанги 16 и 17 опускаются под действием зубчатой передачи 30, 29, 28. Когда штанга 17 опустится, ее подпружиненный штифт 18 снова войдет в углубление, стержня 19 (фиг. 9).
Если одна и та же строка должна быть отлита несколько раз, то каретка 3 удерживается неподвижно в своем нижнем положении задвижкой 69, вдвигаемой от руки в отверстие 70 каретки (фиг. 13). Вместе с кареткой удерживается в неподвижном положении и зубчатая штанга 17, а следовательно, и стержень 19, так что сцепная муфта 23 не может; включиться. Зубчатая же штанга 16 движется кверху и должна, следовательно, иметь возможность разъединить защелку 45. С этой целью на штанге 16 помещена линейка 79, укрепленная винтами, проходящими через продольные прорезы 80. Через кронштейн 81 линейки проходит находящийся под действием пружины 82 штифт 83, конец которого лежит в выступе 13. При нормальной работе машины части 16, 79 движутся, как одно целое. Если же штанга 17 останавливается, то при поднимании штанги 16 пружина 82 сжимается, потому что на нее действует давление, передающееся через части 47, 46, 45, 79, 81, а так как штанга 16 поднимается одна, то прикрепленный к ней упор 71 (фиг. 8) нажимает на выступ 72 защелки 45 и заставляет последнюю освободить штангу 17. Таким образом, штанги 16 и 17 получают возможность вдвигаться одна в другую при разомкнутой муфте 23. Точно такое же действие происходит и в том случае, если каретка по каким-либо другим причинам задержится в нижнем положении.
Если в тот момент, когда каретка находится в верхнем положении, матрицы придут в беспорядок, или случится какое-нибудь повреждение, препятствующее движению выталкивателя 4, необходимо, чтобы система рычагов 52, 53 все-таки могла двигаться. С этой целью рычаг 53 сделан двуплечим, и его свободный конец соединен пружиной 73 (фиг. 4) с рычагом 54. Благодаря такому устройству, рычаг 53 может поворачиваться относительно рычага 54, не захватывая последнего с собой. Одновременно с этим такое устройство предохраняет от повреждений, которые могли бы произойти в случае преждевременного движения каретки 3 вниз.
1. Приспособление для подачи матриц в матрице и строкоотливной наборной машине, у которой набранная строка после отливки поднимается вертикально движущейся кареткой, приводимой в движение зубчатыми штангами, к спускальным проволочкам и сталкивается на них особым выталкивателем, характеризующееся тем, что штанги 16 и 17 сочленены между собою при посредстве круглого стержня 43 штанги 17, входящего в трубку штанги 16, с целью сообщения обеим штангам общего движения для передвижения каретки в верхнее положение, а после передвижения выталкивателя, производимого работой только одной штанги 16, опускание каретки в начальное положение производится совместным движением вновь сцепленных между собою штанг 16 и 17 (фиг. 1, 2 и 3).
2. При приспособлении, указанном в п. 1, применение защелки 45, укрепленной на штанге 16 и упирающейся в выступ 47 штанги 17, когда штанги сцеплены между собою, для размыкания каковых штанг, когда каретка 3 занимает высшее положение, служит неподвижный упор 49 (фиг. 2, 3, 7, 8 и 9).
3. При приспособлении, указанном в п. 1, применение рычага 10, приводимого во вращение непрерывно вращающимся валом 6 и служащего для приподнимания сцепленных между собою штанг 16 и 17 и для включения сцепной муфты 23, с целью сообщения дальнейшего поднимания штанг 16 и 17, при чем для удержания муфты 23 в выключенном состоянии служит стержень 19, соединенный со штангою 17 при посредстве подпружиненного, штифта 18 (фиг. 2, 3, 9 и 12).
4. При приспособлении, указанном в п. 1, применение передаточных механизмов 23-27, 28 и 29, из коих первый связан с валом 6 и штангой 16, а второй - со штангой 17 и штангой 30, играющей роль противовеса и соединенной тягой 31 с кареткой 3 (фиг. 1, 2 и 4).
5. При приспособлении, указанном в п. 1, применение механизма для сообщения передвижений, выталкивателю 4, состоящего из упора 50 на штанге 16, стержня 51 и системы рычагов 52-55, при чем пружина 76 на стержне 51 служит для опускания штанги 16 вниз и возвращения выталкивателя в начальное положение (фиг. 1, 4 и 5).
6. При приспособлении, указанном в п. 1, применение затворов 38--40 и 62-64, служащих для закрепления каретки 3 в наивысшем положении и приводимых в попеременное действие выталкивателем 4 (фиг. 1, 4 и 10).
7. При приспособлении, указанном в п. 1, применение на защелке 45 выступа 72, действующего на упор 71, прикрепленный к штанге 16, с целью освобождения штанги 17 для того, чтобы обе штанги 16 и 17 могли вдвинуться одна в другую при разомкнутой муфте 23 (фиг. 6, 7, 8 и 9).
8. При приспособлении, указанном в п. 1, применение задвижки 69, вдвигаемой от руки в отверстие 70 каретки, с целью повторного отлива одной из строчек (фиг. 13).
Авторы
Даты
1931-02-28—Публикация
1929-11-01—Подача