Для удобства эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог она разделена на секции, которые могут быть продольными, когда, например, разделены контактная сеть перегона и станции, и поперечными с разделением контактной сети нескольких параллельных путей. В первом случае изоляцией между секциями служит воздушный промежуток, обеспечивающий плавный проход пантографа без каких-либо ограничений по скорости.
При эксплуатации по тем или иным причинам напряжение с одной секции может быть снято или она оказывается заземленной. Тогда пантограф, проходя такой воздушный промежуток и, естественно, замыкая его секции (ветви), в месте схода с любой из них неизбежно вызывает появление электрической дуги, интенсивность которой при въезде на секцию без напряжения зависит от потребляемого электровозом тока, а при въезде на заземленную секцию - от величины тока короткого замыкания. И в том и в другом с.лучаях электрическая дуга может весьма долго оставаться на воздушном промежутке. Если она горит между контактным проводом к пантографом, под угрозой пережога находятся провода отходящей на анкеровку ветви воздушного промежутка, если же появление электрической дуги приводит к электрическому перекрытию воздушного промежутка, дуга начинает гореть между проводами обеих ветвей, возлюжен пережог любого из них.
Для предупреждения таких повреждений контактной сети либо экранируют провода, либо устанавливают дугогасящий рог вблизи отрыва пантографа с изоляцией контактного провода за местом установки рога. Эксплуатационный опыт показал недостаточную надежность в работе этих мер: в первом случае потому, что дугу нельзя принудительно удлинить до длины, гарантирующей гашение, и она может перемещаться за пределы экранов и там пережечь провода, во втором - из-за того, что не всегда представляется возможность вывода дуги на рог и удерл ания ее вне воздушного промежутка. при скорости 15- 20 км/час дуга не успевает перемещаться за пантографом на рог, горение ее задерживается там, где на проводах еще нет изоляции, а это, как правило, ведет к электрическому перекрытию воздушного промежутка и пережогам незащищенных проводов. Отличительная особенность предлагаемого
устройства состоит в том, что дугогасящий рог размещают в зоне нормального нажатия пантографа на оба провода, что позволяет искусственно создать постоянную точку отрыва пантографа в месте его схода с рога на точной износоустойчивостью. Конфигурация рога обусловливает расположение этой точки вне воздушного промежутка. Для полного использования электромагнитных сил разрываемого тока в удержании дуги вне воздушного промежутка рог установлен на контактный провод изолированно от него. Электрическая связь рога с отходяш,ей ветвью осуществляется через специальный шунт, также расположенный изолированно от контактного провода. В зоне разрыва дуги, но только на длине 4,5-5 м, шунт покрыт изоляцией. Таким образом обеспечивается противоположность направлений токов в шунте и дуге, а это вызывает их взаимное отталкивание, сила которого зависит от величины разрываемого тока. На фиг. 1 и 2, изображающих воздушный промежуток (вид сбоку и сверху), приняты следующие обозначения: / - контактный провод одной секции, 2 - контактный провод другой секции, 3 - несущий трос первой секции, 4 - лыжа пантографа, 5 - изоляция на контактном проводе и шунте первой секции, 6 - дугогасительный рог, 7 - шунт, 8 - компенсирующие грузы. Таким образом, предлагаемая конструкция основана на строго фиксированном на роге не только продольном (за отходящим пантографом), но и поперечном (собственными силами электромагнитного вытеснения) удлинении электрической дуги с одновременным удержанием ее только с внешней стороны воздушного промежутка. Предмет изобретения 1.Устройство для защиты контактных проводов электрифицированных железных дорог постоянного тока от пережогов на воздушном промежутке при проходе по нему пантографа, содержащее установленный на контактном проводе дугогасящий рог и изолированный за местом установки рога отрезок контактного провода, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности устройства, указанный рог установлен изолированно от контактного провода в зоне нажатия пантографа на оба контактных провода воздушного промежутка. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что рог электрически связан с несущим тросом контактной сети.
Даты
1968-01-01—Публикация