Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в приводах исполнительных механизмов запорных и отсекающих систем пневмо- и гидроавтоматики. Известны предохранительные муфты, содержащие ведущую и ведомую полумуфты, одна из которых жестко закреплена на ведущем валу, а другая установлена на ведомом с возможностью осевого перемещения относительно последнего и взаимодействующая с регулируемой пружиной сжатия. Известные муфты не могут быть использованы в приводах исполнительных и отсекающих систем пневмо- и гидроавтоматики, поскольку крутящие моменты, передаваемые ими в прямом и обратном направлении, одинаковы. Особенностью описываемой конструкции фрикционной предохранительной муфты является то, что на ее ведомом валу между ведущей и ведомой полумуфтами свободно установлена втулка, снабженная с одного торца клиновым выступом, входящим в ответный клиновой паз, выполненный на ведущей полумуфте. Это обеспечивает передачу неравных по величине крутящих моментов при изменении направления вращения. Кроме того, с целью обеспечения регулировки момента начала вращения ведомого вала при реверсе, в клиновом пазу ведущей полумуфты закреплена планка с возможностью поворота при регулировании относительно оси муфты, взаимодействующая с клиновым выступом втулки. На фиг. 1 схематически изображен общий вид предлагаемой муфты; на фиг. 2 - муфта в разрезе; на фпг. 3 - клиновой выступ втулки и OTBCTHbiii паз на ведущей полумуфте; на фиг. 4 - вид по стрелке В на фиг. 3. Муфта содержит ведущий вал 1; ведущую иолумуфту 2, жестко закрепленную на ведущем валу при помощи щтифта 3; втулку 4, свободно сидящую на ведомом валу 5; ведомую полумуфту 6, которая имеет возможность перемещаться в осевом направлении вдоль щпонки 7; пружину 8; гайку 9, регулирующую сжатие пружины, и коитргайку 10. Ведущая иолумуфта имеет паз //, в который входит выступ 12 втулки. Паз переходит в кольцевую канавку, в которой крепится кольцевая планка 13 при помощи винта 14. В кольцевой планке имеется кольцевая нрорезь. Паз и выступ имеют наклонные поверхности 15 и 16, образующие клиновую пару. Выступ и кольцевая планка имеют поверхности /7 и 18, параллельные оси вращения. При закрывании иснолнительного механизма (движеиие по стрелке А) вращение ведущего вала передается ведущей полумуфте через щтифт. Поверхность кольцевой планки упирается в
поверхность выступа и вращение, таким образом, передается от ведущей полумуфты ко втулке. Последняя за счет сил трения передает движение ведомой полумуфте, которая вращает ведомый вал. Когда исполнительный механизм срабатывает (вентиль закрывается), ведомый вал останавливается, а следовательно, останавливается и ведомая полумуфта. Втулка при этом перемещается относительно ведомой нолумуфты до тех пор, пока не будет выключен двигатель. Величина максимального крутящего момента, передаваемого муфтой при вращении в прямом направлении нри закрывании исполнительного механизма, определяется силой давления пружины на ведомую полумуфту. Величина сжатия пружины устанавливается гайкой и контргайкой.
При открывании исполнительного механизма ведущая полумуфта начинает вращаться по стрелке Б. Поверхности кольцевой планки и выступа расходятся. При повороте на некоторый угол (зависящий от места установки кольцевой планки на ведущей полумуфте) наклонная поверхность паза касается наклонной поверхности выступа. При дальнейщем повороте ведущей полумуфты выступ скользит по иазу. В клиновидной паре, образуемой наклонными поверхностями, возникает осевая сила, которая сдвигает в осевом направлении втулку и ведомую полумуфту. При этом происходит дополнительное сжатие пружины, вызывающее увеличение передаваемого крутящего момента на фрикционной паре между втулкой и ведомой нолумуфтой. Смещение втулки и ведомой иолумуфты в осевом направлении продолжается до тех иор, пока передаваемый крутящий момент не станет равным моменту &ткрывания, после чего ведомая полумуфта начинает вращаться и передавать вращение ведомому валу- Исполнительный механизм открывается.
Кольцевая планка может быть установлена на торцевой поверхности ведущей нолумуфты на разном расстоянии от паза. Изменяя это расстояние, можно регулировать задержку во
времени момента открывания вентиля относительно момента включения двигателя.
Предмет изобретения
1. Фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую н ведомую полумуфты, одна из которых жестко закреплена на ведущем валу, а другая установлена на ведомом с возможностью осевого перемещения относительно последнего н взаимодействующая с регулируемой пружиной сжатия, отличающаяся тем, что , с целью передачи неравных по величине крутящих моментов при изменении направления вращения, на ведомом валу между
ведущей и ведомой полумуфтами свободно установлена втулка, снабженная с одного торца клиновым выступом, входящим в ответный клиновой паз, выполненный на ведущей нолумуфте.
2. Муфта по н. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения регулировки момента начала вращения ведомого вала при реверсе, в клиновом пазу ведущей полумуфты закреплена планка с возможностью поворота при регулировании относительно оси муфты, взаимодействующая с клиновым ВЫСТУПОМ ВТУЛКИ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для передачи тарированного крутящего момента | 1974 |
|
SU752070A1 |
Фрикционная предохранительнаяМуфТА | 1978 |
|
SU811011A1 |
Предохранительная шариковая муфта | 1976 |
|
SU607076A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА С АВТОМАТИЧЕСКИМ ВЫКЛЮЧЕНИЕМ ПРИВОДА | 1973 |
|
SU398784A1 |
МЕХАНИЗМ ОТКЛЮЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕГО ОРГАНА СТАНКА ПРИ ЕГО ОСТАНОВЕ НА УПОРЕ | 1971 |
|
SU295613A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ РЕГУЛИРУЕМАЯ ШАРИКОВАЯ МУФТА | 1968 |
|
SU222071A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1972 |
|
SU337577A1 |
Предохранительная кулачковая муфта | 1985 |
|
SU1276863A1 |
Предохранительная муфта | 1972 |
|
SU472217A1 |
Фрикционная обгонная муфта | 1990 |
|
SU1783188A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация