Известен способ получения полимерной многофункциональной присадки к смазочным маслам, обладающей детергентнодиспергирующими и антиокислительными свойствами, заключающийся в том, что гидролизованный продукт реакции нолибутена с пятисернистым фосфором последовательно обрабатывают алкиленполиамином (или алканоламином) и борной кислотой.
Согласно предлагаемому способу синтезируют полимерную многофункциональную присадку, обладающую моющи.ми, диспергирующими, антикоррозионными и антиокислительными свойствами, на основе сополимера а-олефина с винилароматическим соединением.
В качестве а-олефинов, используемы.к для синтеза исходного сополимера, применяют абутилен, изобутилен и другие, а в качестве винилароматических соединений-стирол, а-метилстирол и их алкильные производные.
Сополимеризацию можно осуществлять в присутствии различных катализаторов - хлористого алюминия, металлоорганических катализаторов и др.
Синтез новой многофункциональной полимерной присадки осуществляют обработкой ал.килеяполиа.мином и борной кислотой продукта реакции пятисернистого фосфора с сополимером.
Пример. Сополимер изобутилена со стиролом мол. в. 500-1500, полученный сополимсризацией 90 вес. ч. изобутилена и 10 вес. ч. стирола в присутствии металлоорганического катализатора Циглера-Натта, смеси триэтилалюминия и четыреххлористого титана, обрабатывают 15,5% пятисернистого фосфора при темнературе 235°С в течение 3 час в атмосфере азота. Затем продукт реакции гидролизуют перегретым водяным паром при температуре 140-170°С до постоянного кислотного числа. Продукт гидролиза разбавляют бензолом и трижды промывают смесью воды и изопропилового спирта для удаления низкомолекулярных фосфорных кислот, после чего отгоняют растворитель.
К 100 вес. ч. гидролизованного продукта реакции пятисернистого фосфора с сополимером добавляют 10 вес. ч. этилендиамина при температуре 70-80°С, после чего температуру реакционной смеси поднимают до 180°С и при этой температуре смесь перемещивают 2 час в атмосфере азота. Затем смесь охлаждают и при температуре 120°С подают 7% борной кислоты. После проведения реакции при этой температуре в течение 1 час температуру снова поднимают до и смесь перемешивают еще 2 час.
ритель отгоняют в токе азота и затем под вакуумом.
Готовая присадка представляет собой вязкий малоподвижный прозрачный продукт красновато-коричневого цвета.
Полученная присадка имеет следующий состав, %:
Сера0,6
Фосфор2,4
Азот2,7
Молекулярный вес 2000-2500 Зольность7,5%.
Полученную присадку исследуют в лабораторных условиях. Результаты исследования приведены в табл. 1.
Таблица 1
полноразмерном высокофорсированном дидельном двигателе ЯАЗ-204 (результаты испытаний приведены в табл. 2).
Таблица 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ получения многофункциональной полимерной присадки к моторным маслам | 1983 |
|
SU1121268A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРИСАДКИ | 1970 |
|
SU259308A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕЗЗОЛЬНОЙ ДЕТЕРГЕНТНО- ДИСПЕРГИРУЮЩЕЙ ПРИСАДКИ К НЕФТЕПРОДУКТАМ | 1967 |
|
SU201574A1 |
Г. Г. Виннер, И. Е. Добкин,И. Д. Афанасьев, Т. А. Рогачевская, Н. Д. Волкова, Т. Г. Малышева,В. А. Сомов, О. А. Никифоров, А. М. Кулиев, Ф. Г. Сулейманова,Э. Ф. Мальчевская и Г. А. Зейналова | 1969 |
|
SU243762A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1991 |
|
RU2016052C1 |
Смазочное масло для форсированных двигателей | 1971 |
|
SU440398A1 |
Смазочное масло для двигателей внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1819287A3 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К СМАЗОЧНЫММАСЛАМ | 1971 |
|
SU303345A1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1997 |
|
RU2127751C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К МОТОРНЫМ МАСЛАМ, СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И КОМПОЗИЦИЯ ПРИСАДОК | 2003 |
|
RU2237705C1 |
Как видно из приведенных данных, новая полимерная присадка значительно улучшает моющие и диспергирующие свойства, термоокислительную стабильность и почти устраняет коррозионную агрессивность масла.
На основании положительных результагов лабораторных исследований проводят испытания новой полимерной присадки на одноцилиндрово.й установке Fitter W-1, а также на
Как видно из табл. 2, масло с новой полимерной присадкой, испытанное на установке
в условиях высоких температур, обеспечивает
чистоту порщня на уровне эталонного масла
ДС-11 с присадками фирмы «Монсанто, а по
потере веса Бкладь1шей превосходит последнее.
Результаты 140-часового испытания масла ДС-16 с новой полимерной присадкой па двигателе ЯАЗ-204 (температура масла в картере 130-135°С) приведены в табл. 3. Здесь же даны результаты испытаний, проведенных в тех же условиях, эталонного масла МТ-16 с 4,5% присадки ИП-22К, 0,002% присадки ПМС-200А и масла ДС-14 с композицией импортных присадок фирмы «Монсанто.
Таблица .5
Масло
Анализ результатов сравнительных испытаний показывает, что если все испытанные образцы масел с различными ирисадками по износу поршневых колец мало различаются между собой и практически находятся на одном уровне, то по износу вкладышей подшипников за счет коррозии, а также по состоянию норшневой группы масло с новой полимерной присадкой превосходит оба эталона. Так, например, если количество отложений на юбке поршня для масла ДС-14 с композицией присадок фирмы «Монсанто соответствует 3,5 балла, а для масла МТ-16 с соответствующей композицией присадок 1,7 балла, то для масла МТ-16 с новой полимерной присадкой этот показатель соответствует минимальной величине 0,5 балла.
Таким образом, проведенные лабораторные
исследования и моторные испытания масел С новой полимерной присадкой показали ее высокие эксплуатационные качества.
Предмет изобретения
Способ получения полимерной многофункциональной нрисадки к маслам реакцией поЛ1 мерного соединения с пятисернистым фосфором, гидрол 3ом полученного при этом продукта и последующей последовательной обработкой его алкиленполиамином и борной кислотой, отличающийся тем, что, с целью улучшения эффективности присадки, в качестве
иолимерного соединения применяют сополимер а-олефина с винилароматичеоким соединением, например сополимер изобутилепа со стиролом.
Авторы
Даты
1969-01-01—Публикация