Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к 1идрс1влическим устройствам для управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности являетI ся гидравлическое устройство, содержащее многопозицнонное золотниковое устройство ручного управления, сообщающиеся с ним исполнительные силовые гидроцилиндры и гидроаккуяулятор, сообщающийся с последними через двухпозиционные золотниковые клапаны l .
13 известном устройстве исполнительные гидроцилиндры связаны с фрикционными муфтами коробки передач .
Недостатком известного устройства является перекрытие при переключении с высшей передачи на низшую моментов трения фрикционов коробки передач. Это вызывает отрицательные динамические моменты в трансмиссии и ухудшает плавность указанного переключения, что в целом снижает долговечность трансмиссии.
Цель изобретения - повышение долговечности трансмиссии путем обеспечения плавности переключения с высшей передачи на низшую.
Указанная цель достигается тем, что гидравлическое устройство для управления фрикционными муфтами коробки передач транспор:5ного средства, содержащее многопозиционное золотниковое устройство ручного управления, сообщающиеся с ffijM исполнительные силовые гидроцилиндры и гидроаккумулятор, сообщающийся с последними через двухпозиционные золотниковые клапаны, снабжено золотниковым клапаном блокировки гидроаккумулятора, при этом золотник указанного клапана блокировки располол ен с возможностью продольного перемещения относительно золотника упомянутого многопозициомного устройства, причем указанные золотники связаны между собой посредством механизма фиксации, число позиций фиксирования котЬрого соответствует числу передач трансмиссии, а продолное перемещение золотника клапана . блокировки ограничено упорами, расстояние между которыми равно
i-e+h
где fc - длина золотника клапана , блокировки;
h длина хода золотника многопозидионного золотникового устройства при переключении с одной передачи на другукг.
Кроме того, механизм фиксации устройства включает а себя шариковы
фиксатор и закрепленный на золотни ке многопозиционного устройства шток для взаимодействия с золотником клапана блокировки, причем в штоке выполнены выточки для взаимодействия с шариковьпу фиксатором.
На чертеже изображена принципиальная схема гидравлического устройства.
Устройство содержит многопозидионное золотниковое устройство 1 ручного управления, сообщающиеся с нш«1 через каналы 2-5 соответственно исполнительные силовые гидродилиндры 6-9, связанные с фрикдионными муфтами, гидроаккумулятор 10, сообщающи ся с силовыми гидродилинд рами 6-9 через двухпозиционные клапаны 11-13, связанные между собой каналами 14 и 15, и золотниковый клапан ,16 блокировки гидроаккумулятора 10, причем последний связан с золотниковым клапаном 16 посредсством канала 17, а золотниковый клапан 16 связан посредством канала 18 с двухпозидионным клапаном 13 и посредством канала 19 - с насосом.
ЗолЪтник клапана 16 блокировки расположен с возможностью продольного перемещения относительно золотника многопозидионного устройства 1 причем указанные золотники связаны между собой посредством механизма фиксации, включающим в себя упоры 20 и 21, шариковый фиксатор 22 и закрепленшлй на золотнике многопозидионного устройства 1 шток 23 для взаимодействия с золотником клапана 16 блокировки, при этом в штоке 23 выполнены выточки 24 для взаимодействия с шариковым фиксатором 22.
Кроме того, многопозиционное устройство 1 связано -каналом 25 с Насосом и каналом 26 со сливом.
Устройство работает следующим образом.
При включенной нейтрали каналы 2-5 соединены со сливом (канал 26 фрикционные муфты выключеныг Золотник клапана 16 блокировки гидроаккумулятора 10 находится в нижнем положении и соединяет между собой каналы 17 и 19. йсли при включенной нейтрали двигатель работает т..е. насос создает давление, то пружина ,гидроаккумулятора 10 сжата - гидроаккумулятор находится в рабочем положении.
При включении первой передачи золотник многопозидионного устройства 1 перемещают вверх на один шаг. При этом перемещается и золотник клапана 16 блокировки. Канал 25 многопозидионного устройства соединится с каналом 2 и рабочая жидкость поступает в силовой гидроцилиндр 6 фрикционной муфты первой
передачи, т.е. происходит включение первой передачи. При этом одновременно рабочая жидкость из канала 2 поступает в золотник двухпозиционного клапана 11 и перемещает его золотник вверх, соединяя тем самым канал 2 с каналом 14, в результате чего рабочая жидкость воздействует на -верхн-ий торец золотника двухпозиционного клапана 13 и перемещает его вниз. Это позволяет соединить канал 14 с каналом 18 и через уже находящийся в верхнем положении золотник клапана 16 блокировки - с каналом 17 гидроаккумулятора 10. а результате этого гидроаккумулятор 10 сообщается с нагне гательныгл каналом 2 фрикциона первой. передачи.
При включении второй передачи золотник многопозиционного устройства 1 перемещается вручную еще на один шаг вверх. Золотник клапана 16 блокировки остается вверху, так как он верхнтл своим торцом упирается в верхний упор 20. Канал 25 соединяется с каналом 3, рабочая жидкость поступает при этом в силовой гидроцилиндр 7 фрикциона второй передачи, т.е. начинается включение второй передачи.
Канал 2 фрикциона первой передачи соединяется со сливом, первая передача выключается. Темп падения давления в силовом гидроцилиндре 6 замедляется вследствие того, что через каналы 17, 18 и 14 гидроаккумулятор 10 производит подпитку силового гидроцилиндра 6, выключение первой передачи тем самым замедляется. Гидроаккумулятор 10 соединен с гидроцилиндром 6 до тех пор, пока давление в нагнетательном канале 3 фрикциона включаемой второй передачи 7 не станет больше, чем давление в канале 2 выключае1лог6 фрикциона первой передачи 6. Это обеспечивается следующим образом.
Рабочая жидкость из канала 3 подводится к верхнему торцу золотника двухпозиционного- клапана 11 и, когда сила давления на верхний торец станет больше силы давления на его нижний торец, золотник переместится вйиз, отсоединяя тем самым гидроаккумулятор 10 от гидроцилиндра 6 фрикциона первой передачи. Канал 3 соединяется с каналом 14 и через двухпозиционный клапан 13, канал 18, клапан 16 и канал 17 - с гидроаккумулятором 10. в результате включается вторая передача и гидроаккумулятор 10 соединяется с гидроцилиндром 7 фрикциона второй передачи.
Подпитка гидроцилиндра фрикциона первой передачи гидроаккумулятором 10 обеспечивает плавное выключение фрикциона и перекрытие передач при
переходе с первой передачи на вторую.
АЕ1алогичным образом происходят переключения с второй передачи fta третью и с третьей на четвертую.
Хаким образом, при каждом, переключении снизу вверх гидроаккумулят 10 производит подпитку гидроцилиндра фрикциона низшей передачи и обеспечивает необходимое перекрытие пердач.
При переключении с высшей пере-, дачи на низшую золотник многопозиционного устройства 1 вручную перемещают на один шагвниз. Ысли перед этш.1 переключением производилось переключение с низшей передачи на высшую, то золотник клапана 16 блокировки находится в верхнем положении.
При этом при перемещении золотника многопозиционного устройства 1 на один шаг вниз перемещается вниз и золотник клапана 16 блокировки.
Если перед переключением с высшей передачи на низшую производилос тоже переключение с высшей на низшую, то золотник клапана- 16 блокировки занимает нижнее положение.
Тогда очередное учное перемещение золотника многрпозиционниого устройства 1 еще на один шаг вниз не вызывает перемещения золотника клапана 16 блокировки, так как он своим нижним торцом упирается в нижний упором 21.
Таким образомг при любом переключении сверху вниз золотник клапана 16 блокировки будет находиться внизу, отсоединяя тем самым гидроаккумулятор 10 от напорной магистрали включаемого фрикциона, т.е. фрикциона высшей передачи, и соединяя его с напорной магистралью 19 Отсоединение гидроаккумулятора 10 от напорной магистрали фрикциона высшей передачи при переключении с высшей передачи на низшую означает, что давление в гидроцилиндре выключаемого фрикциона падает быстро и переключение происходит без перекралтия. Соединение гидроаккумулятора 10 с напорной магистралью 19 во время переключения сверху вниз необходимо для того, чтобы гидроаккумулятор 10 постоянно был готов к работе, так как за этим переключением может последовать переключение снизу вверх, которое требует перекрытия моментов трения фрикционов.
Предлагаемое устройство обеспечивает переключение с низшей передачи на высшую с перекрытием моментов трения ФРИКЦИОНОВ, а с высшей на низшую без перекрытия, последнее
обеспечивает плавность переключения С- высшей передачи на низшую, что снижает действующие при этом
динаг-шческие моменты в трансмиссии, и, следовательно, повышает долговечность трансмиссии.
СХП -ГП I-Г -1
1 I 1
JI lBiidsd
6 7 -5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1989 |
|
SU1678659A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1976 |
|
SU653148A1 |
Система переключения передач ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1276534A1 |
Гидравлическая система управления трансмиссией транспортного средства | 1982 |
|
SU1049278A1 |
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1976 |
|
SU797920A1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ | 1991 |
|
RU2010734C1 |
Система управления двигателем и коробкой передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1320093A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1989 |
|
SU1801804A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами трансмиссии транспортного средства | 1983 |
|
SU1184705A1 |
1. ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО для .УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ МУФТАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее многопрэиционное золотниковое устройство .ручного управления, сообщающиеся с ним исполнительные силовые гидроцилиндры и гидроаккумулятор, сообцающийся с последними через двух17Озиционные золотниковые клапаны, отличающее с я тем, что, с целью повьндения долговечности транстссии путем обеспечения плавности переключения с высшей передачи на низшую, оно снабжено золотниковым клапаном блокировки гидро- аккумулятора, при этом золотник указанного клапана блокировки расположен с возможностью продольного перемещения относительно золотника упомянутого многопозиционноро устройства, причем указанные aojfoTники связаны между собой посредством механизма фиксации, число позиций фиксирования которого соответствует числу передач трансмиссии, а продольное перемещение золотника клапана блокировки ограничено упорами, расстояние между которыми равно, , Е h длина золотника клапана где блокировки, длина хода золотника многопозицйонного золотникового устройства при переключении с одной передачи на другую. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм фиксации включает в себя шариковый фиксатор и закрепленный на золотнике многопозиционного устройства шток для взаимодействия с золотником клапана блокировки, причем в штоке Ьп выполне1|ы выточки для взаимодействия с шариковым фиксатором. СО 00
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторское свидетельство СССР 225713, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1983-11-30—Публикация
1982-07-09—Подача