Изобретение относится к области геофизического приборостроения, занимающейся создаяием устройств для автоматнческого ностроения карт, графиков геофизических на-раметроз.
Пзвестны устройства для построения графиков геофизических параметров, включающие носитель информации, данример магнитную ленту, блоки для воснроизведения данных, блок для введения поправок и следящую систему перемещения пишущих устройств в-доль маршрута, состоящую из датчика управляющего напряжения, линейнОГО реохорда со скользящим контактом, связанным с пишущим устройством и исполнительным двигателем.
Недостатком устройств этого типа является большая трудность привязки получаемых графиков к топографической основе по заданным ориентирам из-за необходимости специального подбора горизонтальных масштабов (вдоль маршрута) на каждом межориентирном участке.
Для устранения этого недостатка в предлагаемом устройстве следящая система перемещения пишущего устройства -но маршруту содержит .в качестве датчика управляющего напряжения счетч.ик нанесенных на носитель импульсов пути, связанный с преобразователем код - напряжение, а линейный реохорд снабл ен дополнительными подвижными контактами, соответствующи1мн опорными ориентирам
и соединенными через переключатели направления с делителями напряжений, пропорциональных числу импульсов, зарегистрированных на носителе от начала маршрута до соответствующего ориентира.
На чертеже изображена схема предложенного устройства.
Планшет / устройства состоит из полей 2 записи, разделенных щелями 3 для пропуска
бумаги. Над полями 2 записи расположена траверса 4, которая может перемещаться по направляющей 5 вдоль оси ОХ, параллельной маршруту, при помощи стальной ленты 6, связанной с исполнительным двигателем и редуктором 7 следящей системы. На траверсе 4 расположен исполнительный двигатель и редуктср 8 следящей системы перемещения линейки 9 вдоль оси 0-Y, перпендикулярной маршруту. На линейке 9 располол ено несколько
пишущих устройств W, а также их следящие системы (на чертеже не показаны), включающие в себя сервоусилители, исполнительные двигатели с редукторами и реохорды, причем сервоусилители имеют входы для подключения сигналов геофизических параметров.
реключатели /-# направления подключены к делителям 15-17 опорного напряжения ,,„ Скользящий контакт /5, связанный с линейкой 9, подключен на вход ссрвоусил.ителя 11, ко второму входу еервоуснлителя 11 подключен выход делителя 19 опорного напряжения, соединенного со счетчиком 20 импульсов. Делитель 19 и счетчик 20 образуют блок преобразователя код - напряжение. Между входом счетчика 20 и датчиком импульсов (на чертеже не по казаи) включено ключевое устройство (ключ) 21, ко входу управления которого подключен датчик команд (на чертеже не показан).
Устройство работает следующим образом.
На поля 2 планшета 1 помещаются нланы (основы) пройденных маршрутов, нанесенные ,в заданном масштабе. Основы раснолагаются так, чтобы направление маршрутов совпадало с осью 0-Х планшета. На основах должны быть нанесены пункты привязки (начала и кон.цы маршрутов, промежуточные ориентиры).
Неред построением графиков по очередному маршруту подвижные контакты 13 реохорда 12 устанавливаются против соответствующих пунктов Привязки данного маршрута. С помощью делителей 15-17 на контакты 13 подаются напряжения, пропорциональные числу импульсов пути, зарегистрированных за .время движения от начала маршрута до соответствующего ориентира. В счетчике 20 устанавливается нуль. Нри этом под действием следящей системы линейка 9 авто матичееки устанавливается против контакта «начало марщрута, соединенного с корпусом. Для точной установки линейки необходимо, чтобы на конце реохорда, лежащем за пределами контакта, был создан градиент напряжения, нутем подачи на него напряжения противоположной фазы.
На следящую систему перемещения линейки по ООН О-У подается напряжение, соответствующее .ординате -маршрута.
Операции по управлению делителями 15-17 и смещению линейки 9 по оси 0-Х могут вы1полняться вручную перед каждым маршрутом или автоматически при в.воде данных с перфока.рты. Применив специальные следящие системы для перемещения пролраММных контактов, управляемые с той же перфокарты, можно полностью автоматизировать операции по привязке.
Затем производится включение лентопротяжного механизма.
При поетуплении кода «маршрут, соответствующего началу записи очередного маршрута на магнитной ленте, открывается ключ 21 и импульсы пути начинают поступать на счетчик 20. Под действием следящей системы линейка начинает перемещаться вдоль оси О-X.
напрИМер, первых импульсов пути перья пишущих устройств 10 будут находиться против соответствующего программного контакта 13, а следовательно, против соответствующего ориентира на основе, при этом предусмотрена возможность точного сопряжения масштабов выходных напряжений делителей 15-17, соединенных с контактами 13, ,и делителя 19, управляемого счетчкком импульсов.
Носле окончания построения очередного маршрута с магнитной ленты через датчик «К0|манд на ключ 21 поступает команда «разворот, ключ 21 закрывается, и импульсы пути перестают поступать на счетчик 20. Одновременно происходит подъем перьев пишущих устройств 10 и остановка магнитной ленты.
Так как соседние маршруты проходятся самолетом во встречных направлениях, то перед построением следующего маршрута необходиМО переключателем 14 (лево - право) произвести переключение подвижных контактов 13, изменив порядок их подключения к делителям (Напряжений 15-17 на обратный.
Для получения корреляционных зависимоетей, а также построения карт графиков, сглаженных :по направлению, перпендикулярному направлению маршрутов, необходимо одновременно с сигналами геофизических параметров, соответствующих текущему маршруту, иметь
сигналы, соответствующие соседним маршрутам.
В предлагаемом устройстве такие сигналы можно получать, применяя вместо одного или несколько пишущих устройств, устройство для
считывания графиков, например, фотоследящего тргаа.
При этом на соответствующие поля записи помещаются предварительно построенные графики соответствующих параметров. При вос произведении с магаитного носителя данных некоторого марщрута М фотоследящее устройство производит считывание данных других маршрутов, например М-1, , и т. д. Выходные сигналы с декодирующего устройств а .(марщрут М) и фотосл едящего устройства (маршрут М-1, подаются на ечетнорешающее устройство, выход которого подключен к одному из пишущих устройств. Для получения сигнала, сдвинутого относительно
другого вдоль длины марщрута, читающая головка фотоследящего устройства сдвигается относительно перьев записывающих устройств на соответствующую величину вдоль оси О-X.
Предмет изобретения
Устройство для построения графиков геофизических параметров, содержащее носитель и-нфармации, .например магнитную ленту, блоки для воспроизведения данных, блок для введения поправок и Следящую систе.му перемещения пишущих устройств вдоль .маршрута, состоящую из датчика управляющего напряжения, линейного реохорда со скользящим
BOM и исполнительным двигателел, отличающееся xetM, что, с целью упрощения привязки графиков к топографической основе по заданным ориентирам, следящая система пере мещения пишущего устройства по маршруту содержит в качестве датчика управляющего напряжения счетч.ик нанесенных на носи гель импульсов пути, связанный с преооразователем код - напряжение, а линейный реохорд снабжен дополнительными подвижны.ми контактами, соответствующим ; опорным ориентирам и соединенными через переключатели наирувленпя с делителями напряжений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ | 1973 |
|
SU392524A1 |
Устройство для контроля и регистрации нагрузочных характеристик транспортных средств | 1976 |
|
SU746642A1 |
Устройство для измерения геотемпературных параметров через дно водоемов | 1981 |
|
SU1024858A1 |
Устройство отображения геофизической информации | 1983 |
|
SU1163293A1 |
Способ автоматического вождения колесных машин и устройство для его осуществления | 1987 |
|
SU1523069A1 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ И СПЛАВОВ | 1964 |
|
SU165507A1 |
Устройство для регистрации и регулирования параметров | 1981 |
|
SU976386A1 |
ВСЕСОЮЗНАЯ IПАТЕйТНО-Т?}(НИ«ЕС^{Д,я1toilbJlHC.)^ f-KA | 1972 |
|
SU359564A1 |
Устройство для программного управления | 1982 |
|
SU1095137A1 |
Устройство для погрузки сыпучих материалов в железнодорожные транспортные средства | 1978 |
|
SU768735A1 |
WvWMVvV A vM /WAV VvWvVAV.VM-V
2 6 //Д-.-.
Авторы
Даты
1969-01-01—Публикация