Изобретение относится к приборам для автоматической записи пути, прохо-. димого движущимся предметом, напр., велосипедом, автомобилем, судном или аэропланом, с применением двух фрикционных дисков, приводимых во вращение со скоростью, пропорциональной скорости движущегося предмета, и служащих для вращения фрикционных роликов при посредстве соответствующих передач, перемещающих один ленту, а другой-каретку с пищущим приспособлением в направ лении, перпендикулярном к перемещению бумажной ленты.
В предлагаемом прибо|эе, с целью получения на ленте линии с румбом, соответствующим уклону ее от оси прибора, два фрикционных ролика, находящиеся на неизменном расстоянии друг от друга, ходят по фрикционным дискам, выполненным в виде сцепленных друг с другом одинакового диаметра зубчаток, установленных на доске, которая может быть передвигаема вручную или автоматически при помощи кремальеры с диском, разделенным на градусы или румбы.
На чертеже фиг. 1 - 4 изображают схему действия прибора; фиг. 5 -схематический вид сбоку прибора для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом; фиг. б-вид его сверху.
(б4а)
Две сцепленные вместе зубчатки Г и 2 одинакового диаметра соединены фрикционно с двумя находящимися на неизменном друг от друга расстоянии свободно вращающимися роликами 3 и 4 (фиг. 1-4), управляющими движениями пера соответственно по осям х и у. Угловая скорость и направление движения роликов 3 л 4 зависят от положения их на зубчатках. С изменением такового получается приращение всех значений от -|- максимума через О до-максимума, поэтому пищущее перо, как представляющее результирующую обоих приращений, может непрерывно изменять свой азимут от О до 360° в зависимости от положения роликов на зубчатках.
Зубчатки 1 2 получают движение от ведущих частей (колеса, винта или пропеллера) всегда в одном направлении и пропорционально скорости вращения таковых частей, а скорость и, направление вращения, фрикционно связанных с зубчатками роликов 3 4, управляющих движением пера (5 по оси х, 4 по оси у), зависят от положения их на дисках - зубчатках. Так, при положении на фиг. 1 ролик 5, находясь на краю зубчатки /, будет вращаться с максимальной скоростью, а ролик 4 находящийся в центре зубчатки /, не будет вращаться вовсе. Поэтому и перо будет двигаться только по оси - х и чертить линию по направлению N. Если переместить зубчатки / и 2, как указано на фиг. 2, то ролик 3 станет в центре и не будет вращаться вовсе, а ролик 4 будет вращаться с максимальной скоростью. Поэтому перо будет двигаться только по ocn-f-J по направлению W. В положениях, промежуточных между Л/ и И, получается угол наклона, соответствующий удалению ролика 5 от края зубчатки, а ролика её центра. В частности, при нахождении их на равных расстояниях от краев угловая скорость вращения роликов 3 и 4 будет одинакова, движения пера по осям х и у будут равны, и результирующая .даст прямую линию с наклоном в 45°, каковую перо и начертит. Передвигая зубчатки f и 2 далее, в положение на -фиг, 3, ролик 3 находится на краю зубчатки и вращается с максимальной скоростью, но уже в обратную сторону против положения на фиг. 1, а ролик 4 находится в центре зубчатки 2 с нулевым движением. Следовательно, перо будет чертить линию по оси-л:, по на.правлению S. Наконец, в крайнем левом положеиии зубчаток / и 2 (фиг. 4) ролик 3 будет в центре и не даст движения, а ролик 4 на краю зубчатки 2 даст максимальное движение, но в обратную сторону против фиг. 2. Следовательно, перо будет чертить по оси-у по направлению 0. Таким образом, изменение положения фрикционных роликов на зубчатках даст изменение быстроты движения пера как -ло оси X, так и по оси у, и результи-рующая этих движений будет всегда пропорциональна быстроте вращения зубчаток 7 и 2, т. е. и ведущих частей; .перо будет давать любой нужный ази.мут при резком изменении положения фрикционных роликов на зубчатках, а при плавном изменении этого положения перо будет писать кривую, в точности соответствующую поворотам руля .автомобиля, судна, аэроплана, т. е. давать их путь. Соединенная жесткой или гибкой переданей 27 с ведущими частями 28 tOcb . 5 несет на себе муфту 6 с кольцеобразными выступами и шпеньком 7, входящим в продольное углубление на оси 5, позволяя этим муфте б двигаться вдоль оси, вращаясь вместе с нею. К муфте прикреплена коническая зубчатка 8, передающая через вторую коническую зубчатку движение фрикционным дискам, в виде сцепленных друг с другом одинакового диаметра зубчаток 7 и 2, установленных на передвигающейся параллельно оси 5 доске 9 с отростком JO, входящим в промежуток между кольцеобразными выступами муфты 6, передвигающей всю систему вдоль оси 5 при передвижении доски 9 вручную или автоматически помощью кремальеры 77 (фиг. б), скрепленной с диском 29, разделенным на градусы и румбы. Перпендикулярно к плоскости зубчаток 7 и 2 расположены два вращающиеся в центрах фрикционных ролика 5 и с резиновыми ободками как для увеличения трения о зубчатки 7, 2, так и для парализования вибраций при вращении пропеллера на аэроплане. Ролик 3 несет на себе червяк 72, вращающий зубчатку 72, насаженную на ось с цилиндром 75, обтянутым резиной, трущейся о рулон с бумажной лентой, перематываемой от трения цилиндра 75 с катушки 14 на катушку 75. Оси катушек движутся в щелях стоек 76 и 76, и бумажная лента, переброшенная через ролики 77, прижимается все время под влиянием легких пружинок 8 к резине цилиндра 75, почему эта бумажная лента всегда сматывается и наматывается на катушки автоматически со CHOpocTbKi движения окружности резинового цилиндра. Таким образом, валик 5 управляет вращением цилиндра 75, заставляя этим бумажную ленту (карту) двигаться со скоростью, равной движению цилиндра 75, т. е. дает движение по оси-{-л;. Ролик 4, находящийся -на неизменном расстоянии от ролика 5. равном радиусу дисков, вращается свободно на оси его и несет желобчатый шкив 7Я служащий для передачи вращения гибкою тягой 20 верхнему шкиву 27, насаженному на винт 22. Вдоль винта ходит каретка в виде муфты 25 с ,отростком, оканчивающимся пером 24 с одной стороны,
а с другой стороны в нарезку винта входит шпенек 25 под влиянием пружинки, заключенной в обойму 26,
При вращении шкива 2/ муфта 23 с пером движется вдоль винта 22, пока шпенек 25 входит в нарезку винта. Если шпенек вытащить за головку, то перо можно свободно передвинуть в нужный пункт вдоль винта 22, т. е. по оси -|- у.
Согласно изложенному, прибор работает следующим образом. Движение ведущих частей (напр., маленького пропеллера на крыле аэроплана) передается жесткой или гибкой передачей 27 оси 5. От вращения ее и конических шестеренок 8 начинают вращаться зубчатки / и 2. Далее приходит в движение ролик 3 и помощью червяка 72 заставляет вращаться ось с цилиндром J3. Прижимаемые к нему катушки J4, 15 с лентой начинают вращаться в ту или другую сторону, отчего перо 2 чертит прямую черту вдоль бумаги (карты). Если ролик 4 находится не над центром зубчатки /, а вне его, то и он начинает вращаться с определенной быстротой, передавая вращение шкивам 19 и 21, а через них винту 22, двигающему каретку-муфту 23 с пером 24.
как одновременно движется бумажная лента под пером и самое перо, то в результате обоих движений получается некоторая линия, наклон которой (азимут, румб) зависит от быстроты и направления вращения роликов 3 и 4 относительно друг друга, т, е. от положений их на зубчатках 7 и 2.
Положение их можно изменять, вращая кремальеру 77, передвигающую доску 9 со всей системой зубчаток и скрепленную с диском 29, разделенным на градусы или румбы.
Ставя вручную или автоматически против индекса 30 деление диска 2Р, соответствующее показанию компаса, получим на ленте прибора линию с румбом, соответствующим уклону ее от оси прибора.
Предмет патента.
Прибор для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом, с применением двух фрикционных дисков, приводимых во вращение со скоростью, пропорциональной скорости движущегося предмета, и служащих для вращения фрикционных роликов, при посредстве соответствующих передач перемещающих - один бумажную ленту, а другой - каретку с пишущим приспособлением по винтовой оси в направлении, перпендикулярном к перемещению бумажной ленты, отличающийся тем, что фрикционные диски в виде сцепленных друг с другом одинакового диаметра зубчаток If и 2, по которым ходят два находящиеся на неизменном друг от друга расстоянии, равном радиусу дисков, фрикционных ролика 3 -и 4, установлены на доске 9, могущей быть передвигаемой вручную или автоматически при помощи кремальеры 77, скрепленной с диском 29, разделенным на градусы или румбы.
flvwv(w4Uwgafl
3 Фиг.4
оэ
/ /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прибор для маршрутной съемки | 1933 |
|
SU40592A1 |
ЦИРКУЛЬ ДЛЯ ВЫЧЕРЧИВАНИЯ СПИРАЛЕЙ | 1929 |
|
SU16418A1 |
Гребной винт с переменным шагом | 1925 |
|
SU1312A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ВЫЧЕРЧИВАНИЯ ЛИНИЙ ВЛИЯНИЯ НЕРАЗРЕЗНЫХ БАЛОК, ФЕРМ И Т. П. | 1933 |
|
SU49258A1 |
Перфоратор | 1933 |
|
SU37140A1 |
Планограф | 1939 |
|
SU57282A1 |
Устройство для управления работой табуляторных, счетных и т.п. машин | 1927 |
|
SU12239A1 |
Селекторный ключ | 1932 |
|
SU32560A1 |
Логарифмический счетный прибор | 1924 |
|
SU2061A1 |
Мотальная машина для крестовой намотки швейных и т.п. ниток на бумажные гильзы | 1931 |
|
SU26949A1 |
Авторы
Даты
1934-06-30—Публикация
1932-02-20—Подача