Изобретение относится к фрикционным иланетарным передачам, которые могут быть использованы, например в транснортнЕзЬх машинах.
Известный планетарный фрикционный вариатор скорости содержит установленные в два ряда сателлиты, каждый из которых образован двумя соосными разнонаправленными конусными поверхностями. Одна из поверхностей обкатывается по ведущему колесу и коипческой беговой дорожке, а другая - по соответствующей внутренней поверхности ведомого элемента вариатора, состоящего из двух раздвижных колец, связанных зубчатой передачей с ведомым валом. В таком вариаторе коипческие беговые дорол ки, ио которым обкатываются сателлиты, выполнены на внутренней торцовой поверхности неподвижного корпуса вариатора.
Известный вариатор иозволяет при сравпительно небольщих габаритах передавать значительные мощности, но нуждается в управлении извне при изменении нагрузки на ведомом валу и мощности двигателя.
Предлагаемый вариатор отличается от известного тем, что конические беговые дорожки в нем выполнен ; на упруго подвещенном относительно корпуса вариаторе поворотном стакане, имеющем винтовые иазы; а на раздвижные кольца надеты втулки, котооые снабжены
устройствами, предохраняющими их от поворота относительно корпуса, н скреплены с пальцами, взаимодействующими с винтовыми пазами поворотного стакана. Это позволяет автоматически изменять передаточное число в зависимости от нагрузки на ведомом валу.
На фиг. 1 изображеи описываемый вариатор в продольном разрезе; на фиг. 2 - упругая подвеска поворотного стакана в корпусе вариатора.
На ведущем валу /, размещеииом в корпусе 2, установлены два ведущих колеса 3, которые с помощью пружины 4 прижимаются к сателлитам 5, равномерно размещенным ио окружности в водиле 6. Сателлиты обкатываются по копическим беговым дорожкам стакаиа 7, установлеииого с корпусе вариатора концентричио ведущему валу. Ведомым звеном вариатора являются раздвижные кольца 8, соединенпые шлицами с щестерпями 9, которые сцепляются со свободпо установленной в зубчатом колесе 10 щестерней //. Зубчатое колесо сцепляется с щестерней 11, сидящей на ведомом валу 13. Кольца 8 с наружной стороны обхватываются втулками 14, зафиксированными от поворота щтифтамп 15. Последние установлены в корпусе вариатора и ироходят через щели в стакане 7. С иомоидью иальцев 16 втулки взаимодействуют с впптовыми пазами а в стакянр 7. вследствие чего поворот
стакана вызывает осевое перемещение втулок It колец и изменение передаточного числа варнатора. Для компеиеацни реактивного крутяш;его момента на стакане он с помощвю лент 17 и тяг 18 нодпружинен относительно корнуса пружинами 19. Усилне пружин 19 пзменяется перемендением стакана 20, которое, в свою очередь, осуществляется неремещением самотормозящего клина 21, соединенного ео звеном, регулирующим мощность двигателя, например, с педалью, управляющей дроссельной заслонкой двигателя внутреннего сгорапня (па чертеже не показана).
При неподвижном ведущем вале на стакане 7 отеутствует реактивный крутянщй момент, вследствие чего кольца устанавливаются вблпзн веринп еателлнтов. При созданнн па валу / крутяикчо момента па етакане 7 воз 1нкаст реактнвный крутящгн} момент. В результате равповесне стакана 7 парушается, и oil поворачивается против часовой стрелки, ежима; пружины 19 до установлення равновесия, винтовые пазы перемеп1,ают кольца к периферии сателлитов, и кольца начинают вращаться, передавая движенне через зубчатую передачу 9-10-11-12 на ведомый вал. При этом определенной нагрузке на валу 13 соответствует определенный реактивный люмент па стакане 7, а определенной мощности двпгателя - определенное положение стакаиа 20, задающее соответствуюп;ее усилие пружинам 19, которые создают в стакане 7 крутящий момент, противоположный реактивному крутящему моменту. Так как ноложенне равновесия стакана 7 зависит от соотношения этих двух крутящих моментов, то н передаточное чиело вариатора завиеит от соотношения нагрузки на ведомом валу и мощности двигателя в этот момент. Так, нри увеличении
нагрузки на ведомом валу стакан 7 поворачивается нротив часовой стрелки, кольца перемещаются к перпферпп сателлитов, и чпсло оборотов ведомого вала у.мепьшается. При уве5 личении мощности двигателя передаточное отношение восстанавливается и т. д.
Такая работа вариатора нозволяет предохраннть нриводной двигатель от перегрузок, поддерживать все время онтнмальное число
0 оборотов двигателя, еоответетвуюп ее максимальной мощности двигателя, а также избежать управленпя извне коробкой передач при применении вариатора в мап1инах тппа транспортных, в которых достаточгю управлять
5 только мон1ностью двигателя.
Предмет изобретения
Планетар}1ый фрикционный вариатор скорости, содержащий установленные в два ряда 0 сателлиты, каждый из которых образован двумя еоосными разнонаправленными конусными поверхностями, одна из котор1лх обкатывается по ведуп ему колееу п копичеекой беговой дорожке, а другая - но соответствую5 п;ей внутренней поверхности ведомого элемента вариатора, состоящего из двух раздвижных колец, связанных зубчатой передачей с ведомым валом, отличаюгцийся тем, что, с целью осуществления автоматического пзменення пео редаточного числа в зависимости от нагрузки на ведомом валу, коничеекие беговые дорол кп выполнены на унруго подвешенном относгггельно корпуса вариатора иоворотпом ClaKaie, имеющем винтовые пазы, а на раздвнжные 5 кольца надеты втулки, снабженные уетройствами, предохраняющими их от поворота относительно корпуса, и скрепленные с нальцами, взанмодействующими с винтовымн назами поворотного стакана.
9 15 с :5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАНЕТАРНЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1972 |
|
SU330784A1 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2127382C1 |
Фрикционный планетарный вариатор | 1989 |
|
SU1719752A1 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2175415C2 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР | 1973 |
|
SU387167A1 |
МЕХАНИЗМ БЕССТУПЕНЧАТОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ | 1991 |
|
RU2012833C1 |
Планетарный вариатор | 1976 |
|
SU670760A1 |
Фрикционный вариатор | 1979 |
|
SU848815A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ВАРИАТОР | 1995 |
|
RU2112900C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВАРИАТОР АВТОМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ "ТРАНСУНВАРТОР-АВТОМАТ" | 1992 |
|
RU2047023C1 |
Даты
1971-01-01—Публикация