Изобретение относится к приводным устройствам, способным изменять скорость рабочего органа приводимого агрегата.
В области механических передач (вариаторов) наибольшее распространение в силу ряда преимуществ получили фрикционные вариаторы. Среди них наиболее эффективны конструкции с промежуточными телами, позволяющими осуществлять передачу Mom iocTn по нескольким параллельным потокам, а особенно планетарные вариаторы с уравновешенными сателлитами.
Известен планетарный фрикционный вариатор скорости, снабженный плоской кольцевой свободно вращающейся осевой опорой, в котором сателлиты свободно установлены на осях в водиле в один ряд и опираются на эту опору. Сателлиты вариатора образованы двумя соосными разнонаправленными коническими поверхностями, одна из которых обкатывается по ведущему коническому колесу н по неподвижно торцовой беговой дорожке, установленной в корпусе, а другая - по внутренней цилиндрической поверхности ведомой обоймы. Ведомая обойма может перемещаться вдоль оси вариатора, изменяя зону контакта с коническими сателлитами, благодаря чему изменяется рабочий радиус сателлита, а следовательно, и передаточное число. Съем крутящего момента осуществляется с оооимы, соелИНенной с выходным . Нормальное давление, необходимое для передачи крутящего момента, создается одной пружиноГ или группой пружин. Недостатком такой конструкции является то, что крутящий момент на выходном валу остается постоянным независимо от изменения передаточного числа.
Цель изобретення - обеснече ие автоматического регулирования крутящего момента на выходном валу при изменении передаточного числа. Это достигается тем, что в предложенном вариаторе каждый сателлит снабжен коническим хвостовиком, обращенным в сторону оси вариатора, а рабочая поверхность осевой опоры, взаимодействующая с хвостовикамп сателлитов, выполнена конической, половина угла при вершине конуса которой меньше 90°. В связи с этим реакции в контакте сателлитов с торцовой беговой дорожкой и обхватывающей сателлиты цилиндрической обоймой иеременны и возрастают по мере перемещения o6oiiMbi к нериферии, т. е. по мере увеличения передаточного числа и соответствующего уменьшения числа оборотов выходного тихоходного вала. Благодаря этому при увеличении передаточного числа увеличивается нолезный момент, который может быть снят с вариатора.
I la чертеже изображен описы.ваегчый варпгггср в 11ро;(()ЛЫ10м разрезе.
Сателлиты /, имеюии е еооеиые )азиоиаир;:влепиые ксиическле иоверхпости 2 и 3 и b.oi;ii4ecKiie хиоетор.ики /, устаП1 1: ;1еиы на 5 в 1их(,иле 6 eiuiGoAiio е нозлюжиоетью перемещоиия в иростра 11-тве. I lop.epxiioCTbio . са1елл1(ты опираются па ведущее (оигичеекое i-;.ieei) 7, смо11ТИ|1(.)ва11И()е ii;i входном валу Ь, и торцовую иеговук) л,орожку .9 (|)лаица 10 |1.()1Ч) ва.та //, а нове)Х11оеп к) 7 -- иа гигу т речи пою 1и1.лп11Д;5ичеек чо поверх иос г ь ofioiiMi.i 12. Сл.ободио в|)аи1а;() осевая iiiopa /.) : аил1;) с хвостовп а1М11 4 caTe.i.TiiioB. ача.чьиое ирп/1 имаюи1ее еоздается . rpyruioii npy/кнн // че|)ез ко.,гесо 7. Об|и1зую1цая оиорной поверхлости хвост() -i, 11аходяи1аяеи в контакте с оиорой И, ()б 1а:;ует с оеыо варчитюра оетрый yiO.T, и иоэто: |у |ieaKiubi и дачноГ| опоре имеет кя 1оризоитал|1иу1О, тик и ве|Г|Т1ка,.11.1:ую еоетаи./яющие. Ве.иппша :л11х реакций lipji 1К)СТ ,Я;1,иом иод.жатии колеса 7 исремоиiia II за1;исит от 1ч)чь:и 1а)итакта сател„читон / е coxBariJBaioHiei обоймой 12. 1 1(к-лед,ияя иере.ме1Г1ае ея вдо;, осп вариатора ирп иомощи червячио-BniiToiioii передачи /5, в )оцееее чего из.меи.яется рабочий радиус сателлитов.
Вариатор работает следующим образом: вал 8 враи1ает колеео 7, приводящее в движение сателлиты /, келорые, обкатываясь по
невращающейся обойме J2. п|1иводят в дзижеппе фланец W и вал //.
Перемещепие.м oo(.Mi.i 12 вдоль оси вариатора осуществляется регул11|) передаточпого числа.
II р
е д л| L- ; и 3 о о р е т е и и я
Плаиетаривгй фршчщюипый вар 1атор скорости, С(хте 1жапип1 свободпо уетаиовлеппые в один ряд па осях в во.чпле еателлиты, ониракяииеся на свободно вран1аюпду1ося осевую оио)), обра.зовапиые двумя ссюспыми )азиопаира1;леины.ми |.:о 1пчеекпми поверхностями и обкатыва;он1песя о .иой копическо поверх1{остью по вед) коипческому колесу и торцо-вой беговой дор(Ж1{е, а другой коппческой иоверхиостью - ио ви тре1гпей пилиндричес1;ой иове)хност11 o6ciiMi i, установленной с в(Jз:vloжиoen)K) иеремепдения вдо/И) осп яарлаTcjpa, огличающписл те.м, что, с це.П)О обеспечеиия автоматического регулирова 1ия крутящего мо.мепта иа выходном isa.Ny прп из.менеиии пс к таточного чпс.та, каждый сателлит снабже1г коническим хвостог;иком, обра.гценным li сторону оси ва|)иатора, а рабочая п)isepxHocTb оеевой оноры, в: аимодсйствующая с хвостовиками сате.тлитов, выпол1гепа кояической, половпиа угла при верщине копуса которой меньще 90°.
1 12
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарный фрикционный вариатор | 1975 |
|
SU597893A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ МНОГОДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ДВУХРЯДНЫЙ ВАРИАТОР | 1969 |
|
SU238304A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ВАРИАТОР | 1995 |
|
RU2112900C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР ФМВ | 1995 |
|
RU2088428C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, ВАРИАТОР, ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ И САТЕЛЛИТ | 2009 |
|
RU2399814C1 |
РЕВЕРСИВНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ (RVT) С ПОВЫШЕННОЙ УДЕЛЬНОЙ МОЩНОСТЬЮ | 2013 |
|
RU2654431C2 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1971 |
|
SU294032A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2008 |
|
RU2499933C2 |
Механическая трансмиссия | 1991 |
|
SU1796827A1 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2175415C2 |
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация