является нецелесообразным, поскольку при срабатывании такой муфты сохраняется некоторый вращающий MOiMCHT. Он вызывает активный износ фрикционных дисков, а все механизмы, включенные в эту цепь, испытывают нагрузки, соответствующие предельно допустимому вращающему моменту до тех пор, пока нагрузка на исполнительном органе не уменьшится до уровня, соответствующего нормальной раооте механизма, или до отключения двигателя, приводящего в движение даппую кпнематическую цень.
Цель изобретения - повышеиие иадежноетп срабатывания муфты и долговечности путем умеиьщепия износа фрикционных дисков.
Для этого у фрикционной нредохранительной муфты, содержащей ведущую полумуфту, фрикционный узел, кориус которого соединен с ведомой полумуфтой фрикционным н упорпыми дисками, поджатыми пружипами, а также узел управления, выполиеппый в виде смонтированной на ведущей полумуфте втулки, закрепленпого на корпусе фланца и расположснпых между ним и втулкой упругих элемситов и отжимного узла, выполненного в виде установленной па втулке каретки и помещепного в ее пазу иолзупа, в котором шариирно закреплен конец толкателя, отжимное звено спабжено жестко связаннььм с фланцем кронштейном, установленным в нем и в ползуне штоком с упором и размещеппым на штоке 11однружиненным стаканом, а каретка снабжена расположенпым в ее пазу и в ползупе роликом и соиряженным с ним фиксатором, смонтированным во втулке и ведущей нолумуфте и имеющим унравляющие элемеиты, при этом фрикционный узел снаожен стержнями, охваченными нружииамп и установленными между дисками, фрикционными и упорным, а последний шариирно соединен со свободным концом толкателя. Кроме того, паз каретки может быть выполиен со скосом.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта с частичным продольным разрезом, оощий вид; па фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - схема взаимодействия основных элементов муфты в рабочем положении; иа фиг. 4 - то же, в начале срабатывания; иа фиг. 5 - то же, в конце срабатывания.
Муфта состонт из корпуса фрикционного узла 1, ведущих 2 н ведомых 3 фрикционных дисков, упорного диска 4, нружии 5 зажатия фрикционных дисков, помещенных на стержнях 6 со стаканами 7, диска 8 и радиальных подшинников 9, с помощью которых осуществляется центровка корпуса 1 в сборе с перечпслеппымп деталями на ведомой полумуфте 10. К корпусу 1 прикреплеп узел управления, состоящий из флаица 11 и втулки 12, взаимная
центровка которых осуществляется радиальпо упорными подшипниками 13 и связанных между собой унругимп элементами 14 и отжимным узлом 15.
Втулка 12 соединена с ведущей полумуфтой 16 через пальцы 17 с упругими втулками.
В отжпмпой узел 15 входит кронштейн 18, связаппый с фланцем 11, и каретка 19,
соедпиеипая с втулкой 12. Между кареткой 19 п кронштейном 18 установлена пружина 20 со стаканом 21, имеющим кольцевой бурт 22. В кронштейне 18 помещен шток 23 с упором 24. В пазу 25 каретки 19
устаповлеп ролик 26, смонтированный в нолзуне 27, в котором зафиксирован шток 23, несущий стакан 21, иоджатый иружиной 20 к кронштейну 18. Толкатель 28 концом 29 шарнирио связан с упорным диско.м 4, а другим концом 30 зафиксирован на нолзуне 2.1. В каретке 19 установлен фиксатор 31, нроходящий через втулку 12 н ведущую нолумуфту 16 н связанный рычагом 32 с нланкой 33 и пружиной 34. В
пазу 25 каретки 19 выполпен уступ 35, а в ползупе 27 - капавка 36. Для регулирования износа фрикционных дисков в корпус 1 ввернуты винты 37. 1 рутящ 1й момеит иередается с ведущей
иолумуфты 16 через пальцы 17 на втулку 12, с нее посредством упругнх элементов 14 и отжимного узла 15 па фланец 11, корпус 1 и через фрикционные ведущие 2 и ведомые 3 диски па ведомую иолумуфту 10.
Между стержне.м 6 и стаканом 7 в рабочем состоянии сохраняется зазор 6i (см. рис. 3).
При достижении окружным усилием, соответствующи.м передавае.мому вращающему моменту, зпачепия большего усилия предварительпой затяжки пружин унругих элементов 14 и пружин 20 отжимного узла происходит нроворот втулки 12 относительно фланца 11 за счет унругой деформации
этих пружин. При этом шток 23 перемещает ползун 27, а тот, в свою очередь, нере.мещает копец 30 толкателя 28 относительно шарппрпо закрепленпого в упорном диске 4 копца 29, па величину ба. При перемещепии толкателя 28 от положения, соответствующего иоминальному значению передаваемого крутящего момента (см. фиг. 3), к «среднему (см. фиг. 4), соответствующему максимальному значению
момента начала срабатывания, происходит увеличение расстояния между ненодвижпой в осевом направленин кареткой 19, по которой перемещается ползун 27 с роликом 25, и д ;ском 4. Так как пакет фрикционпых дисков также неподвижеи в осевом паправлепии, то указапиое увеличение расстояния, происходящее за счет перемещепня упорного диска 4 со стаканом 7, вызывает дополпительное сжатие пружин 5.
Между стержнем 6 и стаканом 7 образуется зазор 61 + 62, значение которого максимально при «среднем положении толкателя 28. При дальнейшем относительном перемещении каретки 19 и кронштейна 18 ползун 27 под действием усилия деформации пружин 5, передаваемого посредством толкателя 28, перемеш,ается в крайнее левое положение (см. фиг. 5). Это движение ползуна 27 возможно за счет наличия зазора А2 между стаканом 21 и упором 24, который, выбрав зазор А2, упирается в дно стакана 21. При выполнении паза 25 каретки 19 со скосом 35 ползун 27 с роликом 26 сместится по скосу 35 в осевом направлении на величину бз, а конец 30 толкателя 28 переместится в осевом направлении на величину 6з + 6з, которая больше зазора 61+62, поэтому зазор 61 + 62 полностью выбирается, и усилия пружин 5 воспринимаются стержнями 6, благодаря чему фрикционные диски 2 и 3 загружаются от осевого давления пружин 5 и будут свободно проскальзывать без нагрузки.
Возврату ползуна 27 в исходное положение препятствует фиксатор 31, который под действием рычага 32, установленного на оси планки 33 и связанного с пружиной 34, входит в канавку 36 ползуна 27.
Для возврата муфты в исходное состояние, т. е. в режим передачи нагрузки, фиксатор 31 рычагом 32 выводится из канавки 36 ползуна 27. Поворот рычага 32 можно осуш,ествить, например, электромагнитом.
Муфта предлагаемой конструкции обеспечивает полный разрыв кинематической цепи механизмов и значительно уменьшает износ фрикционных дисков, что позволит уменьшить простои механизмов, связанные с ремонтом и наладкой муфты.
Формула изобретения
1.Фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую полумуфту, фрикционный узел, корпус которого соединен с ведомой полумуфтой фрикционными и упорным дисками, поджатыми пружинами, а также узел управления, выполненный в виде смонтированной на ведущей полумуфте втулки, закрепленного на корпусе фланца и расположенных между ним и втулкой упругих элементов и отжимного узла, выполненного в виде установленной на втулке каретки и помещенного в ее назу ползуна, в котором шарнирно закреплен конец толкателя, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности срабатывания муфты и долговечности путем уменьшения износа фрикционных дисков, отжимное звено снабжено жестко связанным с фланцем кронштейном, установленным в нем и в ползуне штоком с упором и размещенным на штоке подпружиненным стаканом, а каретка снабжена расположенным в ее пазу и в ползуне роликом и сопряженным с ним фиксатором, смонтированным во втулке и ведущей полумуфте и имеющим управляющие элементы, при этом фрикционный узел снабжен стержнями, охваченными пружинами и установленными между дисками фрикционными и упорным, а последний шарнирно соединен со свободным концом толкателя.
2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что паз каретки выполнен со скосом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 468046, кл. F 16D 43/20, 1972.
2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2438860/25-27, кл. F 16D 43/20, 1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная предохранительная муфта | 1976 |
|
SU693068A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1979 |
|
SU838163A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1978 |
|
SU804935A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1988 |
|
SU1532749A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1979 |
|
SU872841A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1979 |
|
SU947501A1 |
Предохранительная фрикционная муфтапОВышЕННОй ТОчНОСТи СРАбАТыВАНия | 1979 |
|
SU821802A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1978 |
|
SU767426A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1976 |
|
SU600340A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1978 |
|
SU824716A2 |
Авторы
Даты
1981-03-07—Публикация
1978-12-06—Подача