РЕВЕРСИВНАЯ ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯМУФТА Советский патент 1969 года по МПК F16D43/28 F16D7/02 

Описание патента на изобретение SU246209A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в электроприводах запорной арматуры с планетарными передачами на предприятиях химической, газовой, нефтяной и других отраслей промышлеииости с целью повышения надежности и долговечности запорной арматуры и облегчения перехода на автоматическое дистанционное управление ею.

Известна по основному авт. св. № 236920 реверсивная фрикционная предохранительная муфта для планетарных редукторов одностороннего действия, которая обеспечивает передачу различных крутящих моментов при посадке запорного органа и его срыве, а также независимую регулировку этих моментов.

Однако практикой арматуростроения наряду с защитой арматуры от перегрузок по крутящему моменту как при посадке запорного органа на седло в момент полного закрытия, так и при посадке его на верхнее уплотнение при полном открытии ставится требование обеспечить передачу повышенного крутящего момента в обоих направлениях в начальный момент движения (для срыва запорного органа.

выполненных в виде двух кулачков, жестко закрепленных на валике.

При посадке запорного органа как в нижнем, так и в верхнем положениях муфта упирается в корпус электропривода своими рабочими плунжерами (открытия или закрытия), т. е. работает как плунжерная муфта и обеспечивает высокую точность посадки. При срыве запорного органа (с верхнего и нижнего

положений) муфта упирается в перемещающиеся упоры, жестко связанные с валиком путевых выключателей привода, корпусом (а не рабочими плунжерами), т. е. работает как обычная фрикционная предохранительная

муфта и обеспечивает передачу необходимого для срыва повышенного крутящего момента.

На фиг. 1 представлена предлагаемая муфта; па фиг. 2 - ее кинематическая схема.

Муфта состоит из диска трения /, закрепленного на валу, и корпуса 2 муфты, на котором размещены нажимная и отжимная системы. Корпус 2 свободно посажен на вал на шарикоподшипниках 3. В нажимную систему

входят нажимной диск 4, болты 5 с гайками 6 и пружины 7. Отжимная система представляет собой выполненную в корпусе муфты гидравлическую полость М, которая замыкается с двух сторон рабочими S и 5 и отжимными

полости осуществляется резиновыми диафрагмами П.

Муфта консольно устанавливается на валу червяка 12, входящего в зацепление с упорной шестерне 13 планетарной передачи 14. Муфта удерживает червяк 12 и упорную шестерню 13 от проворачивания при нормальной работе привода на открытие и закрытие. Движение от электродвигателя 15 передается запорному органу через планетарную передачу и снимается с водила 16. При посадке запорного органа или аварийных помехах в пути водило останавливается, в результате чего происходит проворачивание упорной шестерни 13, червяка 12 и диска трения 1 муфты, т. е. ее срыв и буксование. Корпус 2 муфты при этом тоже стремится провернуться, но этому препятствуют упоры Л и 5 (корпус электропривода) или подвижные упоры 17 и 18. В зависимости от того, в какой из упоров упирается муфта, она передает тот или иной но величине крутящий момент, т. е. способна посадить и сорвать запорный орган с различными усилиями.

При открывании арматуры запорный орган перемещается из своего крайнего нижнего в крайнее верхнее положение. При этом осуществляются три процесса: срыв запорного органа с седла, перемещение его из нижнего положения в верхнее и, наконец, посадка его на верхнее уплотнение. Все эти процессы протекают при одном и том же направлении вращения электродвигателя. Корпус 2 муфты стремится повернуться против часовой стрелки и может прижиматься либо к подвижному упору 17, либо через рабочий плунжер 8 - к неподвижному упору А. В момент срыва запорного органа упор 17 находится против корпуса 2 муфты, и последний упирается в него; между плунжером 8 и упором А имеется небольшой зазор (порядка I-2 мм). Так как рабочий плунжер, а следовательно, и отжимная система, не участвуют в работе, то муфта работает как обычная фрикционная предохранительная, передавая повышенный крутящий момент, пропорциональный начальной затяжке пружин 7 нажимной системы и необходимый для осуществления срыва запорного органа. Затем, по мере перемещения запорного органа вверх, подвижной упор 17, который жестко связан с валиком 19 путевых выключателей и приводится во вращение от водила через систему зубчатых колес, поворачивается

и выходпт из зацепления с корпусом 2 муфты. Последняя, выбирая зазор между рабочим плунжером 8 и упором А, упирается в него и начинает работать как плунжерная муфта. При этом рабочий плунжер 8 передает реактивное усилие на жидкость в гидравлической плоскости Г, в которой развивается давление, пропорциональное действующему крутящему моменту; оно передается на отжимные нлунжеры 10 и вызывает отжимной эффект, благодаря которому приблил ается момент срабатывания муфты и повышается точность ее работы. Срабатывание муфты наступает при аварийных помехах в пути или при посадке на

верхнее уплотнение.

За период полного хода запорного органа подвижной упор 18 поворачивается на определенный угол и устанавливается против корпуса 2 муфты. Таким образом, к концу открытия арматуры муфта подготавливается к осуществлению срыва запорного органа с верхнего уплотнения при второй фазе движения запорного органа на закрытие, которая осуществляется за счет реверсирования электродвигателя. В этой фазе корпус 2 муфты в первый момент упирается в упор 18, обеспечивая работу муфты в режиме обычной фрикционной предохранительной муфты, а через небольшой отрезок времени, носле выхода подвижного

упора 18 из зацепления с корпусом 2 муфты, последняя упирается в упор Б вторым рабочим плунжером 9 и переходит на режим плунжерной муфты, на котором работает до момента посадки запорного органа.

Различные посадочные усилия в верхнем и нижнем положениях обеспечиваются различными диаметрами рабочих плунжеров S и 5. Независимая регулировка осуществляется за счет сжатия пружин 7 нажимной системы и

сменных рабочих плунжеров 5 и Р.

Предмет изобретения

Реверсивная фрикционная предохранительная муфта по авт. св. № 236920, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения нередачи повышенного крутящего момента в обоих направлениях в начальный момент движения, она снабжена подвижными упорами для ограничения поворота корпуса, выполненными в виде двух кулачков, жестко закрепленных на валике, расположенном параллельно валу муфты и связанном с ним с помощью шестерен.

19

Похожие патенты SU246209A1

название год авторы номер документа
РЕВЕРСИВНАЯ ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА Г. В. ГОНСКОГО И В. П. МЕЛЬНИЧЕНКО 1969
SU236920A1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ГИДРОМУФТА 1965
SU172580A1
ИДЯ [|-f isA'^'L-IViriO- .-I* i '' ГГХ'-Г^ККАЯ ^' I 1964
SU163852A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВУСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ 1970
SU271194A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 2000
  • Прилуков А.П.
RU2173420C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ 2001
  • Куницкий В.Ф.
RU2209356C2
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА 2005
  • Внуков Василий Васильевич
RU2314478C2
ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА "АННУШКА" 2007
  • Иванов Георгий Михайлович
RU2383804C2
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ И СПОСОБ НАСТРОЙКИ ЕГО ОГРАНИЧИТЕЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 2005
  • Назаров Владимир Васильевич
  • Илларионов Виталий Иванович
  • Васильев Леонид Юрьевич
RU2273784C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ 1996
  • Прилуков А.П.
  • Полубесов Г.С.
RU2076255C1

Иллюстрации к изобретению SU 246 209 A1

Реферат патента 1969 года РЕВЕРСИВНАЯ ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯМУФТА

Формула изобретения SU 246 209 A1

SU 246 209 A1

Даты

1969-01-01Публикация