Изобретепие относится к траисиортпому машиностроению, в частности к механизмам переключения передач в коробках передач, например, тракторов.
В реальных условиях эксплуатации тракторов имеют место многочисленные случаи выхода из строя переключающихся зубчатых колес коробок перемены передач. Одиой из основных причин, лимитирующих срок службы переключающихся зубчатых колес, является торцовый скол и изиос.
Торцовый скол и изиос зубьев переключающихся зубчатых колес коробок перемены передач является следствием соударения торцово переключающихся зубчатых колес при переключении передачи.
Известны механизмы переключения передач, например, в автомобилестроении, в которых для уменьщения торцового скола и износа цри переключении передач применяются щестерни с постоянным зацеплением, а включение этих щестерен осуществляется зубчатыми муфтами. Часто в муфту включения монтируется синхронизатор, предназначенный для уравнивания угловых скоростей зубцов, подлежащих соединению (для безударного включения). Для этой цели служат конические поверхности синхронизатора, благодаря силе треиия производящие подгон и торможение этого зубчатого элемента, который связан с
меньщимн массами. Недостаток данной конструкции - наличие щестерен с постоянным зацеплением и синхронизаторов, иредставляющих собой достаточно сложные узлы, трудоемкие и относительно дорогостоящие в изготовлении.
Известны механизмы переключеиня передач, состоящие из установленных на иараллельных валах аксиально подвижных цилиндрических
зубчатых колес, вводимых в зацепление друг с другом, у которых для облегчеиия включения зубьев при переключеиии передач их торцовые части скащивают или скругляют в поиеречном сечении. Однако наличие в механизме точечного коитакта между торцами зубьев
щестерен в момент соударения их при включеиии передачи приводит в эксплуатации к повыщенному торцовому сколу и изиосу зубьев.
Для иовыщения прочности торцов зубьев
подбирают материал для изготовлеиия зубчатых колес, осуществляют зубозакругление торцов зубьев, повышают твердость поверхностного слоя и т. п. Однако все это малоэффективно и не приводит к значительиому умеиьщению торцового скола и износа.
В предлагаемом механизме поверхности торцов пары зубчатых колес со стороны соударения выиолиены в виде взаимоогнбаемых поверхностей, например в виде винтовой по
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм переключения передач | 1981 |
|
SU991092A1 |
СПОСОБ ЗАКРУГЛЕНИЯ ТОРЦОВ ЗУБЬЕВ^^•ООЮгНАЯпдти1т11'1а;ш'^:шБИБЛИО'-^НД | 1970 |
|
SU282031A1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС НА ТОРЦОВЫЙ | 1972 |
|
SU357488A1 |
ПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1992 |
|
RU2071575C1 |
СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2272945C2 |
Механизм переключения передач | 1977 |
|
SU630102A2 |
Способ испытаний зубчатых колес на торцовый износ | 1977 |
|
SU649979A1 |
СИНХРОНИЗАТОР ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 1970 |
|
SU261184A1 |
ДИСКОВЫЙ СИНХРОНИЗАТОР | 1996 |
|
RU2137956C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1969 |
|
SU255747A1 |
Авторы
Даты
1971-01-01—Публикация