1
Известны шестеренные гидромашины наружного зацепления, цапфы шестерен которых опираются на разрезные подшипники скольжения, снабженные, по крайней мере, одной радиальной гидростатической камерой с уплотнительным элементом.
С целью снижения радиальных нагрузок на шестерни в предлагаемой шестеренной гидромашине одна или несколько гидростатических камер сообщаются с промежуточными камерами, выполненными в корпусной детали по периферии каждого ротора и расположенными между зонами высокого и низкого давлений.
На фиг. 1 изображена предлагаемая гидромашина; на фиг. 2 - то же, разрез по Б-Б и В-В на фиг. 1; на фиг. 3 - сравнительный график радиальных сил, действуюш,их в гидромашине.
Гидромашина содержит корпус /, в котором в разрезных подшипниках 2 скольжения установлены цапфы 3 н 4 шестерен. Торцы шестерен уплотнены элементами 5, опирающимися на внутренний выступ 6 корпуса. Ширина выступа несколько больше ширины шестерен, благодаря чему обеспечивается гарантированный торцовый зазор между шестернями и элементами.
С обеих сторон корпус закрыт крышками 7 и (S. В корпусе образованы камера 9 высокого давления и камера 10 низкого давления, между которыми в выступе 6, занимая определен-, ный сектор вокруг каждой шестерни, имеются расточки, создающие промежуточные зоны 11.
В уплотпительпых элементах выполнены уплотненные манжетами гидростатические камеры 12 и 13, сообщенные каналами, первая - с камерой 9 и вторая - с промежуточной зоной 11.
В каждом подшипнике имеются радиальные пазы 14 и 15. Системой каналов 16 пазы 14 соединены с камерой 9, а пазы 15 каналами 17 с соответствующими промежуточными зонами 11.
Работа предлагаемой гидромашины, например в насоса, происходит следующим образом.
При вращении шестерен жидкость из камеры 10 поступает в камеру 9. Давление нагнетания, действуя на шестерни в радиальном направлении, отжимает их в сторону всасывания. Образовавшиеся радиальные зазоры на переходных участках, совместно с торцовыми зазорами, содействуют повышению давления в промел уточных зонах 11 каждой шестерни.
При определенном давлении в промежуточных зонах и, следовательно, в радиальных пазах 15 под действием радиальных сил как со стороны этих пазов так и со стороны пазов 14, сообщенных с камерой нагнетания, упругие части подшипников будут деформироваться, перемещая шестерни через их цапфы в сторону камеры нагнетания.
Эти силы преодолевают результирующую радиальную нагрузку на каждую шестерню, создаваемую гидравлическим давлением в камере нагнетания, промежуточных зонах и переходных участках, осуществляющих радиальное уплотнение шестерен по обе стороны от промежуточных зон.
Благодаря этому радиальные зазоры между корпусом и венцом шестерни со стороны камеры 9 будут уменьшаться, а со стороны камеры 10 - увеличиваться. Вследствие этого давление в промежуточной зоне // будет уменьшаться, что приведет к уменьшению противодействующих радиальных сил со стороны пазов 15. Так как радиальная нагрузка, точнее ее проекция на ось X со стороны камеры нагнетания нри этом изменяется в меньшей степени, то последняя, воздействуя на шестерни, перемещает их в сторону всасывания. Таким образом, шестерни будут автоматически устанавливаться в такое положение, при котором результирующая радиальная нагрузка от гидравлических сил, воздействующих на шестерню, уравновесится воспринимаемыми цапфами шестерен, противодействующими радиальными нагрузками со стороны пазов 14 и 15.
Возможен вариант гидромашины, у которой все радиальные пазы сообщены с промежуточной зоной 11. Подбирая размеры пазов 14 и 15, можно добиться установления такого значения давления в промежуточной зоне 11, которое обеспечит максимально возможную разгрузку шестерен от гидравлических радиальных сил.
Таким образом, осуществляется следящий радиальный поджим шестерен, регулирующий величину радиальных зазоров и поддерживающий тем самым оптимальные или близкие к нему давления в промежуточных зонах шестерен, расположенных между камерами нагнетания и всасывания.
На фиг. 3 приведены эпюры распределения гидравлического давления, создающего радиальную нагрузку на шестерню.
Линия 5i очерчивает эпюру в насосе с обычной схемой радиальных нагрузок, линия 2 - эпюру для насоса согласно предлагаемому изобретению (сектор с углом ф). Участки F
и FZ показывают величину, на которую с одной стороны (.FI) уменьшается нагрузка и с другой стороны (Fz) - увеличивается. Такая частичная разгрузка нозволяет существенно уменьшить результирующую радиальную нагрузку на шестерню в случае, когда давление в промежуточной зоне имеет оптимальное значение.
Предмет изобретения
Шестеренная гидромашина наружного зацепления, цапфы шестерен которой опираются на разрезные подшипники скольжения, снабженные, по крайней мере, одной радиальной
гидростатической камерой с уплотнительным элементом, отличающаяся тем, что, с целью снил ;ения радиальных нагрузок на шестерни, одна или несколько гидростатических камер сообщаются с промежуточными камерами, выполненными в корпусной детали по периферии каждого ротора и расположенными между зонами высокого и низкого давлений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2066791C1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2365787C2 |
Шестеренная гидромашина | 1990 |
|
SU1774068A1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 1995 |
|
RU2100655C1 |
Шестеренная гидромашина | 1990 |
|
SU1716195A1 |
Шестеренная гидромашина | 1987 |
|
SU1513198A1 |
Шестеренная гидромашина | 1988 |
|
SU1560801A1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 2003 |
|
RU2262619C2 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 2007 |
|
RU2343315C1 |
НАСОС ШЕСТЕРЕННЫЙ | 1997 |
|
RU2155881C2 |
А-А
HJr JLlTL
.,l
Б-6
в-в
/7
vuz г
иг.З
Даты
1971-01-01—Публикация