(54) УЗЕЛ СКОЛЬЗЯЩЕГО ТОКОСЪЕМА
1
Изобретение относится к электротехнике, а именно к электромашиностроению.
Известны узлы скользящего токосъема, в которых контактные кольца расположены на вращающихся частях электрических машин, например на валу ротора, причем контактные кольца в зависимости от специфики машины могут быть установлены стационарно, например на изолированной буксе, посаженной на вал с натягом Г1.
Это затрудняет монтаж и снижает ремонтоспособность крупных вертикальных машин.
Известно использование в вертикальных машинах съемных контактных колец 2.
Наиболее близкой к предлагаемой по техническойсущности и достигаемому результату является конструкция узла скользящего токосъема, содержащая контактные кольца, стянутые изолированными шпильками и установленные на валу с помощью переходного фланца t-3 3.
Конструкция такого узла проста и технологична, но в процессе эксплуатации могут возникать перемещения . колец относительно друг друга в
горизонтальной плоскости, т.,е, в плоскости, перпендикулярной оси вращения, вследствие его недостаточной жесткости, что приводит к преждевременному износу щеток и снижению надежности работы узла скользящего токосъема и всей машины в целом.
Целью изобретения является повышение надежности работы всей машины
10 в целом за счет увеличения жесткости конструкции контактных колец.
Для достижения поставленной цели в контактных кольцах и переходном фланце выполнены кольцевые канавки,
15 в которых размещены изоляционные фиксирующие элементы, имеющие коЛьцеобразную форму.
Изоляционные фиксирующие элементы могут быть изготовлены, например,
20 прессованными из прессматериала АГ-4 и расположены в кольцевых канавках контактных колец и переходного .фланца, предотвращая возможность перемещения контактных колец вдоль
25 радиуса, при этом с целью дальнейшего повышения надежности путем повышения эффективности охлаждения, кольцеобразные изоляционные элементы фиксации могут иметь радиальные от30верстия .
На чертеже схематически изображен узел скользящего токосъема.
Контактные кольца 1, изготовленные, например, из стали, устанавливаются на переходном фланце 2, с помощью которого осуществляется крепление контактных колец 1 к валу 3 машины, например электрической. Изо- ляция контактных колец 1 относительно переходного фланца 2 и других контактных колец осуществляется с помощью кольцербразных изоляционных фиксирующих элементов 4, предохраняющих контактные коЛьца 1 от перемещений в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Изоляция контактных; колец 1, а также крепление их между собой и с переходным фланце л 2 осуществляется с помощью изолированных стяжных шпилек 5. При этом в стальных контактных кольцах 1 и переходном фланце 2 выполнены кольцевые канавки, в которых размещены кольцеобразные изоляционные элементы 4, которые могут быть выполнены с радиальными отверстиями 6, с помощью которых осуществляется форсированное охлаждение элементов всего узла , скользящего токосъема.
Повышение жесткости конструкции контактных колец достигается за счет дополнительной фиксации кон;тактных колец относительно друг другл, а также относительно переходного сфланца, с помощью изоляционных кольцеобразных фиксирующих элементов, .которые расположены между контактными кольцами в кольцеобразных канавках, и, упираясь в выступающие кромки которых, предохраняют контактные кольца от перемещений в плоскости, перпендикулярной оси вращения.
Все это позволяет повысить надежность всего узла сколозящего токосъема, снизить износ щеток, расширить србки между ревизиями узла токосъема, а-также позволяет получить экономический эффект в народном хозяйстве примерно 10 тыс.руб. на годовую программу электрических двигателей .
Формула изобретения
1.Узел скользящего токосъема электрической машины, содержащий контактные кольца, стянутые изолированными шпильками и установленные
на валу с помощью переходного фланц отличающийс я тем, что, с целью повышения надежности узла токосъема и всей машины в целом за счет повышения жесткости контактных .колец, .в контактных кольцах и переходном фланце выполнены кольцевые канавки, в которых размещены изоляционные фиксирующие элементы, имеющие кольцеобразную форму.
2.Узел ПОП.1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что, с целью дальнейшего повышения надежности за счет повышения эффективности охлаждения, в изоляционных фиксирующих элемента выполнены радиальныеканалы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Видемон Е., Келленбергер В. Конструкция электрических машин. М. Энергия, 1977, с. 280-284.
2.Алексеев Л.Е. Конструкция элетрических машин. Госэнергоиздат. 1358, с. 194-203.
3.Чертеж 5БП.555.09 контактных колец синхронных двигателей серии СДВ (ВСДН), выпускаемых объединением Уралэлектротяжмаш, 1965.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Узел скользящего токосъема | 1986 |
|
SU1317532A1 |
Электрическая машина | 1988 |
|
SU1629945A1 |
ВРАЩАЮЩЕЕСЯ КОНТАКТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2004 |
|
RU2275721C2 |
Токосъемное устройство | 1977 |
|
SU654992A1 |
УЗЕЛ СКОЛЬЗЯЩЕГО ТОКОСЪЕМА ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХМАШИН | 1968 |
|
SU208101A1 |
МНОГОТОЧЕЧНЫЙ ТОКОСЪЕМНШ | 1970 |
|
SU274212A1 |
Узел контактных колец | 1979 |
|
SU813563A1 |
ДИСКОВЫЙ ТОКОСЪЕМНИК | 1992 |
|
RU2042241C1 |
Токосъемное устройство | 1977 |
|
SU639064A1 |
Токосъемное устройство | 1977 |
|
SU687507A1 |
Авторы
Даты
1982-10-07—Публикация
1981-05-20—Подача