Изобретение относится к пластичным смазкам для Использования ма т,раиоиорте, в нефтеперерабатывающей, машиностроительной и других отраслях промышленности.
Известно больаюе количество различных пластичных смазок (-иа основе Мнверального масла, синтетического углеводорода или полиоилоксана, загустителя и присадок), применяемых в приборах и механизмах с резиновыми деталями.
При этом в каждом конкретном случае подбирают смазку, вызывающую допустимое (желательно мйпимальное) изменение веса и объема резииовых деталей, контактирующих со смазкой |ири эксплуатации и хранении соответствующего механизма, считая, что в такой смазке ие будут изменяться свойства деталей.
Однако малое изменение (и даже стабильность) веса н объема резиновых деталей, как показали исследования, не равнозначно стабильности их состава и свойств при контакте со смазкой. Это объясняется тем, что между резиной и смазкой происходит взаимный обмен компонеитами до наступления равновесия, зависящего от соотдощения растворимости каждого компонента в резине и смазке. Ири определенном подборе состава смазки и резины количестве компонентов смазки, проникших в резину и вызывающих ее набухание, может равняться количеству ингредиентов, экстрагируемых из резины смазкой. В результате, хотя суммарный вес и объем резины остаются постоянными, состав ее, а следовательно, и свойства изменяется. Особенно это проявляется на специфических свойствах резины, придаваемых ей специально вводимыми ингредиентами, замещение которых компонента ми смазки сразу сказывается на соответствующих показателях резиновых деталей.
Так при контакте смазки ЖТКЗ-65 (на основе велосита и мыльного загустителя) с уплотнителями автотормозов из ipe3H.H на основе нитрильных каучуков происходит резкое падение морозостойкости уплотнителей и эластичности при температурах выше 0°С при незначительном изменении их веса вследствие замещения в резине пластификаторов (дибутилфталата и дибутилсебацината), придающих резине морозостойкость. Аналогичное явление наблюдается и при контакте резин, содержащих пластификаторы, с другими смазками.
Целью изобретения является создание пластичной смазки для механизмов с резиновыми деталями, не вызывающей изменения свойств последних при эксплуатации. Для этого предлагается в состав смазки вводить пластификатор, одноименный с содержащимся в резпне. В качестве пластификатора желательно
вводить дибутилфталат или дИ|бутилсебацинат, или их смесь в количестве 7-10 вес. %.
Смазка состоит из основы - мииеральяого ма-сла, сиитетического эфира, полисилоксана или их смеси,-ииертной по отношению к каучуковому веществу резины или вызывающей минимальное набухание его; одного или нескольких пластификаторов, содержащихся в резине и таридающих ей специфические свойства, пластификаторы вводят в смазку в количествах, достаточных для создания равновесия между омазкой и резиной, когда состав резины не изменяется; загустителя, инертного к кауч жо1во(му В1вще1ству резины иля вызывающему минимальное набухание его; присадок.
При контакте такой пластичной смазки с резиновой деталью практически не происходит эмстрагирования пластификаторов из резины и изменения специфичных свойств последней.
Пример. При изготовлении пластичной смазки для тормозных приборов подвижного железнодорожного состава (смазка типа ЖТКЗ-65 на основе велосита, содержащая стеарин, полимеризованное касторовое масло, гидрат окиси лития, церезин и дифениламин) вместо велосита с анилиновой точкой 75°С,вызывающего набухание ненаполненного вулканизата нитрильного каучука на 23%, применяют велосит с анилиновой точкой 85°С, в котором неналолненный вулканнзат набухает только на 8%, в смеси с 10% дибутилфталата. После контакта с такой смазкой в течение 24 час при 70°С уплотни тельная резина Н-26-16в на основе нитрильного каучука, содержащая дибутилфталат и дибутилсебацйнат, имела при минус 50°С эластическое восстановление 0,21 и температуру хрупкости минус 55°С при увеличении веса на 2,5-3%. После пребывания резины Н-26-16в в этих условиях в серийной смазке ЖТКЗ-65, не содержащей дибутилфталата, эластическое восстановление при минус 50°С равнялось 0,03, а вес увеличился на 2- 3% при анилиновой точке велосита 75°С и уменьщался на 6% при анилиновой точке85°С.
Введение 10% дибутилфта л ата фактически не отразилось на остальных свойствах смазки.
Для работы в тормозных приборах грузовых железнодоролсных полувагонов, поступающих зимой перед разгрузкой смерзщегося сыпучего груза в тепляки, требуется пластичная смазка, работоопособная при минус 60-плюс 150°С. Однако силиконовые смазки (например, ЦИАТИМ-221), обеспечивающие работу механизмов в таких условиях, применять в тормозных приборах нельзя. Было установлено, что эти смазки сильно экстрагируют пласти|фикаторы из резин на основе полярных каучуков и резко снижают их морозостойкость (например, за 24 час при 70°С -вес резины Н-26-16вуменьщается на 7%, температура хрупкости повыщается с минус 57 до минус 41°С, а эластическое восстановление при минус 50°С падает с 0,30 до 0,03). Использовать же в уплотнительных деталях резину на основе неполярных каучуков, стойкую к силиконовым смазкам, невозможно, потому что такие детали будут сильно на|бухать в каплях и парах компрессорного масла, разносимого током воздуха по тормозной системе.
ВведениеВ смазку ЦИАТИМ-221 всего 7,5% смеси дибутилфталата с дибутилсебащинатом в соотнощенИи 7: 3 (в таком соотношении эти пластификаторы содержатся в резине Н-2616в) привело к сохраиению исходной морозостойкости резины Н-26-16в после пребывания ее в смазке в течение 24 час при 70°С при увеличении веса резины всего «а 1,2%.
Предмет изобретения
1.Пластичная омазка для механизмов с резиновыми деталями на основе дисперсионной среды, загустителя и присадок, отличающаяся тем, что, с целью повышения стабильности резины при контакте со омазкой, в состав последней введен пластификатор, одноименный с содержащимся в резине.
2.С.мазка по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве пластификатора введен дибутилфталат или дибутилсебацинатилиихсмесь в количестве 7-10 вес. %.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ КОНТАКТА С РЕЗИНОВЫМИДЕТАЛЯМИ | 1972 |
|
SU352933A1 |
Способ обработки резиновых изделий после эксплуатации в агрессивной рабочей среде | 1972 |
|
SU454237A1 |
Резиновая смесь на основе бутадиеннитрильного каучука | 1972 |
|
SU450817A1 |
МОРОЗОСТОЙКАЯ РЕЗИНОВАЯ СМЕСЬ НА ОСНОВЕ ПРОПИЛЕНОКСИДНОГО КАУЧУКА | 2005 |
|
RU2294341C1 |
ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ОСОБО СЛОЖНЫХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ, УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ПОДВИЖНЫХ И НЕПОДВИЖНЫХ СОЕДИНЕНИЙ, ДИАФРАГМА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2009 |
|
RU2413741C2 |
Пластичная смазка | 2020 |
|
RU2764435C1 |
ЦЕОЛИТОСОДЕРЖАЩАЯ МОРОЗОСТОЙКАЯ РЕЗИНОВАЯ СМЕСЬ | 2006 |
|
RU2326903C1 |
Морозо- и маслостойкая резиновая смесь на основе смесей каучуков и способ ее получения | 2019 |
|
RU2705069C1 |
Морозостойкая резиновая смесь для изготовления резинотехнических изделий с широким температурным диапазоном эксплуатации | 2023 |
|
RU2807833C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ ПРИБОРОВ | 1967 |
|
SU195013A1 |
Даты
1972-01-01—Публикация