Изобретение относится к машиностроению и может найти .применение в приборостроении и станкостроении.
Известны зубчатые сцепные муфты, применяемые для нересекающихся под углом валов. В таких муфтах применяются в качестве нолумуфт конические колеса.
Цель изобретения - обеспечить передачу крутящего момента при любом взаимном пространственном расположении валов.
Для этого в качестве полумуфт применяют прямозубые эвольвентные колеса, для обеспечения ввода и вывода которых из зацепления предусмотрены скосы на зубьях.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема предлагаемой зубчатой муфты, две проекции; на фиг. 2 - один из возможных вариантов исполнения подвижной нолумуфты; на фиг. 3 - другой возможный вариант исполнения подвижной полумуфты; на фиг. 4 - определение .положения расчетных сечений колес на осях относительно общего перпендикуляра к осям колес. Муфта содержит две полумуфты 1 и 2, выполненные в виде прямозубых эвольвентных колес, рычаг 3 механизма включения, упоры 4 и 5, ограничивающие перемещение подвижной полумуфты / в осевом направлении. С - кратчайщее расстояние между осями колес, го - радиус основной окружности колеса 2. В сцепленном состоянии рабочая плоскость (расчетное сечение) колеса / (для приведенного «а фиг. 1 случая механизма с углом скрещивания 90° и передаточного отношения, равного 1) находится от оси колеса 2 на расстоянии радиуса основной окружности колеса 2 (го), а рабочая плоскость колеса 2 находится от оси колеса 1 на расстоянии радиуса основной окружности колеса / (го). В сцепленном состоянии колесо / находится в крайнем левом положении, регулируемом упором 4.
Расположение расчетных сечений (рабочих плоскостей) может быть как на торцах, так и не на торцах. В данном примере они расположены на колесе 2 на торце, на колесе 1 выполнены в виде кромки с тупым углом (см. фиг. 3 сечение .6-.6).
Для выключения муфты достаточно колесо 1, имеющее возможность осевого перемещения, отодвинуть вправо до упора 5 (см. фиг. 1). Включение производится рычагом 3, входящиаМ в паз 6 ступицы колеса J. (Колесо / может передвигаться любым способом с помощью любого механизма: пневматического,
:гидравлического, магнитного).
Для включения муфты колесо / следует передвинуть в осевом направлении влево до упора 4. Причем включение механизма во. избежание заклинивания колес и поломки
полу.муфт в зацепление. Это достигается установкой на упоре 4 специального включателя.
Если угловые перемещения валов полумуфт после остановки механизма отсутствуют, то не требуется специальные устройства для облегчения ввода зубьев полумуфт в зацепление.
Если необходимо только разомкнуть зубчатую кинематическую пару во избежание сваривания, то можно отвод колеса 1 делать на такую величину, чтобы зубья колеса 1 не вышли из впадин колеса 2, чего можно добиться соответствующей регулировкой упора 5. Для того, чтобы зубья колеса I легче входили в зацепление, т. е. попадали во впадины колеса 2, торцовые поверхности могут быть снабжены специальными скосами. Форма скосов, углы скосов зависят от угла скрещивания осей колес, от числа зубьев колеса, передаточного отношения, коэффициента трения скольжения материалов сцепляемой пары колес.
Для облегчения введения зубьев полумуфт в зацепление могут быть скошены нерабочие стороны зубьев (см. фиг. 4), а также могут служить заостренные зубья, особенности на неподвижной полумуфте.
Зацепление является точечным и однопрофнльным (на фиг. 2 направление вращения показано стрелкой). Колеса работают своими расчетными сечениями, определяемыми в зацеплении как сечения колес плоскостями, проходящими через линию зацепления перпендикулярно осям (см. на фиг. 5 вид на муфту по направленню общего перпендикуляра к осям со стороны первого колеса).
Линия зацепления L параллельна кратчайшему расстоянию между осями колес L и пересекает ось мгновенного относительного винтового движения X-X нод прямым углом. Положение расчетных сечений на соответствующих осях нри пронзвольном угле скрещивания осей определяется по формулам:
, 6i, bz
tj - -i - - ,
tg tg|i
где /1, /2 - расстояния расчетных сечений от общего нерпендикуляра к осям AI и , bi, 62 - радиусы основных цилиндров колес, а, р - углы, составляемые осями колес с мтновенной осью X-X относительно винтового движения колес.
Кратчайшее расстояние с между осями полумуфт связано с радиусами основных окружностей колес формулой:
c(6i+b2)tga3,
где аз - угол заценления колес плоского зацепления, происходящего, если плоскость одного расчетного сечения повернута вокруг лиНИИ зацепления до совпадения с плоскостью расчетного сечения.
Предмет изобретения
1. Зубчатая муфта, содержащая установленные на валах две полумуфты, зубья которых сцеплены между собой под углом, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения передачи крутящего момента при любом взаимном
пространственном расположении валов, полумуфты выполнены в виде прямозубных эвольвентных колес, взаимодействующих одной стороной профиля зубьев.
2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что на торцовой поверхности одного из колес на каждохМ зубе выполнены симметричные относительно его оси скосы.
3.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что на нерабочих боковых поверхностях зубьев одного. из колес выполнены скосы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатое колесо | 1990 |
|
SU1832168A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1972 |
|
SU345307A1 |
СПОСОБ ХРУСТАЛЕВА Е.Н. ПОВЫШЕНИЯ КОНТАКТНОЙ И ИЗГИБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЭВОЛЬВЕНТНОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ И ЭВОЛЬВЕНТНОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2703094C2 |
НЕРЕВЕРСИВНАЯ ВИНТОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1973 |
|
SU362163A1 |
Способ нарезания конических колес на станках с ЧПУ | 1989 |
|
SU1720815A1 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2001 |
|
RU2199046C2 |
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2224154C1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА | 2003 |
|
RU2241151C1 |
ПРЯМОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2160403C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1999 |
|
RU2165339C2 |
Даты
1972-01-01—Публикация