РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ Советский патент 1973 года по МПК H02J7/24 

Описание патента на изобретение SU382316A1

1

Известны регуляторы напряжения для заряда аккумуляторной батареи, работающей в буферном режиме с генератором переменного тока, содержащие трехфазный выпрямитель, полупроводниковый усилитель, включающий в себя силовой транзистор, последовательно соединенный с обмоткой возбуждения генератора, и регулировочный транзистор, управляющий током силового транзистора в зависимости от напряжения аккумуляторной батареи, связанной с базой управляющего транзистора ;iepe3 диод Зенера. Однако такие регуляторы недостаточно точно регулируют напряжение аккумулятора (нрн изменениях температуры), в результате чего батарея либо перезаряжается, либо не дозаряжается.

Для повышения точности регулирования в предлагаемом регуляторе между базой и эмиттером регулировочного транзистора включен резистор, обеспечивающий равенство отрицательного те1мпературного коэффициента цепи база-эмиттер этого транзистора положительному температурному коэффициенту диода Зенера.

На фиг. 1 дана схема описываемого регулятора; на фиг. 2 - часть схемы регулятора, другой вариант выполнения.

Генератор 1 переменного тока (см. фиг. 1) нодает энергию к выпрямителю 2 на положительную 3 и отрицательную 4 токонодводящие линии, которыми включена батарея 5 дорожного транснортного средства. Кроме того, через дополнительные диоды б генератор подает энергию на положительную

линию 7, которая при работе имеет тот же потенциал, что н линня 3. Линии 7 и 5 соединены -между собой при помощи сигнальной лампы 8 с сопротивлением 9 и выключателя 10 зажигания. Между линиями 3 н 4 включены последовательно сопротивления // н 12, точка соединения которых подключена к катоду днода Зенера 13. Анод диода 13 соединен с линией 4 через сопротивление 14, а также с базой п-р-п транзистора 15, эмиттер

которого связан с линией 4. Коллектор транзистора 15 присоединен к линии 7 через сопротивление 16 и к базе п-р-я транзистора V7, коллектор которого подключен к линии 7 через сопротивление 18, а эмиттер - к базе

п-р-п транзистора 19. Эмиттер транзистора 19 связан с линией 4, а его коллектор нрисоединен к линии 7 через обмотку 20 возбуждения генератора. Параллельно обмотке возбуждения включен диод 21. Коллектор транзистора 19 (Присоединен также к базе транзистора 15 через обратную связь, включающую последовательно соединенные сопротивление 22 и конденсатор 23. При включении выключателя 10 зажигания

транзисторы 17 и 19 включаются током, проходящим через сигнальную лампу 8, которая зажигается. По обмотке 20 возбуждения нротекает нолный ток. Когда генератор / наччнает подавать напряжение на вход регулятора, потенциал линии 7 повышается до потенциала линии 3, сигнальная лампа выключается, а транзисторы 17 и 19 сохраняют электропроводность благодаря току от диодов 6. При определенном напряжении на батарее диод 13 начинает проводить ток и на сопротивлении 14 .появляется напряжение. Транзистор /5 при этом включается, а транзисторы 17 и 19 выключаются. Обмотка 20 возбуждения обесточивается. Сопротивление 22 и конденсатор 23 обеспечивают быстрое переключение транзисторов.

Таким образОм, .состояли.е регулятара за-в исит от тока, проходящего через диод Зенера, который, в свою очередь, зависит от напряжения батареи.

В процессе работы температура батареи меняется, ввиду чего необходимо обеспечить температурную компенсацию.

В предлагаемом регуляторе эта компенсация обеспечивается при помощи транзистора 15, имеющего такую характеристику, что при определенном коллекторном токе требуемое база-эмиттерное напряжение уменьшается с уменьшением температуры. При увеличении температуры транзистора 15 напряжение на иыходе генератора уменьшается. Температура этого транзистора достаточно близка к температуре батареи. Для повышения эффективности температурной компенсации величина сопротивления 14 должна быть правильно подобрана по отношению к величине сопротивления //. Так как характеристики транзистора 15 линейны, то и кривая зависимости напряжения от температуры носит линейный характер. Однако эта кривая может носить и иной характер.

В схему регулятора (см. фиг. 2) включено дополнительное сопротивление 24, соединенное через сопротивление 25 с линией 4 и через второй диод Зенера 26 с базой транзистора

15. Этот контур может быть настроен так, что до температуры 20°С напряжение на выходе генератора / постояино, а при дальнейшем повышении температуры напряжение понижается. Соотношение между сопротивлениями

// и 14 выбирают так, чтобы напряжение генератора было постоянным до 20°С, а отношение сопротивлений 24 и 14 должно обеспечить определенный наклон температурной кривой при температуре выше 20°С. Для подбора требуемых сопротивлений устанавливаюг величину сопротивления 12 для работы при температуре ниже 20°С, а затем величину сопротивления 25 для работы при температуре выше 20°С. В результате достигается необходимый характер температурной компенсации.

Предмет изобретения

Регулятор напряжения для заряда аккумуляторной батареи, работающей в буферном режиме с генератором переменного тока, содержащий трехфазный выпрямитель, полупроводниковый усилитель, включающий в себя силовой транзистор, последовательно соединенный с об.моткой возбуждения генератора, и регулировочный транзистор, управляющий током силового транзистора в зависимости от напряжения аккумуляторной батареи, связанной с базой управляющего транзистора через

диод Зенера, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулирования, между базой и эмиттером регулировочного транзистора включен резистор, обеспечивающий равенство отрицательного температурного коэффициента цепи база-эмиттер этого транзистора положительному температурному коэффициенту диода Зенера.

18 Z Z

5

.LoV.

-CrO-

J

L/АЛс10

t %tt

л

Фиг f 4/

Похожие патенты SU382316A1

название год авторы номер документа
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
  • Софьин Денис Викторович
  • Майданюк Тимур Владимирович
RU2332769C1
Регулятор напряжения генераторного источника питания 1988
  • Пикунов Николай Олегович
  • Акимов Андрей Валентинович
SU1663741A1
Система зарядки аккумуляторной батареи автомобиля 1977
  • Дэвид Вайли
SU906399A3
Устройство для заряда аккумуляторной батареи транспортного средства 1973
  • Морис Джеймс Аллпорт
SU572231A3
Автономная система энергоснабжения 1989
  • Липский Виталий Константинович
  • Липская Людмила Григорьевна
  • Шпицер Василий Иванович
SU1644357A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ 2001
  • Лебедев С.В.
  • Никеров И.В.
RU2208283C2
Система электропитания 1979
  • Дементьев Сергей Афанасьевич
  • Бот Ривен Абрамович
  • Кондратьев Вячеслав Николаевич
  • Африкян Геннадий Меружанович
SU836723A1
Регулятор напряжения вентильного генератора 1987
  • Ширинский Сергей Иванович
  • Сорокин Виктор Иванович
  • Бабак Александр Георгиевич
  • Дементьев Сергей Афанасьевич
SU1446687A1
Регулятор напряжения для синхронного генератора 1981
  • Кушнерев Виктор Васильевич
SU1008877A1
Сигнальное ламповое устройство для зарядной системы батареи транспортного средства от генератора переменного тока 1980
  • Томас Никол
SU1210656A3

Иллюстрации к изобретению SU 382 316 A1

Реферат патента 1973 года РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Формула изобретения SU 382 316 A1

Раз. 2

SU 382 316 A1

Даты

1973-01-01Публикация