Шинизация челюстей заключается в закреплении ОТЛОМКОВ челюстей наложением на челюсти специальных челюстных шин, которые ДОЛЖНЫ точно и строго соответствовать индивидз/альным особенностям формы и величины ОТЛОМКОВ челюстей, а также количеству и положению зубов каждого пострадавшего.
Для этого челюстные шины изготовляются ИЛИ по гшпсовой модели, приготовляемой по снятому со рта пострадавшего слепку, ИЛИ же, чаще всего,- на-глаз. Изготовление по ипcoвoй модели челюстных шин требует навыков зубо-нротезной техники и специального оборудования, недостижимого в условиях военно-полевой и даже обычной больничной работы. В настоящее время наибольшее применение имеют внутриротовые челюстные шины, изгибаемые на-глаз при помощи плоскогубцев и пальцев из 2 МИЛЛИМ, алюминиевой или нейзильберовой проволоки с многократным примериваниём и подгонкой шины во рту пострадавшего к форме зубной дуги.
Подобный способ чрезвычайно мучителен Для пострадавшего, крайне утомителен ДЛЯ врача и требует не только значительного времени (с фиксацией-
59
до 2 часов и более), но и большого опыта и специальных навыков зубоврачебной работы.
Поэтому в настоящее время шинизация челюстей применяется преимущественно в СТОЛИЧНЫХ центрах крайне немногочисленным кадром специалистов стоматологов. Основная же масса врачей хирургов из-за трудности способа не в состоянии применять шнаизацию челюстей и потому значительной части пострадавших с переломом челюстей специальная помощь в виде шинизации не оказывается, что ведет или к их гибели, ИЛИ к частичной инвалидности и резкому обезображиванию.
Предлагаемое изобретение имеет в виду упростить изготовления челюстных шин, сократив время работы во рту пострадавшего при снятии проволочного шаблона, по которому в дальнейшем формуется сама проволочная шина.
Для закрепления шаблона на доске применены специальные гвозди или снабженные боковыми поперечинами для возможности формования проволочной шины в различных плоскостях, или двойные гвозди Н, h, Ч-образной формы; как те, так и другие могут иметь боковую
державку для облегчения вколачивания их. Дляфиксации шины к зубам и наложения эластичных тяг при вытяжении челюсти применены бусины из пластического металла, снабженные каналом для проведения проволоки, обвиваемой вокруг зуба; концы проволоки зажимаются путем расплющивания бусины. На чертеже фиг. 1 и 2 поясняют изготовление проволочного шаблона; фиг. 3-5-укрепление шаблона на доске, фиг. б и 7-изготовление шины по шаблону; фиг. 8 и 9:-фиксацию шин к зубам при помош,и проволоки и бусин; фиг. 10, и 11-наложение эластичных тяг для вытяжения челюсти; фиг. 12 - 20 изображают вид спереди различных специальных гвоздей.
Упрощенный способ изгибания проволочных челюстных шин заключается в изгибании во рту пострадавшего по наружному контуру зубной дуги индивидуального проволочного шаблона 7 из 1-миллим, прогретой алюминевой проволоки (фиг. 1, 2), в укреплении шаблона расплавленным воском к доске (фиг. 3), забивании контурирующих шаблон прямых гвоздей игвозаей с боковыми штифтами (фиг. 4 и 5) и изгибании по гврздям челюстной шины из 2-миллим. алюминиевой проволоки 2 (фиг. б и 7).
Упрощеянь1й способ закрепления челюстных шин и вытяжения шинированных отломков челюстей состоит в применении специальн лх металлических бусин 4 со сквозным отверстием, которые наде. ваются на концы завитков фиксационных лигатур 3, привязывающих шину к зубам. Бусины по завитку продвигаются к шине, зажимаются плоскогубцами, концы завитков срезаются и образуют опорные пункты для надеваемых резиновых колец 5, служащих для межчелюстного вытяжения (фиг. 8-11).
Предлагаемые бусины из мягкого пла ;тического металла (свинец, олово или их сплавы), диаметром 5 мм, со сквозным отверстием 1 мм, заменяют изгибание на челюстной шине так называемь1х зацепных петель или фиксационных колечек Тигерштедта, что значительно упрощает и ускоряет шинизацию челюетей.
Упрощенный способ фиксации и вытяжения отломков челюстей без пользования челюстными шинами состоит в обвязывании каждой пары зубов лигатурной проволокой 3, охватывающей два зуба в форме цифры 8 (фиг. 8). На концы завиткоВ лигатурной проволоки надеваются указанные выше бусины , которые продвигаются по завитку к зубам, зажимаются плоскогубцами, концы завитков срезаются и образуют опорные пункты для надевания резиновых колец 5, служащих для межчелюстного вытяжения (фиг. 11).
Возможность не пользоваться для фиксации и вытяжения отломков челюстей челюстными шинами в высокой степени ускоряет, упрощает и облегчает оказание первой помощи при переломах челюстей.,
Для изгибания челюстных шин по упрощенному способу применяются два основных типа гвоздей: прямые гвозди и гвозди с боковными штифтам0.
Прямые гвозди, длиной в 20,5 мм и толщиной в 1,5 мм.,-стальные, с одним заостренным концом, типа граммофонных иголок. При помощи таких гвоздей изгибаются только одноплоскостные шины. Шины, изогнутые в различных плоскостях, изгибаются при помощи гвоздей с боковыми штифтами.
Гвозди с одним коротким боковым шти фтом (фиг. 12) изготовляются из меди, стали или дюралюминия посредством штамповки или припайки бокового штифта серебром или электросварки. Эти гвозди применяются для изгибания как одноплоскостных чейюстных шин, так и шин, имеющих изгибы в различных плоскостях. Забиваются гвозди у проволочного шаблона так, чтобы короткие боковые штифты, располагаясь над шаблоном, прикасались к шаблону, не придавливая его к доске (фиг. 5). Проволока изгибаемой шины ложится на короткие боковые штифты (фиг. 7).
Изображенный на фиг, 14 гвоздь имеет два параллельно расположенные на одной стороне коротких боковых штифта. При применении этих гвоздей проволока изгибаемой шины проводится между боковыми штифтами, что создает большой упор для проволоки и облегчает изгибание шины.
Изображенный на фиг. 16 двойной штифт состоит из двух прямых гвоздей.
соединенных перекладиной. При примЁненни этих гвоздей, проволока изги- j баемой шины заводится сверху между двумя ножками гвоздя и ложится на перекладйну. Данный вид гвоздя облегчает изгибание шин, обладающих сложным контуром, в частности изгибаемых при дефекте части челюсти с так называемыми распорочными загибами. Сдвоенность гвоздя обеспечивает большую его прочность, удобство забивания и крепкость упора для изгибаемой проволоки.
На фиг. 17 изображен гвоздь, состоящий из длинной ножки и Н :образной короткой ножки, скрепленных перекладиной. При применении этих гвоздей проволока изгибаемой шины ложится на перекладину. Гвоздь забивается у проволочного шаблона так, чтобы длинная ножка соприкасалась с проволочным шаблоном и перекладина расположилась над шаблоном. Ч-образный вид гвоздя фиг. 18) обеспечивает одновременно хороший улор для проволоки изгибаемой шины и быстроту забивания.
Изображенный на фиг. 20 гвоздь со- j стоит из длинной и короткой ножек, i крепленных перекладиной и располо-} женным над перекладиной верхним коротким боковым штифтом. Данный вид гвоздя, благодаря наличию второй j короткой ножки, имеет особую устой- i чивость, обеспечиваюш;ую полную неподвижность забитого гвоздя при изгибании шины со сложным контуром.
Для более удобного вколачивания гвоздей они могут быть снабжены боковой державкой в виде более длинного поперечного штифта (фиг. 13, 15 и 19).
Предмет изобретения.
1.Приспособление для изготовления челюстных шин путем снятия йроволочного шаблона во рту пациента и формования по нему самой проволочной шины, изгибаемой соответственно расположению фиксирующих шаблон кдоске специальных гвоздей, отличающееся тем, что применяемые для фиксации шаблона гвозди снабжены на различной высоте одной или несколькими боковыми поперечинами с целью осуществления возмо)кности формования проволочной шины в различных плоскостях (фиг, 5 и 7).
2.В приспособлении по п. I применение двойных гвоздей, образованных присоединением к боковой поперечине ординарного гвоздя второго гвоздя целиком или только одной нижней, заостренной, или же только одной верхней, притупленной частью гвоздя с целью создания двойных гвоздей Н-образной, ri-образной и Ч-образной формы (фиг. 16, 17, и 18).
3.В приспособлении по п. п. 1 и 2 снабжение гвоздей боковой державкой для облегчения вколачивания их (фиг. 13, 15 и 19).
4.В приспособлении по п. 1 применение для фиксации изготовленной проволочной шины к зубам и для наложения эластических тяг для вытяжения челюсти бусин из мягкого пластического л еталла, снабженных сквозным каналом для проведения и. зажатия, путем расплющивания бусины, концов проволоки, обвиваемой вокруг зуба (фиг. 8-11).
з:
LH
-8z I
43
Авторы
Даты
1933-12-31—Публикация
1932-05-23—Подача