(54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1979 |
|
SU887284A2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1119871A1 |
Гидромеханическая тансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1976 |
|
SU850417A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1984 |
|
SU1235766A2 |
Гидромеханическая трансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU852648A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1984 |
|
SU1284856A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU965815A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства | 1985 |
|
SU1258722A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства | 1985 |
|
SU1350049A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1980 |
|
SU971686A1 |
1
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств, в частности автомобилей высокой проходимости, тракторов и строительно-дорожных машин.
Известна гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидродинамический элемент с фрикционной муфтой его блокировки, коробку передач с ручным управлением и систему управления, имеющую источник рабочей жидкости, клапан автоматической блокировки гидродинамического элемента и клапан его принудительной разблокировки 1.
Хотя в известной трансмиссии и есть клапан принудительной разблокировки гидроэлемента, его применение приводит к резкому ухудшению КПД трансмиссии и топливно-экономических характеристик транспортного средства вследствие того, что он включается водителем вручную на каждой ступени в коробке передач, в том числе и на высших ступенях.
Известна также гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидродинамический элемент с фрикционной муфтой его блокировки, двухступенчатый редуктор с фрикционными муфтами управления, ступенчатую коробку передач с ручным управлением и систему управления, имеющую клапан блокировки с управляющей полостью, сообщенный с исполнительным элементом, муфты блокировки гидродинамического элемента и с источником давления рабочей жидкости, и клапан задержки блокировки по сигналам давлений в исполнительных элементах муфт двухступенчатого редуктора 2.
Недостаток известной трансмиссии заключается в том, что примененная в ней система управления обеспечивает постоянную блокировку гидродинамического элемента на каждой ступени в коробке передач, что является нежелательным для целого ряда транспортных средств, большую часть времени работающих на низших ступенях трансмиссии (автомобили высокой проходимости, тракторы и т. п.). При длительной работе на таких режимах (в условиях бездорожья, на пахоте и т. п.) и при заблокированном гидродинамическом элементе в трансмиссии возникают значительные динамические нагрузки, снижающие ее долговечность и надежность. Цель изобретения - повышение надежности трансмиссии путем обеспечения автоматической разблокировки гидродинамического элемента на низших ступенях. Указанная цель достигается тем, что система управления снабжена клапаном принудительной разблокировки гидродинамического элемента, сообщенным с одной стороны с управляюш.ей полостью клапана блокировки, а с другой стороны - с выходом клапана задержки блокировки и с гидробаком, при этом орган управления клапана принудительной разблокировки кинематически связан с элементами управления включением низших ступеней коробки передач. На чертеже изображена гидромеханическая трансмиссия с элементами системы управления. Клапаны системы управления показаны в положении, соответствующем движению транспортного средства на низшей передаче двухступенчатого редуктора (делителя) и разблокированной гидромуфте. Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидромеханического элемента (гидромуфты 1), имеющего насосное колесо 2, соединенное с коленчатым валом 3 двигателя, турбинного колеса 4, соединенного с валом трансмиссии, фрикционной муфты 5 блокировки гидромуфты 1, двухступенчатого редуктора (делителя 6) с фрикционными муфтами 7 и 8 управления (переключения передач) и ступенчатой коробки передач 9 с ручным управлением. Система управления гидромеханической трансмиссии содержит источник давления рабочей жидкости, например насос 10, датчик 11 нагрузки двигателя, датчик 12 скорости транспортного средства, клапан 13 ручного управления, клапан 14 автоматического управления переключением муфт 7 и 8, клапан 15 задержки блокировки гидромуфты клапан 16 блокировки гидромуфты, дроссели 17; обратные клапаны 18, клапан 19 принудительной разблокировки гидромуфты и реле времени 20 с поршнем 21. Клапан 16 блокировки гидромуфты снабжен управляющей полостью 22, а клапан 15 задержки блокировки имеет выход 23. Рабочая жидкость от насоса 10 подается к фрикционным муфтам 7 и 8 через клапан 13 ручного управления и клапан 14 автоматического управления. Для управления клапаном 14 к нему подведено давление от датчика 1 нагрузки двигателя и датчика 12 скорости транспортного средства. В результате взаимодействия этих давлении золотник клапана 14 будет находиться в одном из крайних положений, направляя рабочую жидкость в полость соответствующей фрикционной муфты 7 или 8. К фрикционной муфте 5 блокировки гидромуфты рабочая жидкость от насоса 10 подается через клапан 16 блокировки гидромуфты. Для клапана блокировки 16 управляющим давлением служит давление, возвникающее в полостях фрикционных муфт 7 или 8. Оно подводится в управляющую полость 22 последовательно через клапан 15 задержки блокировки гидромуфты и через клапан 19 принудительной разблокировки гидромуфты. Трансмиссия работает следующим образом. При трогании с места водитель, выжимая педаль сцепления, воздействует на связанный с ней клапан 13 ручного управления. Клапан 13 перекрывает магистраль, связывающую насос 10 с клапаном 14 автоматического переключения, соединяет с гидробаком 24 датчик 12 скорости и магистраль, связывающую датчик 12 с клапаном 14. Золотник клапана 14 автоматического управления под действием пружины и давления датчика 11 нагрузки двигателя перемещается и соединяет полость фрикционной муфты . с гидробаком 24. Полость фрикционной муфты 8 соединяется с гидробаком 24 через клапаны 14 и 13. Таким образом, происходит разобщение двигателя и трансмиссии. Связанные с полостями фрикционных муфт 7 и 8 управляющие полости клапана 15 задержки блокировки также соединяются с гидробаком 24. Клапан 15 занимает нейтральное положение и соединяет управляющую полость 22 клапана 16 блокировки через клапан 19 принудительной разблокировки с гидробаком. Клапан 16 блокировки выключается и соединяет полость фрикционной муфты 5 блокировки с гидробаком 24, отключая ее от насоса 10, вследствие чего происходит разблокировка гидромуфты 1. Крутящий момент от двигателя к корпусу фрикционных муфт 7 и 8 будет передаваться через гидромуфту 1. После включения в коробке передач 9 низшей ступени водитель отпускет педаль сцепления, и связанный с ней клапан 13 ручного управления занимает исходное положение. При этом полость фрикционной муфты 8 соединяется через клапаны 14 и 13 с насосом 10, а полость фрикционной муфты 7 остается соединенной с гидробаком 24, т. е. включается понижающая ступень делителя 6. Транспортное средство начнет движение на низших передачах в трансмиссии при незаблокированной гидромуфте. При включении низшей ступени в коробке передач 9 включается связанный с механизмом включения этой ступени клапан 19 принудительной разблокировки гидромуфты, который соединяет управляющую полость 22 клапана 16 блокировки гидромуфты с гидробаком 24, отключая ее от клапана 15 задержки блокировки. Клапан 16 блокировки остается в выключенном состоянии, т. е. гидромуфта остается разблокированной. Таким образом обеспечивается принудительная разблокировка гидромуфты при движении транспортного средства на низших ступенях коробки передач, независимо от работы системы автоматического управления.
Авторы
Даты
1981-02-07—Публикация
1978-08-17—Подача