II
Изобретение относится к системам автоматического управления и регулирования и может быть использовано, например, при настройке регулируемого параметра нелинейных систем, в которых при некоторых определенных значениях этого параметра возникают автоколебания с определенной амплитудой и частотой, в то время как при оптимальном значении его эти колебания отсутствуют.
Известны устройства для автоматической настройки систем регулирования, содержащие источник питания, двигатель, фильтр и реле.
Однако известные устройства не обеспечивают достаточной точности настройки.
С целью повышения точности настройки систем регулирования предлагаемое устройство дополнительно содержит конденсатор и последовательно соединенные формирователь импульсов и триггер, подключенный к первому реле, двигатель соединен с выходом устройства и подключен к первому выходу источника питания через первый нормально разоА кнутый контакт второго реле и ко второму выходу источника питания через последовательно соединенные нормально замкнутые контакты первого реле и второго реле, которое зашунтировано конденсатором и подключено к третьему выходу источника питания через нрмально разомкнутый контакт третьего реле, включенного на выходе фильтра, вход которого соединен со входом устройства, вход формирователя импульсов соединен с третьим выходом источника питания через второй нормально разомкнутый контакт
второго реле.
Иа чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства.
Предлагаемое устройство содержит систему регулирования /, включающую в себя источник питания 2, фильтр 3, реле 4, 5 т 6, конденсатор 7, интегрирующий двигатель 8, триггер Я формирователь 10 импульсов, и блок-схему // следящей системы, содержащей электронный усилитель 12, электромашинный усилитель /5, двигатель М, тахогенератор 15, дифференциатор 16, элемент сравнения 17 и блок 18 настраиваемого параметра.
Кроме того, на чертеже прнняты следующие обозначения: -}-U - положительное напряжение источника питания или одна его фаза в случае переменного напряжения; - и - отрицательное напряжение источника питания или другая его фаза в случае переменного напряжения; f/o - напряжение, необходимое для управления коммутируемыми цепями.
Устройство работает следующим образом. При наличии в системе автоколебаний
определенной частоты и при отсутствии входного Сигнала, что соответствует недостаточному значению настраиваемого нараметра, если он стоит в цепи обратной связи, или чрезмерно большому, если это коэффициент усиления прямой цепи (для простоты описания работы схемы автоколебания имеют место при недостаточном значении настраиваемого параметра), фильтр 3 выделяет эти колебания и на его выходе срабатывает реле 5, подключая к выходу f/o источника питания 2 нормально разомкнутым контактом 5i реле 4. Последнее срабатывает и подключает интегрирующий двигатель 8 к положительному выходу источника питания. Вал двигателя 8 начинает вращаться в направлении, обеспечивающем увеличение настраиваемого параметра.
Одновременно с этим контакт 4 реле 4 размыкается, исключая тем самым обратное вращение вала двигателя 8. Кроме того, контакт 4z реле 4 подключает формирователь 10 импульсов к выходу t/o источника питания. При этом на его выходе формируется положительный импульс, который не изменяет состояние триггера 9.
По мере увеличения настраиваемого параметра происходит исчезновение (срыв) автоколебаний. Реле 5, являющееся нагрузкой фильтра 3, размыкает контакт 5ь отключая тем самым реле 4 от источника питания 2. По мере разряда конденсатора 7 реле 4 отпускает свои контакты. Время выдержки реле 4, а следовательно, и вращения вала двигателя 8 после исчезновения автоколебаний обеспечивает увеличение настраиваемого параметра до требуемого значения, большего того, которое соответствует срыву автоколебаний. Обесточиваясь, реле 4 размыкает контакт 4i, отключая двигатель 8 от положительного выхода источника питания 2, двигатель 8 останавливается. При размыкании контакта 4 реле 4 на выходе формирователя 10 импульсов формируется отрицательный импульс, перебрасывающий триггер 9 в состояние, при котором срабатывает реле 6, размыкая контактом i цепь, соединяющую двигатель 8 через контакт 4 реле 4 с отрицательным выходом источника питания. Таким образом, двигатель 5 отключен как от
положительного, так и от отрицательного управляющих напряжений. Процесс настройки закончен.
В случае, если в начале настройки настраиваемый параметр нмеет значение, при котором автоколебания не возникают (настраиваемый параметр имеет значение большее или даже равное оптимальному значению), то контакт 4 реле 4 разомкнут, а контакт 6 реле 6 и контакт 4 реле 4 замкнуты. Двигатель 8 подключен к отрицательному выходу источника питания 2, в результате чего происходит вращение его вала в обратную сторону, обеспечивающее уменьшение
настраиваемого параметра. При достижении этим параметром критического значения в системе возникают автоколебания, выделяемые фильтром 3. Реле 5 срабатывает и подключает своим контактом 5i реле 4 к выходу
UQ источника питания 2. Далее осуществляется срыв автоколебаний. Процесс настройки заканчивается, когда перебрасывается триггер 9, и реле 6 размыкает контакт 6.
Предмет изобретения
Устройство для автоматической настройки систем регулирования, содержащее источник питания, двигатель, фильтр и реле, отличающееся тем, что, с целью повышения точности настройки, оно содержит конденсатор и последовательно соединенные формирователь импульсов и триггер, подключенный к первому реле, двигатель соединен с выходом
устройства и подключен к первому выходу источника питания через первый нормально разомкнутый контакт второго реле и ко второму выходу источника питания через последовательно соединенные нормально замкнутые контакты первого реле и второго реле, которое зац1унтировано конденсатором и подключено к третьему выходу источника питания через нормально разомкнутый контакт третьего реле, включенного на выходе
фильтра, вход которого соединен со входом устройства, вход формирователя импульсов соединен с третьим выходом источника питания через второй нормально разомкнутый контакт второго реле.
Г
u
I
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация