ШСЕСОЮЗНАЯ I Советский патент 1972 года по МПК F16H25/20 

Описание патента на изобретение SU344660A1

Изобретение относится к области машиностроения.

Известны гидростатические гайки, установленные на винте. Между сопрягаемыми резьбовыми поверхностями винта и гайки подается масло через маслоподводящий канал, а удаляется через маслоотводящий канал. Масляная пленка предотвращает контакт сопрягаемых резьбовых поверхностей и их износ, снижает потери на трение. Однако при работе известных гидростатических гаек имеет место утечка масла на кромках прилегающих поверхностей.

В этом случае утекающее масло собирают в предназначенные для этой цели оболочку и желобок, а затем после тщательного фильтрования его вновь используют в системе циркуляции смазки.

Такое решение требует очень больщих затрат и конструктивно сложно.

При использовании предлагаемого изобретения полностью устраняется утечка масла при сохранении необходимого количества его между сопрягаемыми резьбовыми поверхностями гайки и винта и предотвращается попадание грязи в зону масляной пленки.

Описываемая гидростатическая гайка отличается тем, что зона масляной пленки ограничивается кольцеобразными уплотняющими канавками, выполненными в отверстии гайки, и

в этих канавках поддерживается пневматическое давление. Уплотняющие канавки выполнены с внутренней стороны гайки вблизи обоих ее торцов.

Для подвода среды под давлением в уплотняющие канавки в гайке выполняется продольное отверстие с поперечными сквозными каналами. Кроме того, вблизи уплотняющих канавок

(с внутренней стороны) предусматриваются камеры для улавливания масла, соединенные с отверстием (каналом) для отвода масла.

Это необходимо для того, чтобы масло под давлением в основном оттекало через улавливающие камеры, а уплотняющие с,:;. жили бы только для недопущения вытекания масла наружу.

В предлагаемой гайке выполнено несколько аксиальных подводящих каналов, соединенных с одним общим каналом для подвода масла под давлением к капиллярным дросселям через проточные каналы. Эти подводящие каналы должны соединяться в корпусе гайки при помощи распределительного кольцевого

канала.

Маслоподводящий трубопровод соединяется с одним из подводящих каналов. Масло под давлением поступает в капиллярные дроссели через противолежащие в осевом напразлебуется только одно подключение снаружи маслоподводящего трубопровода. Наиболее целесообразным является расположение распределительного канала или кольцевых распределительных каналов на наружной периферии гайки, перекрытой втулкой, надетой на гайку. Кольцевые распределительные каналы могут располагаться и во втулке. Для устранения повышения температуры смазочного масла под давлением параллельно спиралеобразным капиллярным дросселям помещаются каналы, по которым протекает охлаждающая среда. Подводящие каналы, по которым подается среда, создающая давление, масло под давлением и охлаждающее средство, а также соответствующие каналы для отвода этих сред расположены аксиально, а подключение к соответствующим питающим трубопроводам происходит во фланце, предусмотренном на торце гидростатической гайки. На фиг. 1 изображена описываемая гидростатическая гайка, поперечный разрез; на фиг 2 - гайка и винт с каналами для подвода масла под давлением, продольный разрез; на фиг. 3 - гайка, вид сбоку (плоскость сечения повернута и видны подводящий и отводящий каналы для охлаждающей жидкости); на фиг. 4 - гайка в разрезе (плоскость сечения еще раз повернута и виден один маслоотводящий канал); на фиг. 5 - развертка наружной продольной стороны гайки без втулки; на фиг. 6 - развертка гайки без системы охлаждения; на фиг. 7 - развертка гайки с системой охлаждения и распределительными кольцевыми каналами. В предлагаемой гидростатической гайке /, имеющей внутреннюю коническую резьбу 2, вращается винт 3 с конической наружной резьбой 4. На профилях внутренней резьбы 2 имеются масляные карманы 5, в которые нагнетается масло через поперечные каналы б, выполненные в гайке. Подача нагнетаемого масла в поперечные каналы 6 производится через капиллярные дроссели 7, в которые масло поступает через подводящие каналы (на чертежах не показаны). Капиллярные дроссели 7 состоят из канавок 8, расположенных вдоль наружных продольных сторон гайки I, плотно охваченной втулкой S. Нагнетаемое масло протекает из масляных карманов 5 в направлении головок 10 и впадин П резьбы гайки и образует между витками внутренней резьбы 2 и наружной резьбы 4 масляную пленку, стойкую к давлению. Отсюда масло частично протекает к впадинам 11, где имеются канавки 12, по которым масло течет через поперечные каналы 13 к маслоотводящему продольному каналу 14, выполненному в гайке 1 и связанному с масляным резервуаром (на чертежах не показан). каналы 13 к маслоотводящему каналу 14. У наружных кромок масляной пленки имеются кольцеобразные маслоулавливающие камеры 15, которые также соединены с маслоотводящим каналом 14. Для предотвращения вытекания масла из масляных камер 15 между этими камерами и торцами 16 гайки 1 расположены кольцеобразные уплотняющие канавки 17, которые соединены сквозными каналами 18 с продольным каналом 19. Благодаря этому уплотняющие канавки постоянно заполняются сжатым воздухом. Вследствие относительно больщих размеров камер для улавливания масла, протекающего в направлении уплотняющих канавок, его давление снижается до атмосферного, поэтому сжатый воздух, подаваемый в уплотняющие канавки, должен иметь давление, которое несколько превышает давление вытекающего масла. Подача масла в каналы 6 производится через капиллярные дроссели 7, к которым масло под давлением подводится по подводящим каналам 20. Верхний торец гайки 1 выполнен в виде фланца 21, в котором радиально размещены соединительные элементы (фитинги) 22. Соединительный элемент 22 служит для подвода масла под давлением из источника (на чертежах не показан) к подводящему каналу 20. Соединительный элемент 22 связан с каналом 23, по которому отводится наружу охлаждающее средство, а соединительный элемент 22 служит для подачи сжатого воздуха в продольное отверстие 19. К соединительным элементам 22 подключены каналы 24, соединяющие указанные элементы с каналами 14, 20, 23, 19. Эти каналы перекрываются на торцевой стороне фланца 21 пробками 25. Подведенное по каналу 23 охлаждающее средство поступает в охлаждающие каналы 26 через поперечные каналы 27, расположенные параллельно вращающимся капиллярным дросселям 7 на наружной периферии гайки / и имеющие тот же щаг, что и капиллярные дроссели 7. Охлаждающее средство поступает в охлаждающие каналы в обоих направлениях, затем протекает через поперечный канал 28 в канал 23, а отсюда поступает наружу через соединительный элемент 22. Первая система для подвода масла под давлением состоит из подводящих каналов 20, в каждый из которых масло нагнетается через соединительный элемент 22, расположенный во фланце 21. Остальные относящиеся к той системе подводящие каналы 20 распреелены радиально по периферии и концы их закрыты.

ется через канал 29, связанный с распределительными кольцевыми каналами 30 и 31.

Масло под давлением подводится к капиллярным дросселям 7 через сквозные каналы 32.

На выходе из капиллярных дросселей 7 масло попадает в масляные карманы 5 через каналы 6.

Из масляных карманов 5 масло протекает через поперечные каналы 13 в маслоотводящие каналы 14.

Параллельно капиллярным дросселям 7 (см. фиг. 7) расположены охлаждающие каналы 26, в которые охлаждающая среда поступает через подводящие каналы 23 и поперечные каналы 27.

Поперечные каналы 6 (см. фиг. 5), соединенные с капиллярными дросселями 7, выпущены наружу через втулку 9.

Для измерения давления масла в поперечных каналах 6 и, следовательно, в масляных карманах 5 можно вывернуть одну (или не-сколько) резьбовую пробку 33 и вместо нее ввернуть в это отверстие прибор для измерения давления (манометр). Таким образом, можно замерять давление в различных масляных карманах.

Предмет изобретения

1. Гидростатическая гайка, установленная на винте, на резьбовые поверхности которого подается масло через маслоподводящий канал и удаляется через маслоотводящий канал, отличающаяся тем, что, с целью предотвращения утечки масла, с внутренней стороны гайки вблизи обоих ее торцов выполнены кольцеобразные уплотняющие канавки, в которых

при помощи сжатого воздуха создается соответствующее давление.

2.Гайка по п. 1, отличающаяся тем, что для подвода сжатого воздуха под давлением в

уплотняющие канавки в ней выполнено продольное отверстие с поперечными сквозными каналами.

3.Гайка по п. 2, отличающаяся тем, что вблизи уплотняющих канавок, с внутренней

стороны, предусмотрены кольцеобразные камеры для улавливания масла, соединенные с маслоотводящим каналом.

4.Гайка по пп. 1-3, отличающаяся тем, что в ней выполнено несколько вспомогательных

осевых подводящих каналов, соединенных с основным маслоподводящим каналол и подающих масло под давлением в капиллярные дроссели, предусмотренные в теле гайки, а вспомогательные каналы соединены между собой кольцевым распределительным каналом, причем щтуцер маслоподводящей магистрали соединен с одним из вспомогательных подводящих каналов.

5.Гайка по пп. 1-4, отличающаяся тем, что снабжена втулкой надетой на гайку, а

кольцевые распределительные каналы выполнены на наружной поверхности гайки и перекрыты втулкой.

6.Гайка по п. 5, отличающаяся тем, что кольцевые распределительные каналы расположены во втулке, надетой на гайку.

7.Гайка по п. 4, отличающаяся тем, что параллельно капиллярным дросселям имеются каналы для подвода охлаждающей среды.

8. Гайка по п. 4, отличающаяся тем, что она выполнена с фланцем, в котором образованы радиально расположенные соединительные каналы, связанные вспомогательными подводящими каналами.

Похожие патенты SU344660A1

название год авторы номер документа
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 1971
  • Иностранец Манфред Бейземанн
  • Федеративна Республика Германии
  • Иностранна Фирма П. Конингс Машиненфабриек Лизер Метаалгиетерий Н. В.
SU298138A1
Маслоподвод на вращающийся шпиндель 1979
  • Чмут Александр Алексеевич
SU861832A1
ПРИВОД ПРОКАТНОГО СТАНА 1998
  • Зайдль Карл-Хайнц
  • Кюн Хельмут
RU2198046C2
ОПОРА ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Прокофьев Валентин Васильевич
RU2450140C1
Межроторная опора газотурбинного двигателя 2015
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Лукин Виктор Александрович
RU2608512C2
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТОЛКАТЕЛЬ 2001
  • Ошуев В.М.
  • Яковлев В.А.
RU2179641C1
Межроторная опора газотурбинного двигателя 2014
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Лукин Виктор Александрович
  • Щербаков Василий Васильевич
RU2609887C2
ГИДРОКОМПЕНСАТОР ЗАЗОРА КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА 2002
  • Синица В.В.
RU2231651C2
Гидростатодинамический подшипник для прокатных валков 1990
  • Кудрявцев Сергей Николаевич
SU1724402A1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2535801C1

Иллюстрации к изобретению SU 344 660 A1

Реферат патента 1972 года ШСЕСОЮЗНАЯ I

Формула изобретения SU 344 660 A1

е Со -. ъ к irj LA ШРШ { ZSl ZZZZ227ZZ7

Л W

tXj

fe // 5 t

/J 20 35 23

20 32 7 ff L/ /±. 7 ff /423

SU 344 660 A1

Авторы

Иностранец Манфред Бейземанн

Федеративна Республика Германии

Иностранна Фирма П. Конингс Машиненфабрик

Даты

1972-01-01Публикация