1
Изобретение относится к узлам кон тактных колец, преимущественно угольных, используемым в электрических машинах.
Известные узлы контактных колец, содер жащие опорные элементы из изоляционного материала, и стяжные элементы, например шпильки, во время работы электрических машин подвергаются большим механическим, электрическим и термическим нагрузкам. Поэтому к деталям, входящим в узел, предъявляются жесткие требования как в отношении веса , так и конструктивного выполнения.
Целью изобретения является уменьшение веса конструкции, а также упрощение процесса изготовления.
Указанная цель достигается тем, что опорные элементы, количество которых ва один меньше, чем число контактных колец, выполнены в виде колец с цилиндрическими ступицами. Внешний диаметр; ступицы меньше, чем внутренний диаметр контактных колец. Ступицы снабжены посадочными поверхностями, число которых соответствует числу стяжны-х шпилек и имеют радиальные выступы, соответствующие числу посадочных поверхностей с горизонтально расположенны ми па них втулками. Эти втулки могут быть
выполнены в виде отдельных элементов, установленных в радиальных выступах. Радиальные выступы в верхней части имеют буртики, входящие в соответствующие выемки контактных колец. Для обеспечения большей прочности узла контактных колец предусмотрено жесткое заклинивание стяжных шпилек во втулках с помощью фиксирующих элементов, например запорных шайб. В дальнейшем в качестве пример;а выполнения опи сывается узел с трмя контактными кольцами.
На фиг. 1 изображен узел контактных колец перед сборкой: на фиг. 2 - радиальный выступ (вариант с отдельными втулками); на фиг. 3 - контактное кольцо с опорными элементами, имеющими буртики; на- фиг. 4 - контактное кольцо; на фиг. 5 и 6 - варианты крепления стяжных щпилек во втулках.
Описываемый узел состоит из двух опорных элементов /, выполненных из изоляционного материала и трех контактных угольных колец 2. Каждый опорный элемент 1 имеет цилиндрическую ступицу 3, диаметр которой мен,ьще, чем внутренний диаметр контактного кольца 2. При этом щирина ступицы больше ширины контактного кольца примерно в два раза. По окружности ступицы 3 соответственно числу стяжных шпилек 4 выполнены утолщения 5, на внешние поверхности которых насажИваются ко11:тактные кольца. Опорные элементы / имеют радиальные 5 выступы 6 соответственно числу посадочных поверхностей. На этих выступах размешены в осевом направлении втулки./, через которые проходят стяжные шпильки 4. Втулки 7 по длине заканчиваются заподлицо с тордо- ю выми поверхностями ступицы 3. При этом внешний диаметр втулок 7 должен соответствовать диаметру отверстий 8, выполневных в контактных кольцах 2. По другому варианту втулки 7 выполнены 15 в виде отдельных элементов, вставляемых в радиальные выступы 6, в связи с чем отверстия 9 в выступах 6, предусмотренные для прохода шпилек 4 имеют диаметр, равный диаметру отверстий 8 в контактных коль- 20 цах 2. Поскольку прочность угольных колец уступает прочности металлических контактных колец, для того чтобы предупредить возможное разрушение, вызываемое центробежными 25 силами, в верхней части радиального выступа 6 выполнены буртики 10, которые входят в соответствующие выемки /Л предусмотренные по всей окружности контактного кольца 2. Для съема узла контактных колец, а также для более эффективного распределения охлаждающего потока воздуха по окружности контактного кольца 2 между участками их прилегания к опорным поверхностям 35 могут быть выполнены преимущественно дугообразные вырезы 12. Прочность узла в сборе повышается за счет жесткого заклинивания стяжных шпилек 4 во втулках 7, выполненного, например, с40 помощью конусных стопорных колец 13 (фиг. 5) или с помощью насаживаемых на шпильки 4 распорных колец 14 (фиг. 6). После изготовления контактных колец 2 и опорных элементов / с радиальными высту-45 30 пами 6 сборку узла осуществляют путем прессования, соблюдая последовательность, показанную на фиг. 1. Затем фиксируют положение всех деталей стяжными шпильками 4, и после этого пропитывают узел отверждаемой смолой. Для лучшего проникания смолы утолщения 5 ступицы 3 могут быть выполнены, конусными или рифлеными. Также могут быть выполнены конусными внутренняя и варужная поверхность втулок 7, обеспечивая хорошее проникание смолы между стяжными шпильками 4 и втулками 7, а также между втулками 7 и контактными кольцами 2. Покрытие всего узла смолой придает ему повышенную прочность. После пропитки, если необходимо, контактирующие поверхности угольных контактных колец подвергаются проточке или шлифовке. Предмет изобретения 1. Узел контактных колец, преимущественно угольвых, содержащий промежуточные опорные элементы, выполненные из изоляционного материала и стяжные элементы, отличающийся тем, что, с целью уменьшения веса конструкции и упрощения процесса изготовления, опорные элементы выполнены в виде цилиндрических ступиц с посадочными поверхностями, число которых соответствует числу стяжных элементов, и снабжены радиальными выступами, соответствующими числу посадочных Поверхностей, с горизонтально расположенными на них втулками. 2.Узел по п. 1, отличающийся тем, что втулки выполнены в виде отдельных элементов, установленных в радиальных аыступах. 3.Узел по п. 1, отличающийся тем, что ра диальные выступы в верхней части имеют буртики, входящие в соответствующие выемки ковтактных колец. 4. Узел по п. 1, отличающийся тем, что стяжные элементы жестко закреплены во втулках с помощью фиксирующих элементов, валример запорных щайб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вращающееся контактное устройство | 1982 |
|
SU1051631A1 |
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ СКОЛЬЗЯЩИЙ ТОКОСЪЕМНИК | 2007 |
|
RU2351044C2 |
Узел контактных колец | 1989 |
|
SU1786575A1 |
Узел контактных колец электрической машины | 1987 |
|
SU1476556A1 |
Блок контакных колец | 1973 |
|
SU489173A1 |
Узел контактных колец электрической машины | 1987 |
|
SU1534573A1 |
Узел скользящего токосъема | 1981 |
|
SU964812A1 |
УЗЕЛ КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ | 1972 |
|
SU357777A1 |
УЗЕЛ СКОЛЬЗЯЩЕГО ТОКОСЪЕМА ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХМАШИН | 1968 |
|
SU208101A1 |
ВСЕСОЮЗНА? | 1973 |
|
SU370812A1 |
..i
Фиг.5
Риг.4
fPvt.e
Даты
1973-01-01—Публикация