Изобретение относится к транспортному, в частности автомобильному, машиностроению и может быть использовано во всех случаях, когда необходимо обеспечить торможение вращающихся элементов, выполненных в виде дисков.
Известны дисковые тормоза, содержащие неподвижную опорную плиту, реактивную, снабженную вырезом скобу, тормозные колодки, соединенные со скобой, и гидравлический привод одной из колодок.
Однако такие дисковые тормоза конструктивно сложны, многодетальны и недостаточно надежны.
Цель изобретения - упрощение конструкции тормоза и повышение надежности его работы. Для этого опорная плита выполнена круглой с вырезом, ограниченным цилиндрической поверхностью, концентричной наружной цилиндрической поверхности плиты, служащим для упора торцовых поверхностей скобы и имеющим в средней части П-образную форму, обеспечивающую направление для перемещения колодок. При этом опорная плита может быть выполнена соразмерной с диском и снабжена фланцем, причем палец, на котором установлена скоба, может быть закреплен на опорной плите в точке, расположенной вблизи ведущего конца скобы.
Иа фиг. 1 изображена часть опорной плнты дискового тормоза, вертикальный разрез; на фиг. 2 - часть дискового тормоза, вертикальный разрез; на фиг. 3 - часть тормоза, разрез по оси.
Опорная плита / тормоза имеет дискообразную форму и снабжена окружным фланцем 2, расположенным в осевом направлении. Вместо дискообразной формы опорная плита тормоза
может иметь несколько скошенную конусную прямоугольную форму, как показано пунктирной линией 3.
Однако дискообразная форма удобнее, так как она дает возможность опорной плите функционировать также в качестве грязевого щитка или экрана для предохранения боковой стороны взаимодействующего с плитой тормозного диска 4 от прямого попадания грязи, камней и воды. Опорную плиту тормоза устанавливают
обычным образом на корпусе автомобиля по одну сторону тормозного диска, причем на участке окружной кромки опорной плнты выполнен вырез 5 с параллельными стенками 6. Кроме этого, плита имеет дугообразные ребра
жесткости 7, примыкающие к стенкам 6 выреза 5 и служащие одновременно элементом, который увеличивает жесткость и нрочность оиорной плиты на этом участке, а также направляющими поверхностей для тормозной коНа фланце 2 опорной плиты выполнен второй вырез 8 с радиально нанравленныын боковыми кромками 9, располол :енными симметрично и на некотором расстоянии по окружности от параллельных стенок 6 выреза 5.
Калиберная скоба 10, охватывающая диск 4 с обеих сторон, скользит в осевом направлении на пальце 11, нрикрепленном сваркой или иным образом к онорной плите тормоза вблизи ведущего конца скобы, т. е. конца, с которым диск 4 прежде всего приходит в соприкосновение под углом со скобой. Для установки пальца 11 на опорной плите и скобе предусмотрены два отверстия 12, расположенные по окружности на онределенном расстоянии одно от другого. Благодаря этим отверстиям тот или другой конец скобы может быть ведущим или ведомым в зависимости от установки собранного тормоза с левой или правой стороны, например, автомобиля. В каждом случае может быть использовано только одно из двух указанных установочных полол ений. Скоба выполнена в виде U-образной или С-образной щтампованиой или прессованной детали, причем одна сторона более длинная и установлена таким образом, чтобы каждая боковая сторона была расположена по обе стороны диска 4. Более длинная сторона 13 скобы 10 с отверстиями 12 скреплена с колодочным тормозным устройством, состоящим из тормозной колодки 14 и опорной плитки 15. Тормозное устройство выполнено скользящим по ребрам жесткости 7 на опорной плите тормоза. Второе колодочное тормозное устройство, состоящее из опорной плитки 16, несущей тормозную колодку 17, закреплено на более короткой боковой стороне 18 скобы по другую сторону диска 4. Позади более длинной стороны скобы расположен гидравлический цилиндр с порщнем 19 таким образом, чтобы под воздействием гидравлического давления порщень, соприкасаясь с опорной плиткой 15, мог цринудительно прижать тормозную колодку М к диску 4. Под влиянием возникщего реактивного усилия скоба 10 скользит по пальцу У/ и прижимаег другую тормозную колодку 17 к противоположной боковой стороне диска. В центре мостиковой части 20 скобы расположено в осевом направлении ребро жесткости 21, которое увеличивает прочность скобы, причем концы указанной ее части входят в зацепление с расположенными в осевом направлении боковыми кромками 9 выреза 8 на окружности опорной плиты тормоза. Это дает возможность кромкам 9 направлять скобу во время ее скольжения, а одной из кромок действовать в качестве упора, воспринимающего тормозное усилие косвенно воздействующей тормозной колодки 17. Однако при скольжении скобы 10 по пальцу 11, установленному на ведущем конце скобы, такое расположение пальца, удаленного насколько это возможно от точки приложения тормозного усилия, позволяет свести до минимума сопротивление скольжению скобы по пальцу.
В опорной плите предусмотрен также осевой гребень 22, расположенный радиально ниже выреза 5 и предназначенный для радиального направления тормозной колодки 14.
При работе описанного тормоза скоба перемещается относительно ротора тормоза строго перпендикулярно нлоскости ротора, независимо от скольжения или поворота скобы. Благодаря наличию расположенных в осевом и радиальном направлении кромок отверстий в опорной плите тормоза тормозные колодки нолучают возможность совершать определенные движения относительно ротора и воздействующего на них поршня в направлении, строго
перпендикулярном нлоскости вращения тормозного диска.
Таким образом, в предлагаемом дисковом тормозе опорная плита и скоба выполнены в виде металлических, например, штампованных деталей, легко изготовляемых без применения специального оборудования и пригодных для применения на левой или правой стороне тормозной конструкции. При этом сборка тормоза упрощается и становится более экономичной
по сравнению с тормозом, требующим многих различных деталей; количество операций механической обработки сводится до минимального предела, снижается вес тормозного устройства, а применение металлических щтамнованных или прессованных деталей уменьшает общий размер тормоза и облегчает его установку на ступице автомобильного колеса. Тормозное усилие легко создается при наличии выреза 8 для косвенно воздействуюшей тормозной колодки 17, а вырез 5 служит для выполнения той же функции в отношении тормозной колодки 14, направление движения задней (опорной) плитки 15 которой осуществляется параллельно расположенными стенками 6 выреза 5, причем одна из стенок 6 служит в качестве упора для опорной плитки 15, когда она находится под воздействием тормозного усилия.
Предмет изобретения
1.Дисковый тормоз транспортных мащин, содержащий диск, неподвижную опорную плиту с жестко установленным на ней пальцем, реактивную скобу, тормозные колодки, соединенные со скобой, и гидравлический привод одной из колодок, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции тормоза и повыщения надежности его работы, опорная плита выполнена круглой с вырезом, ограниченным цилиндрической поверхностью, концентричной наружной цилиндрической поверхности плиты, служащим для упора торцовых поверхностей скобы, и имеющим в средней части П-образную форму, обеспечивающую направление для перемещения колодок.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дисково-колодочный тормоз | 1979 |
|
SU931118A3 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ | 1967 |
|
SU199785A1 |
ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ | 1996 |
|
RU2093724C1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ | 1968 |
|
SU211449A1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ И ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА | 1991 |
|
RU2087771C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ И ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ | 2005 |
|
RU2398982C2 |
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ | 1993 |
|
RU2115043C1 |
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ | 1993 |
|
RU2107202C1 |
СНАБЖЕННЫЙ СТОПОРНЫМ ЯЗЫЧКОМ НАПРАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА И ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С ТАКИМИ НАПРАВЛЯЮЩИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ | 2012 |
|
RU2609251C2 |
Автоматический тормоз нормально замкнутого типа | 1961 |
|
SU141278A1 |
Авторы
Даты
1971-01-01—Публикация