Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в электроприводах запорной арматуры с планетарными передачами на предприятиях химической, газовой, нефтяной и других отраслей промышлеииости с целью повышения надежности и долговечности запорной арматуры и облегчения перехода на автоматическое дистанционное управление ею.
Известна по основному авт. св. № 236920 реверсивная фрикционная предохранительная муфта для планетарных редукторов одностороннего действия, которая обеспечивает передачу различных крутящих моментов при посадке запорного органа и его срыве, а также независимую регулировку этих моментов.
Однако практикой арматуростроения наряду с защитой арматуры от перегрузок по крутящему моменту как при посадке запорного органа на седло в момент полного закрытия, так и при посадке его на верхнее уплотнение при полном открытии ставится требование обеспечить передачу повышенного крутящего момента в обоих направлениях в начальный момент движения (для срыва запорного органа.
выполненных в виде двух кулачков, жестко закрепленных на валике.
При посадке запорного органа как в нижнем, так и в верхнем положениях муфта упирается в корпус электропривода своими рабочими плунжерами (открытия или закрытия), т. е. работает как плунжерная муфта и обеспечивает высокую точность посадки. При срыве запорного органа (с верхнего и нижнего
положений) муфта упирается в перемещающиеся упоры, жестко связанные с валиком путевых выключателей привода, корпусом (а не рабочими плунжерами), т. е. работает как обычная фрикционная предохранительная
муфта и обеспечивает передачу необходимого для срыва повышенного крутящего момента.
На фиг. 1 представлена предлагаемая муфта; па фиг. 2 - ее кинематическая схема.
Муфта состоит из диска трения /, закрепленного на валу, и корпуса 2 муфты, на котором размещены нажимная и отжимная системы. Корпус 2 свободно посажен на вал на шарикоподшипниках 3. В нажимную систему
входят нажимной диск 4, болты 5 с гайками 6 и пружины 7. Отжимная система представляет собой выполненную в корпусе муфты гидравлическую полость М, которая замыкается с двух сторон рабочими S и 5 и отжимными
полости осуществляется резиновыми диафрагмами П.
Муфта консольно устанавливается на валу червяка 12, входящего в зацепление с упорной шестерне 13 планетарной передачи 14. Муфта удерживает червяк 12 и упорную шестерню 13 от проворачивания при нормальной работе привода на открытие и закрытие. Движение от электродвигателя 15 передается запорному органу через планетарную передачу и снимается с водила 16. При посадке запорного органа или аварийных помехах в пути водило останавливается, в результате чего происходит проворачивание упорной шестерни 13, червяка 12 и диска трения 1 муфты, т. е. ее срыв и буксование. Корпус 2 муфты при этом тоже стремится провернуться, но этому препятствуют упоры Л и 5 (корпус электропривода) или подвижные упоры 17 и 18. В зависимости от того, в какой из упоров упирается муфта, она передает тот или иной но величине крутящий момент, т. е. способна посадить и сорвать запорный орган с различными усилиями.
При открывании арматуры запорный орган перемещается из своего крайнего нижнего в крайнее верхнее положение. При этом осуществляются три процесса: срыв запорного органа с седла, перемещение его из нижнего положения в верхнее и, наконец, посадка его на верхнее уплотнение. Все эти процессы протекают при одном и том же направлении вращения электродвигателя. Корпус 2 муфты стремится повернуться против часовой стрелки и может прижиматься либо к подвижному упору 17, либо через рабочий плунжер 8 - к неподвижному упору А. В момент срыва запорного органа упор 17 находится против корпуса 2 муфты, и последний упирается в него; между плунжером 8 и упором А имеется небольшой зазор (порядка I-2 мм). Так как рабочий плунжер, а следовательно, и отжимная система, не участвуют в работе, то муфта работает как обычная фрикционная предохранительная, передавая повышенный крутящий момент, пропорциональный начальной затяжке пружин 7 нажимной системы и необходимый для осуществления срыва запорного органа. Затем, по мере перемещения запорного органа вверх, подвижной упор 17, который жестко связан с валиком 19 путевых выключателей и приводится во вращение от водила через систему зубчатых колес, поворачивается
и выходпт из зацепления с корпусом 2 муфты. Последняя, выбирая зазор между рабочим плунжером 8 и упором А, упирается в него и начинает работать как плунжерная муфта. При этом рабочий плунжер 8 передает реактивное усилие на жидкость в гидравлической плоскости Г, в которой развивается давление, пропорциональное действующему крутящему моменту; оно передается на отжимные нлунжеры 10 и вызывает отжимной эффект, благодаря которому приблил ается момент срабатывания муфты и повышается точность ее работы. Срабатывание муфты наступает при аварийных помехах в пути или при посадке на
верхнее уплотнение.
За период полного хода запорного органа подвижной упор 18 поворачивается на определенный угол и устанавливается против корпуса 2 муфты. Таким образом, к концу открытия арматуры муфта подготавливается к осуществлению срыва запорного органа с верхнего уплотнения при второй фазе движения запорного органа на закрытие, которая осуществляется за счет реверсирования электродвигателя. В этой фазе корпус 2 муфты в первый момент упирается в упор 18, обеспечивая работу муфты в режиме обычной фрикционной предохранительной муфты, а через небольшой отрезок времени, носле выхода подвижного
упора 18 из зацепления с корпусом 2 муфты, последняя упирается в упор Б вторым рабочим плунжером 9 и переходит на режим плунжерной муфты, на котором работает до момента посадки запорного органа.
Различные посадочные усилия в верхнем и нижнем положениях обеспечиваются различными диаметрами рабочих плунжеров S и 5. Независимая регулировка осуществляется за счет сжатия пружин 7 нажимной системы и
сменных рабочих плунжеров 5 и Р.
Предмет изобретения
Реверсивная фрикционная предохранительная муфта по авт. св. № 236920, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения нередачи повышенного крутящего момента в обоих направлениях в начальный момент движения, она снабжена подвижными упорами для ограничения поворота корпуса, выполненными в виде двух кулачков, жестко закрепленных на валике, расположенном параллельно валу муфты и связанном с ним с помощью шестерен.
19
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕВЕРСИВНАЯ ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА Г. В. ГОНСКОГО И В. П. МЕЛЬНИЧЕНКО | 1969 |
|
SU236920A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ГИДРОМУФТА | 1965 |
|
SU172580A1 |
ИДЯ [|-f isA'^'L-IViriO- .-I* i '' ГГХ'-Г^ККАЯ ^' I | 1964 |
|
SU163852A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВУСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ | 1970 |
|
SU271194A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД | 2000 |
|
RU2173420C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ | 2001 |
|
RU2209356C2 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА "АННУШКА" | 2007 |
|
RU2383804C2 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ И СПОСОБ НАСТРОЙКИ ЕГО ОГРАНИЧИТЕЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2005 |
|
RU2273784C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ | 1996 |
|
RU2076255C1 |
Даты
1969-01-01—Публикация